ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Какую тайну откроет каравелла Виллема Баренца?


Марина МЕНЬШИКОВА | 25.10.2012 05:28:19

В Архангельск вернулась поисковая экспедиция, которая у архипелага Новая Земля искала отстатки корабля, на котором в 1596 году Виллем БАРЕНЦ пытался пройти из Европы в Индию. Исследователям удалось обнаружить фрагменты обшивки некоего судна, которые вполне могут иметь многовековую историю.

Экспедиция, в состав которой вошли подводные археологи, водолазы и гидроакустик, геофизик и  сотрудники парка «Русская Арктика», месяц провела в заливе Ледяная Гавань, у мыса Спорый Наволок. Цель экспедиции – подтвердить с помощью специальных приборов нахождение в нескольких метрах от берега природной геомагнитной аномалии, и даже более – убедить научное сообщество, что эта аномалия – не что иное, как остов каравеллы голландского шкипера Виллема Баренца.

Как известно, Виллем Баренц мечтал во что бы то ни стало найти Северо-Восточный морской проход из Европы в Китай и Индию. Ради этого он организовал три арктические экспедиции. Суровые испытания, насмешки скептиков, неудачи первых двух попыток не остановили Баренца. Голландское правительство отказалось спонсировать новый  морской поход, и он заразил своей верой купцов и сумел найти соратников. В мае 1596 года на средства горожан была организована третья экспедиция. Первыми из европейцев Баренц и его команда достигли Новой Земли, но не открытие новых островов было целью голландца, нужно было двигаться в Индокитай.

Каравелла попала в ледяной плен у северной оконечности Новой Земли  в бухте, которую Баренц назвал Ледяной Гаванью. Морякам пришлось построить на берегу зимовье и провести в нем 10 долгих месяцев. Когда команда решила возвращаться домой, Баренц был тяжело болен, и оставшиеся в живых голландцы вернулись уже без своего  штурмана.

Подводный археолог, историк Дмитрий КРАВЧЕНКО ищет знаменитую голландскую  каравеллу на протяжении нескольких десятков лет. В 2012 году экспедиции оказали финансовую помощь Русское географическое общество и фонд «Север — наш!».

«Экспедиция столкнулась с непреодолимым фактором, играющим против нас, – со стихией. Снежные заносы, ветер до 30 м/с, нагонные волны у берега, отрицательные температуры не могли дать нам в полной мере воплотить задуманное. Так, например, из-за сильной волны осложнилась работа с магнитометром, который был наземным, и мы его могли использовать только в лодке, - дал свою оценку деятельности экспедиции Дмитрий Кравченко. - Из запланированных 11 дней на работы было потрачено менее недели. Однако нам  все же улыбнулась удача: практически в последний день мы нашли в 20 метрах от берега на песке четыре фрагмента шпангоута (элемент обшивки корпуса корабля). Сейчас с каждого снят срез — они  будут исследованы с помощью радиоуглеродного анализа в геологическом  институте в Москве».

В том, что деревянные фрагменты принадлежат голландскому судну, Дмитрий Кравченко не сомневается. Его аргументы в пользу теории голландского происхождения – состав материала найденных артефактов. Обнаруженные экспедицией остатки явно были построены из лиственного дерева, вероятнее всего дуба. Поморы свои кочи и карбасы из дуба не строили, его  попросту на севере не было. К тому же способ закрепления гвоздей и сами гвозди, по мнению Кравченко, также свидетельствуют о голландском следе…

Сейчас артефакты переданы в Архангельский областной краеведческий музей. Помимо последних находок экспедиции Кравченко, в фондах музея насчитывается около 100 фрагментов голландской экспедиции Баренца. «В России это самая большая коллекция артефактов», - объяснил Дмитрий Кравченко.

Мечта историка – реконструировать каравеллу. Главный  вывод, который сделала экспедиция после работы в Ледяной Гавани, - судно нужно искать не в том месте, где ранее предполагали.

«Мы нашли остатки шпангоута – это первые находки нишевой части судна. Получается, мы теперь знаем, где примерно лежат на дне фрагменты каравеллы. Ранее мы полагались на магнитные аномалии, но теперь будем проводить поиски, основываясь на последних открытиях», - поясняет Кравченко.

В следующем году экспедиция стартует раньше по срокам, ее  целью станет обнаружение остатков каравеллы, определение состояния  килевой части судна, отработка  методики размыва. Поднимать или нет каравеллу в случае ее обнаружения – вопрос пока открытый. Директор национального парка «Русская Арктики» Роман ЕРШОВ предложил Дмитрию Кравченко не торопиться в этом щепетильном вопросе и пока провести лишь фотовидеосъёмку, чтобы задокументировать наличие каравеллы на дне. «Мы не знаем, как поведёт себя материал, пролежавший на дне несколько столетий подряд», – объяснил свою позицию директор «Русской Арктики».





Возврат к списку

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2019 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5