Любовь ШАПОВАЛОВА. Фото https://vk.com/arhmuseum | 01.10.2021 12:00:00
В этом году исполняется 155 лет со дня рождения Александра Алексеевича Борисова – замечательного художника и гражданина, уроженца Красноборья. Не такая уж и круглая дата, но этот замечательный человек достоин того, чтобы благодарные земляки почаще вспоминали его картины, проекты и книги.
Недавно мне посчастливилось побывать на лекции о художнике. Лекцию вёл заведующий Музеем художественного освоения Арктики Иван Александрович Катышев. Именно посчастливилось, потому что это была не лекция в общепринятом смысле, а увлекательный рассказ – эмоции просто фонтанировали! И без никакой шпаргалки – всё в голове. Тема лекции – «Общественное служение художника А. А. Борисова».
Известно, что Борисов показал красоту русской Арктики всему миру, тем самым привнёс в мировое искусство совершенно новую тематику, причём сделал это талантливо и самобытно. Однако Арктика привлекала его и как общественного деятеля: «Я хотел послужить науке, насколько позволят умение и силы». При этом Борисов всё устраивал сам: сам продумывал и организовывал научные экспедиции, под его непосредственным контролем строили судно и дом на Новой Земле. Александр Борисов не только талантливый художник, но и героический исследователь и настоящий патриот. Вся его жизнь – воплощение бескорыстного служения на благо России, на благо русского народа, на благо своей малой родины.
Заведующий музеем Иван Катышев и на лекциях, и на экскурсиях настолько интересно рассказывает, что в этот раз в Архангельск специально приехал ведущий научный сотрудник «Музея Земли» при МГУ Ю. И. Максимов. Взял отпуск – и приехал на три дня в Архангельск, чтобы впервые посетить наш музей и послушать лекцию своего коллеги. А я слушала рассказ-лекцию и всё время ловила себя на мысли, что невольно сравниваю общественное служение художника Борисова и… общественное служение молодого заведующего музеем, те задумки, которые уже осуществляются.
Александр Борисов намеревался жить на Новой Земле три года (1901-1903 гг.): рисовать, изучать архипелаг, совершать научные экспедиции по его берегам – ведь в то время Новая Земля была почти неизведанной землёй. Борисов создал географическую карту многих «белых» участков архипелага. Для путешествий в Арктику нужен был особо прочный корабль. Проектирование судна Борисов заказал самому лучшему в Питере в то время инженеру-судостроителю по фамилии Фан-дер-Флит, а строили судно под неустанным наблюдением живописца поморские корабельные плотники деревни Колежма. Яхта «Мечта» получилась на славу.
Поэтому совершенно логичным стало участие Борисовского музея в работе межрегионального медиапроекта по строительству деревянного поморского судна (в обиходе – коча, хотя это не совсем коч) на верфи в Соломбале, в школе исторического судостроения. Ранее Иван Катышев работал научным сотрудником Морского музея, он разработал историческое обоснование изготовления традиционного поморского судна. Сотрудники Борисовского музея не первый год участвуют в этом проекте: консультируют, проектируют, обучают, просвещают, разъясняют…
С первых лет советской власти знаменитый художник с головой окунулся в огромную работу по экономическому развитию Севера. Было планов громадьё! Он проектировал «Великий северный железнодорожный путь». Почему? Борисов понимал, что богатства Севера, виденные им в путешествиях-экспедициях, и Сибири (в первую очередь относительно дешёвая сибирская пшеница) не могут рационально использоваться главным образом из-за отсутствия дорог. Он хотел протянуть железнодорожную нитку наискосок по стране: от Мурманска через Плесецк — Котлас — Урал и почти до Байкала, хотя, мне кажется, не совсем понимал и сложность прокладки дорог на скальных и торфяных грунтах, и финансовую сторону проекта. От Мурманска до низовьев Оби – первая очередь строительства.
Проект строительства этой великой магистрали он изложил в книге «Обь-Мурманская железная дорога». Это была его идея, и он принимал самое активное участие в разработке этого проекта. Все силы и энергию отдавал. Ему помогал инженер, профессор В. М. Воблый. А совместно с братьями Васнецовыми и архитектором Щусевым Борисов даже разработал проекты зданий вокзалов и станционных строений.
Теперь архангельский музей прокладывает другой, поморско-якутский путь – осуществляет проект «Русское устье. Северный путь». Русское Устье – так называется посёлок в дельте реки Индигирки, основанный, по всей вероятности, архангельскими поморами, которые в давние-давние времена прошли на кочах путь до северных берегов теперешней Якутии. Архангельский этап проекта завершён прошедшим летом. Теперь оснастить новопостроенное традиционное судно навигационным оборудованием – и можно отправиться на нём в Арктику, к берегам Индигирки путём древних поморов. Тем самым архангельский Музей художественного освоения Арктики сотрудничает с представителями Якутии по вопросам общей русской истории, сохраняя память о первопроходцах Арктики и развития традиций деревянного судостроения.
В 1920-е годы Александр Борисов взялся за давнюю свою задумку. Дело в том, что в окрестностях Красноборска имеется несколько источников минеральных вод и лечебных грязей. Он решил построить на базе одного из источников курорт для трудящихся (вспомним: всё – на благо народа). В Москве он познакомился с тогдашним министром медицины Семашко и получил от него поддержку. Первый в Архангельской области курорт для трудящихся был открыт только благодаря огромной энергии Борисова – время-то какое! Трудностей-то сколько! Но все силы – курорту. Борисов одновременно был и директором, и бухгалтером. Да кем только не был! Врачей сам искал. Название сам придумал – «Солониха». Весной 1921 года с Севера России ушли интервенты, и уже в 1922 году открыли курорт. Построенный по проекту художника корпус для отдыхающих (т. н. Борисовский корпус – интересное, кстати, здание) до сих пор эксплуатируется.
Теперь же музей совместно компанией-туроператором задумал трёхдневную автобусную экскурсию (тур выходного дня) по борисовским местам – «Дом над Северной Двиной». Туристы будут жить, конечно, в санатории «Солониха». Тур предполагает не только посещение дома-усадьбы живописца в Евде, художественно-краеведческих музеев в Красноборске и Черевково, но и интересную «рукодельную» часть программы с мастер-классами по живописи, ведь Красноборье – родина сразу трёх видов народной росписи.
К юбилею художника в начале ноября музей готовит особую программу различных мероприятий. Какую? Об этом заведующий музеем не рассказывает: «Пока секрет, ещё рано. Ближе к делу смотрите на нашем сайте, на афишах. Приглашаю!» Не сомневаюсь, что мероприятия будут столь же интересными, как и слышанная мною лекция.