Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 08.09.2017 20:49:53
В России есть особый месяц – август. В августе традиционно обостряются фантомные политические и финансовые головные боли. И для этого полно оснований. Про политические пертурбации августа 1991 года говорить сейчас не модно. Зато провал рубля в «проклятом месяце» предсказывали многие публичные аналитики и эксперты. Вспоминали дефолт 1998 года и кризис 2008-го, пессимистично оценивали прочность национальной валюты в нынешнем августе. Зазвучало слово «девальвация».
Степан Демура – главный «медведь» телеканала РБК – 1 августа предрек падение рубля в этом месяце в два раза и изложил свои доказательства беды. Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, доктор экономических наук Яков Миркин рассказал о готовящейся четвертой взрывной девальвации, в точности повторяющей сценарии предыдущих. Даже глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин в июле говорил в эфире канала «Россия 24» о возможном августовском обвале нефтяного рынка на 25% от текущих отметок – с 52,12$ доллара за баррель Brent – до 40$ за баррель и соответствующем росте курса доллара примерно в той же пропорции.
Правительство России и глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, наоборот, демонстрировали оптимизм и уверяли о полном контроле финансового рынка страны.
«Мы видим, что рубль вернулся на те уровни, которые считаем нормальными в текущей ситуации. Каких-то резких, драматических изменений здесь абсолютно ждать не стоит. Рубль, конечно же, будет колебаться, но в ограниченном диапазоне – у нас валюта плавающая, она чутко реагирует на все изменения», – отмечал глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин. ЦБ РФ в своем макроэкономическом прогнозе гарантировал ослабление рубля не более чем до 62 за доллар только к концу этого года и стабилизацию финансовой ситуации в последующие два.
Но все это рассуждения и прогнозы людей состоятельных. А страна в это время привычно ожидала худшего и уповала на какое-нибудь очередное непредсказуемое спасение. Именно непредсказуемое, поскольку ни достоверные и научно обоснованные прогнозы, ни четко прописанные и гарантированно обеспеченные планы у нас не сбываются, а политики и эксперты-аналитики никогда не вспоминают о своих прошлых заявлениях, не извиняются за глупости, а про отставки из-за скудоумия они не слыхали в принципе. И эта «непредсказуемость», а если честно, то необразованность нашей политико-экономической элиты, как ни странно, периодически спасает Россию.
В июле 2017 года Центром стратегических разработок РАНХ и ГС был опубликован доклад «Реформа финансовых рынков и небанковского финансового сектора». В докладе авторы привычно для нашей современной экономической науки констатируют, что российский небанковский финансовый сектор находится в состоянии глубокой депрессии, что ему присущи многочисленные внутренние структурные проблемы, сдерживающие его развитие, что в остальном мире именно небанковский финансовый сектор является основой формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов, дефицит которых столь остро ощущается в отечественной экономике. После этого авторы доклада формулируют концептуальные предложения по реформе российского небанковского финансового сектора, которая может превратить его в важнейший фактор устойчивого социально-экономического развития.
И не был бы этот доклад особо примечательным, если бы не анализ особенностей и отличий, на фоне которых строится небанковский финансовый сектор в стране. В докладе ЦСР они показаны. Во-первых, санкции, вызвавшие негативные ожидания у иностранных инвесторов, которые стали изымать свои капиталы из России; во-вторых, «заморозка» пенсионных капиталов, являющихся в других государствах основой небанковских финансовых инвестиций; в-третьих, крайне низкий уровень ликвидности отечественного рынка ценных бумаг.
О первом отличии подробно писалось не раз, а вторые два в докладе подтверждаются экономическими выкладками и фактами. Например, за последние три года в результате замораживания пенсионных накоплений НПФ и управляющие компании недополучили около 1 трлн рублей, в то время как на санацию банков и гарантию выполнения их обязательств государство потратило более 1,6 трлн руб. Если в 2011 году доля России в совокупном объеме биржевой торговли акциями развивающихся рынков составляла 5,1%, то в 2015 году – всего 0,3%. Размер активов небанковских финансовых организаций (относительно суммарных активов всех финорганизаций) в России находится на самом низком уровне среди 50 крупнейших национальных рынков, и этот показатель продолжает снижаться. В результате соотношение активов небанковского финансового сектора и активов банков в России самое низкое среди крупных экономик.
Конечно, все это плохо для развития российской экономики. Сегодня все успешные модернизации опираются на долгосрочные вливания, формируемые внутренними и внешними институциональными инвесторами. У нас доля банков в структуре внешних источников финансирования инвестиций в основной капитал уже сопоставима с рядом стран, например Германией, в которых банковские пассивы по срочности в разы превосходят пассивы в России.
Доклад ЦСР просто кричит об этом и предлагает как можно быстрее устранить сложившийся перекос сосредоточения финансового рынка страны в банковском секторе в пользу развития небанковских финансовых организаций как поставщиков долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.
Полагаю, что ЦБ РФ и Правительство России эти призывы и предложения просто не заметят. Ведь нам опять повезло. Тупая государственная финансовая политика вдруг оказалась для власти спасительной. Перекос квазирыночного обращения рубля в банковский сектор позволил вести «ручное управление» эмиссией рубля и внутренним финансовым рынком и, как следствие, курсом рубля в предвыборный год. И не важно, что российская экономика без доступных инвестиций едва дышит, а ее рост Госстат вынужден показывать в пределах статистической погрешности. Важно, что у нас опять все непредсказуемо обошлось с рублем. Причем вопреки рыночной логике.
Опять повезло. Надолго ли?