Артём БОТЫГИН | 14.11.2017 17:13:16
На очередной сессии Архангельского областного Собрания депутатов в первом чтении принят проект бюджета региона на 2018-й и плановый период 2019-2020 годов. «Максимально рисковый», по словам министра финансов Елены УСАЧЁВОЙ (на снимке), и в очередной раз дефицитный, он приблизил регион к предельному размеру госдолга. Однако в комитете по бюджету и налоговой политике считают, что переживать не стоит и пространство для маневра еще есть.
Экономическое будущее региона, как следует из доклада Елены Усачёвой, выглядит так: доходы с учетом всех источников составят 67 млрд рублей, расходы – 68,9 млрд, дефицит при этих параметрах сложился в размере 1 млрд 854 млн рублей, или около 4%.
При этом 29% расходов областного бюджета (почти 20 млрд рублей) будет направлено в местные бюджеты – на исполнение государственных и муниципальных полномочий. В виде нецелевой финансовой поддержки муниципальным образованиям выделяется 3,7 миллиарда рублей – на 500 млн больше, чем в текущем году.
«Собственные доходы региона на 2018 год определены в объеме 51,9 млрд рублей, еще более 15 млрд рублей поступит в виде трансфертов из федерального бюджета. Основными источниками поступлений остаются налог на доходы физических лиц (17,8 млрд) и налог на прибыль (14,1 млрд). Дорожный фонд сформирован в размере 3,7 млрд рублей. На содержание и капитальный ремонт региональных дорог будет направлено 3,1 млрд рублей, на поддержку муниципальных дорожных фондов – почти 280 млн», – добавила Елена Усачёва.
По мнению членов комитета по экономической политике и предпринимательству, в документе зафиксированы завышенные прогнозные показатели по многим статьям. Парламентариев насторожил размер дефицита, а также предусмотренный максимальный объем государственного долга Архангельской области на 2018 год.
Как пояснила Елена Усачёва, до 95% расходов региональной казны регулируются федеральными нормативными документами, и областному правительству придется постараться, чтобы сбалансировать бюджет. Сложности могут возникнуть из-за непростой ситуации с госдолгом, не позволяющей сейчас рассчитывать на бюджетные кредиты.
«В текущем году нашей области было выделено почти 11 млрд рублей федеральных бюджетных кредитов с условием ограничений по государственному долгу. По действующему графику, в следующем году подлежит погашению 2,3 млрд рублей. В 2019-м – еще более 3 млрд. На федеральном уровне принято решение по реструктуризации бюджетных кредитов на семь лет с уплатой в 2018-2019 годах по 5% от общей суммы долга. На конец текущего года, как ожидается, показатель госдолга увеличится не более чем на 2% и составит 43 млрд рублей. В 2018 году относительный уровень госдолга снизится с 86% до 83% к объему собственных доходов, и в последующие годы также запланировано его сокращение», – добавила Елена Усачёва.
Во время депутатских слушаний, предшествовавших рассмотрению проекта бюджета на ноябрьской сессии, у депутатов возникли вопросы и по поводу обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований, а также необходимости выделения дополнительных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами.
«Мы в очередной раз балансируем бюджет, чтобы выполнить «майские указы» Президента РФ – с принятием дополнительных расходов и увеличением коммерческого долга на 1 млрд 228 млн рублей. Это в принципе противоречит требованиям правительства при реструктуризации государственных кредитов, – согласилась Елена Усачёва. – Бюджет сверстан с максимальным риском для области по заключению подобных соглашений в дальнейшем. Поэтому со стороны федерального центра мы уже ждем претензий по формированию документа, который, возможно, придется переделывать».
Тем не менее, как считает заместитель председателя комитета по бюджету и налоговой политике Евгений УХИН, заранее переживать по поводу санкций со стороны Минфина РФ не стоит.
«У нас минфин всегда действует осторожно и за время своей работы еще ни разу не нарушил закон по привлечению кредитов. Всегда остается небольшой люфт – процентов в пять, на которые можно еще кредитоваться. Елена Юрьевна всегда работает с запасом и имеет в кармане «туз» в виде дополнительных доходов, который обычно приберегает до конца года. Так что бюджетные кредиты меня как члена профильного комитета не беспокоят. Но я хотел бы обратить внимание на то, что собственные доходы, судя по прогнозам, у нас в 2018-2020 годах будут расти, а размер дотаций – уменьшаться. Я думаю, что некорректно «снимать» ежегодно по миллиарду рублей с дотаций нашему региону, учитывая, что претензий, касающихся ведения экономики, у нас нет», – сказал депутат.
Подводя итог, председатель областного Собрания Виктор НОВОЖИЛОВ отметил, что исходя из общих экономических условий бюджет на 2018 год имеет социальную направленность: большая часть средств пойдет на сферы образования и здравоохранения, выполнение социальных обязательств.
«Да, сейчас документ верстается с учетом дефицита, но уже в 2019 году мы ожидаем, что бюджет области станет бездефицитным. Ко второму чтению на декабрьской сессии расходные статьи будут корректироваться с учетом рекомендаций депутатов», – подчеркнул спикер регионального парламента.
Прямая речь
Виктор КАЗАРИНОВ,председатель комитета по экономической политике и предпринимательству:
– В качестве мер пополнения бюджета комитет рекомендует рассмотреть возможность реализации через проведение аукционов объектов недвижимости, принадлежащих области, и земельных участков, находящихся в собственности региона, собственность на которые не разграничена. Надо активизировать работу по устранению административных барьеров и созданию новых рабочих мест в бизнесе.