Григорий ДИТЯТЕВ | 11.08.2017 22:01:57
Недавно в администрации Архангельска состоялась презентация изменений, предлагаемых для внесения в Стратегию социально-экономического развития областного центра. Изменился, прежде всего, горизонт планирования – теперь им стал 2030 год. Сейчас обновленную стратегию обсуждают эксперты, общественность и ученые. Судьбу корректировок решит координационный совет, назначенный на конец августа.
Новая Стратегия социально-экономического развития Архангельска, на первый взгляд, фактически неотличима от старой. Она примерно в полтора раза короче той, что принималась в 2008 году, и представляет собой попытку ее несколько усовершенствовать. Неизменным осталось выделение восьми сценариев, которые, в «зависимости от усиления в процессе развития тех или иных функций города», превращаются в пять групп. Однако оценка вероятности реализации тех или иных сценариев значительно изменилась, что, по большому счету, говорит скорее об отсутствии стратегии, чем о ее наличии.
В 2008 году будущее Архангельска связывалось с освоением ресурсов Архангельской области, прилегающих северных регионов, и вероятность такого варианта оценивалась в 80-90%, то есть считалась очень высокой. Значительно ниже рассматривалась вероятность развития города как международного или даже межрегионального морского порта – она варьировалась от 50% до 60-65%. Как бы там ни было, какое-то будущее Архангельску прогнозировалось, и было понятно, на что следует обращать внимание.
Новая редакция стратегии фактически не оставляет областному центру шансов. Вероятность стать центром освоения ресурсов Архангельской области и прилегающих регионов уменьшилась почти в два раза и оценивается экспертами на уровне 40-50%. Значительно снижен в этом документе и статус Архангельска как морского порта, в том числе и международного: диапазон вероятности для этих стратегий колеблется от 20-35% до 30-45%. Почему-то разработчики стали скептичны и к перспективам каботажных перевозок: развитие этого направления оценивается для Архангельска еще ниже.
Авторы новой стратегии предписывают нам улавливать новый тренд – связывать будущее города с формированием интеллектуальной экономики и промышленным подъемом. Быть может, ставка делается на современные 3D-технологии, развитие дроностроения и каких-нибудь гигантских роботов-болотоходов. Однако вероятность реализации и такого сценария невысока – всего-то 50-60%. Есть и еще одно направление развития для Архангельска – быть административным и образовательно-культурным центром межрегионального значения. Но и здесь «фифти-фифти».
Как видится, главное отличие новой редакции стратегии от старой – фиксация бесперспективности. Если в 2008 году какой-то свет в конце туннеля старались увидеть, то теперь иллюзиям пришел конец. Разработчики умывают руки и напоминают нам мудрость из «Золотого теленка»: спасение утопающих дело рук самих утопающих. Конечно, нам пытаются говорить о другом: о последовательной реализации разных сценариев, их оптимальном соотнесении и всенепременном «синергетическом эффекте» осуществления разных проектов. Но изначальная вероятность реализации базовых сценариев, как представляется, задана на недопустимо низком уровне. Так перестраховаться проще всего: корректировать ничего не придется.
Возможно, принятие такого документа дает уникальный шанс оппозиционным силам наглядно показать своим избирателям: нынешний интерес власти к стратегиям является глубоко конъюнктурным – элементом отчетности в условиях очередного избирательного марафона 2018-2020 годов.
Казалось бы, в новой редакции стратегии можно увидеть определенную «смену вех»: составители «заметили» появление в России Арктической зоны и даже новый статус города как постоянного места проведения форумов на тему ее освоения. Нет больше и унылых пророчеств по поводу падения численности населения – с 2012 года Архангельск, хотя и ненамного, но, по официальным данным, все-таки прирастает. Однако рассуждения авторов о приведении численности населения города в соответствие с экономически целесообразными для Севера параметрами не оставляют сомнений: авторы стратегии готовы к варианту массового отселения северян в центральную полосу...
Наличие на Севере значительного местного населения дает возможность для реализации самых масштабных проектов, и по этой причине его следует здесь сохранять. Обжитая территория – верный путь минимизации затрат на сверхвысокие зарплаты, возможность отказа от политики «длинного рубля», переход на новый уровень освоения богатств Севера. Здесь важно обустроить циркумполярные города и поселки, сделать их удобными, комфортными для постоянного проживания.
Странно и то, что составители стратегии не заметили таких новых направлений в развитии города, как сбор и переработка арктического мусора, перспектив развития Архангельска как центра переработки водорослей, как одного из центров набирающего популярность арктического туризма.
Впрочем, желание искать в документе какой-то конструктив может отбить уже тот факт, что авторы используют в своих расчетах какие-то фантастические цены на нефть – сейчас она должна составлять аж 104 доллара за баррель.
На ту же тему: