ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Стратегию б принял я только за то… Долгосрочный план развития области нуждался в корректировке


Григорий ДИТЯТЕВ | 02.11.2018 22:27:51
Стратегию б принял я только за то… Долгосрочный план развития области нуждался в корректировке

В середине октября состоялись публичные слушания, посвященные новой Стратегии развития Архангельской области (далее – Стратегия). После принятия ФЗ №172 «О стратегическом планировании» потребовался пересмотр существующих долгосрочных региональных планов развития. Правительство области представило, наконец, на суд общественности новый проект документа.


Важно отметить, что теперь стратегии развития должны приобретать статус закона, их обязаны одобрить региональные парламенты, тогда как в 2008 году аналогичный документ утверждался распоряжением губернатора.

Вы ж мене штокманули…

Как представляется, главным итогом проходившего в Архангельске в 2017 году Арктического форума стало осознание снижения федерального интереса к полярной теме. Волокита с законопроектом об Арк­тической зоне России, отказ Минфина выделять на нее средства, постоянные угрозы отменить северные надбавки и, конечно, увеличение на пять лет возраста выхода на пенсию убеждают даже оптимистов: намерений улучшать положение двухмиллионного населения Арктики у Москвы нет. Арктика интересна центру как сфера деятельности МЧС, Минобороны и, возможно, как туристическая территория для обеспеченных людей. И не более.

Освоение нефтегазовых морских месторождений, прежде всего Штокмановского, требует роста цены на нефть значительно выше 100 долларов за баррель, и потому их будущее остается туманным. Собственно, уже только по этой причине принятую в 2008 году Стратегию социально-экономического развития Архангельской области, рассчитанную до 2030 года, надо было перелицовывать. Экономике региона она предписывала бурное развитие за счет нефтяного машиностроения и судостроения. Так, авторы программы, написанной в 2008 году, то есть тогда, когда цены на нефть уже пошли вниз, почему-то были уверены: «для освоения арктического шельфа к 2030 году потребуется строительство около 55 платформ для добычи нефти и газа. Архангельская область имеет значительные преимущества географического положения для обеспечения нефтяных месторождений в акватории близлежащих морей (Баренцево, Печорское, Карское моря). К 2030 году ежегодный объем заказа на строительство платформ для этих месторождений составит около 50 млрд рублей».

Стратегия включала в себя строительство «Белкомура», нового морского порта с пропускной способностью 28 млн тонн в год, а также образование Северного – тогда еще не арктического – федерального университета. Третий из этих пунктов, как известно, реализовался уже к 2010 году. Поморское «планов громадье» было рассчитано на бюджетные вливания: «с 2009 по 2030 г. в среднем ежегодно инвестиции в экономику области должны составить 47 млрд руб., что в 3,4 раза больше показателя за 2006 г.», а в целом к 2030 году должны были превысить триллион рублей. Таким образом, Стратегия убеждала всех, что образовавшийся при губернаторе Илье МИХАЛЬЧУКЕ многомиллиардный долг Архангельской области перед федеральным бюджетом вполне нормален. На ее основе и принимался в 2008 году бюджет на 2009-2012 годы, в котором закладывались программы по привлечению федеральных заимствований.

Новые приоритеты

Новая Стратегия региону действительно необходима. Но, конечно, не любой ценой. Самое главное требование, которое общественность вправе к ней предъявить, – антикоррупционная безопасность. Новая долгосрочная программа социально-экономического развития не должна основываться на фантастических, ничем не подтвержденных прогнозах, с тем, чтобы служить прикрытием для «закачивания» – надо полагать, в «правильном» направлении – средств федерального бюджета. Ведь расплачиваться впоследствии придется всем нам. «Наследство» Ильи Михальчука – 20 млрд рублей регионального долга и несколько крупных скандальных долгостроев – должны убедить всех: «стратегические игры» опасны.

Проект новой Стратегии рассчитан уже до 2035 года. Если предыдущую создавали некие ООО «ПроИнвестСпецпроект» совместно с ООО «Стратеджи Партнерс», то над новой потрудились специально для этих целей созданное агентство стратегических разработок, а также, по словам нового руководителя агентства Игоря ДЕВЯТКО, «ученые САФУ, петербургская Высшая школа экономики и коллеги из Сколково». Игорь Девятко не устает подчеркивать новаторский характер формирования документа – опору на мнения, оценки жителей Архангельской области. Однако выигрышная специфика проекта видится все же в ином: он свободен от явных лоббистских влияний и не основывается на заведомо невыполнимых предпосылках.

Стратегия формулирует генеральную цель: Архангельская область должна стать к 2035 году центром Русского Севера, привлекающим и объединяющим людей для всестороннего развития, реализации передовых идей и комфортного проживания. В этой связи выбраны четыре приоритета: сохранение и развитие человеческого капитала; пространство, комфортное для жизни; благоприятные условия для устойчивого экономического роста; консолидация населения и развитие гражданского общества. Дальнейшее деление приоритетов на конкретные цели, а последних – на отдельные проекты также выглядит достаточно логичным.

Из глобальных проектов остаются строительство «Белкомура» и нового глубоководного участка морского порта Архангельск. Планируется также помимо судостроения и лесопереработки развивать производство полимеров, а также лакокрасочных материалов.

Отчего-то не привлекли внимания разработчиков новые интересные инициативы, например мегапроект по возведению моста через горло Белого моря с последующим строительством скоростной железной дороги Мурманск – Архангельск – Москва, а также идея паромного сообщения между Архангельском, Мурманском и норвежскими портами Тромсе и Будё, что позволило бы решить проблему круглогодичной морской транспортной доступности Соловецкого архипелага и, по возможности, других поселений Беломорья и Кольского полуострова. По крайней мере, среди конкретных проектов эти инициативы не значатся. Да и в целом участие Архангельской области в Баренц-Евроарктическом сотрудничестве в Стратегии практически никак не отражено.

Несмотря на то, что генеральная цель призывает реализовывать передовые идеи, в новом документе найти их довольно-таки сложно. Хотя они имеются, причем импульсы исходят от партнеров Архангельской области по Баренц-региону – норвежских провинций Финнмарк и Нурланд. Местные власти предложили правительству Норвегии распространить режим безвизового въезда на всю территорию Баренц-региона. Безусловно, реализация идеи «поморской визы» могла бы оказать самое благотворное влияние на развитие туризма и сделать реализацию мегапроекта Трансарктической магистрали осуществимым и инвестиционно привлекательным.
Рассказать о новой глобальной роли Севера для будущего России – в этом могла быть и миссия Арктического форума.

Большой плюс

Отдельно стоит отметить, что Стратегия будет иметь силу областного закона: это дает жителям Архангельской области возможность защищать качество своей жизни в том числе и с помощью суда.

К примеру, проект «Доступная работа» включает обязательство правительства региона стимулировать создание эффективных рабочих мест с достойным уровнем зарплат, предоставление рабочих мест малоимущим при помощи социального контракта, поддержку предпринимательских инициатив. Социальные ориентиры становятся в то же время довольно-таки осязаемыми гарантиями. Проект «Обеспеченная семья» ставит задачу поддерживать региональные программы по предоставлению льгот и субсидий на жилье, а также поддержки семей после рождения ребенка – есть и конкретный ориентир: рост на 35% семей, обеспеченных собственным жильем, к 2025 году.

Однако, возможно, самым привлекательным, с учетом «шиесофрении», небеспричинно охватившей некоторые СМИ региона, выглядит Стратегия в части, посвященной эффективному обращению с отходами: «Проект предполагает создание на территории Архангельской области качественно новой стратегии и системы обращения с отходами производства и потребления, позволяющей обеспечить предупреждение и сокращение образования отходов, организовать повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, минимизировать количество захораниваемых отходов, создать стимулы для инноваций в области переработки отходов и обеспечить ответственное отношение населения и бизнеса к проблеме обращения с отходами».

Ни одной из поставленных целей Стратегии организация длительного захоронения отходов из Москвы в районе станции Шиес в том виде, в котором инвестпроект был представлен на презентации 18 октября, не соответствует. Следовательно, жители и местная власть Ленского района получают дополнительную возможность цивилизованно, через суд требовать остановки опасного начинания даже в том случае, если экологи дадут добро.

Перефразируя Маяковского, – Стратегию б принял я только за то, что с ней отстоять можно Шиес. Но достаточно ли этого для депутатов областного Собрания?





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Реальный бизнес


Лента событий

Новости компаний

© 2003-2018 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5