Беседовала Надежда ВОЛКОВА. Фото Алексея Липницкого | 27.09.2021 11:44:39
1 сентября в России стартовал проект «Пушкинская карта», в котором принимают участие молодые люди от 14 до 22 лет. На счету каждого из них – 3000 рублей, которые можно потратить на посещение учреждений культуры по всей стране. Сделать это нужно до конца года, чтобы средства и потенциально яркие эмоции не «сгорели». При этом учреждение тоже должно присоединиться к программе и предложить зрителям соответствующие их возрасту и интересам мероприятия.
Исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Архангельской области, директор Поморской филармонии Василий ЛАРИОНОВ поделился с «Бизнес-классом» своим мнением о новой федеральной программе популяризации культурных мероприятий среди молодежи.
– Василий Сергеевич, как вы отнеслись к нововведению? Надолго ли с нами этот проект?
– Эта инициатива мне нравится, она очень правильная. Государство поступило совершенно верно, когда решило не просто перечислить средства учреждениям культуры, по которым сильно ударила пандемия, а опосредованно выдало их важной для себя целевой группе – школьникам, студентам колледжей и высших учебных заведений. Участники программы получили дополнительную возможность посещать культурные события, а учреждения – почти гарантированный спрос. Почему почти? Потому что наша задача сейчас – создать интересное предложение, если мы хотим побороться за этот целевой сегмент аудитории.
В этом проекте мы будем участвовать не один год, и мне кажется, что остаток 2021-го уйдет во многом на то, чтобы приучить к «Пушкинской карте» как молодежь, так и учреждения культуры. Основная же работа по карте придется на следующий год. Интересно, что в абсолютном соотношении средства на 4 месяца этого года (3000 рублей) превышают средства, выделяемые молодежи на 12 месяцев 2022?го (5000 рублей). Необходимо сейчас проверить, оттестировать, как эта система будет действовать, чтобы заранее планировать мероприятия учреждений культуры.
– Все учреждения находятся в равных условиях на старте работы с «Пушкинской картой»? Стоит ли им взаимодействовать друг с другом?
– В более выигрышном положении будут находиться, во-первых, учреждения культуры, которые организуют платные мероприятия и давно продают билеты через онлайн-кассы, ведь большинство современных школьников и студентов покупают все в Сети. Во-вторых, это те учреждения, которые предлагают такой продукт, на который школьник мог бы фактически потратить свои 3000 рублей. Ведь если билет в музей стоит 100 рублей, участник может и не сходить туда 30 раз, ему проще купить несколько билетов на концерты или постановки. В самой выигрышной позиции, на мой взгляд, находятся театры, потому что у многих из них в репертуаре уже есть готовый продукт для молодежи – это спектакли на основе сочинений, которые включены в школьную программу. Филармониям, например, чуть сложнее – наша публика в основном постарше. Поэтому необходимо добавить что-то новое именно для юной аудитории.
К сожалению, из проекта выключены независимые и частные учреждения культуры, творческие объединения и креативные индустрии – они (надеюсь, пока!) не попадают в эту программу. Но я хочу акцентировать внимание на том, что они могут предложить свой продукт государственным учреждениям, на базе которых можно его реализовать в рамках «Пушкинской карты». Мы можем стимулировать взаимодействие негосударственного сектора с государственным. А госучреждения могут приходить на другие площадки под своим брендом и давать им возможность проводить мероприятия и зарабатывать. Не надо концентрироваться только на себе и быть монополистами. Мне кажется, это очень важная история.
Учреждения культуры и образовательные учреждения тоже должны взаимодействовать между собой, потому что значительная часть нашей целевой группы – старшеклассники и студенты. Нам нужно предлагать проекты, соответствующие их интересам.
– «Пушкинская карта» дает ребятам из маленьких населенных пунктов возможность посетить культурные события в любом городе страны – в крупных учреждениях культуры, которые присоединились к программе. А что делать, если у ребенка нет возможности выехать в другой город до конца года?
– Начать следует с аналитики: сколько в области школьников, где они живут и учатся, чем дышат, что им хотелось бы получить? И когда появятся эти данные, наверняка станет понятно, что высокий спрос, конечно, присутствует не только в Архангельске и крупных городах. В маленьких селах и деревнях много ребят, которые хотели бы сходить на то или иное событие. Мне кажется, государство должно поддержать предложение не только для городов, но и для небольших населенных пунктов. Необходимо привозить ребят в города и давать возможность посещать мероприятия либо помочь учреждениям выезжать на гастроли со своими постановками, концертами и выставками, а школьники и студенты расплачивались бы «Пушкинской картой».
При этом в каждом муниципальном образовании есть свои учреждения культуры. Было бы идеально, если бы они тоже попали в «Пушкинскую карту» и предлагали классные культурные проекты своим зрителям. Чтобы ребята из маленького городка даже не захотели тратить средства со своей карты в другом городе, а с удовольствием сходили бы в свой Дом культуры и посмотрели постановку там. То есть часть контента, предлагаемого по карте, может быть сугубо локальной, должно быть желание совершенствовать эту деятельность на местах. Это огромный стимул для развития культуры. С одной стороны, ты развиваешь свои творческие начинания в интересах достаточно узкой целевой группы – с 14 до 22 лет. Но это все равно вдохновляет и побуждает идти вперед.
– Как программа повлияет на жизнь учреждений культуры? Есть ли повод для конкуренции и нужно ли прилагать особые усилия, чтобы достичь высоких результатов в рамках работы с картой?
– Для кого-то жизнь останется прежней – если учреждение хочет остаться на прежнем уровне. Пока государство не дает строгих директив по поводу того, сколько должно быть посещено событий по «Пушкинской карте». Костное и негибкое учреждение вполне может отнестись к этому казенно: зарегистрироваться в системе, формально предложить несколько мероприятий и сидеть на месте, ожидая, или, наоборот, даже боясь обратной реакции. А если ты видишь перед собой такой эффективный, интересный и финансово-емкий ресурс, предприимчив и хочешь развиваться – это будет тебя стимулировать.
Мне кажется, внедрение «Пушкинской карты» привлечет особое внимание к подросткам и юношеству, которые зачастую находятся «ниже радаров» учреждений культуры. А в данном случае государство нам почти прямым текстом говорит: пожалуйста, присмотритесь к этим ребятам, им тоже многое нужно и многое могло бы быть интересно. Для учреждений это к тому же прямой экономический стимул.
При этом государство сознательно ограничивает конкуренцию официального государственного сектора культуры с частным шоу-бизнесом. Если бы по «Пушкинской карте» можно было провести какой-то коммерческий проект со звездами, которые сейчас очень популярны у молодежи, ребята потратили бы средства со своих карт в первую очередь на эти события, проголосовав за них рублем. Но государство сознательно (пока?) держит эту дверцу закрытой.
Это не значит, что учреждения культуры должны расслабиться, возомнив, что все дети с «Пушкинскими картами» пойдут к ним. Они могут вообще ничего не выбрать и не потратить средства. Если детей даже по карте не получится заманить в «храм культуры», это будет для всех нас очень плохим знаком.
В любом случае, для начала надо максимально повысить осведомленность об этой программе, ведь далеко не все о ней знают. Использовать раздаточные материалы, размещать информацию на электронных ресурсах (чаты, группы, паблики) и досках объявлений учебных заведений, вовлечь директоров, ректоров, завучей, преподавателей, учителей и родителей. Ребята должны узнать и осознать, что получили новый ресурс. Считаю, что это наша задача номер один: максимально полно донести информацию, что государство предоставило им такую интересную возможность. А вот дальше мы посмотрим, как они этой возможностью воспользуются.