Текст: Андрей САХАРОВ | 30.11.2012 05:19:27
Правительственный проект бюджета Архангельской области вызвал озабоченность у депутатов областного Собрания и контрольно-счетной палаты региона. В частности, из-за несоответствия задаче снижения дефицита и долговых обязательств.
Проект бюджета содержит следующие параметры: доходная часть бюджета на 2013 год сформирована в сумме 53,76 млрд рублей, на 2014 и 2015 годы – 54,12 млрд и 57,86 млрд рублей соответственно. Собственные доходы на 2013 год спрогнозированы в объеме 43,26 млрд рублей (80,5% всех доходов) с ростом на 9,2% к уровню 2012 года.
71% собственных доходов, как всегда, будут формироваться за счет налога на прибыль организаций (16,28 млрд рублей) и налога на доходы физических лиц (14, 3 млрд рублей). Из федерального бюджета запланировано получить межбюджетных трансфертов 10,5 млрд рублей (на 5,1% меньше). Из них дотации составляют 6,96 млрд рублей.
Уже в этой части проекта комитет по бюджету и налогам Собрания отметил, что правительством не учтены все потенциальные инвестиции из Москвы. Так, законопроектом запланировано всего три вида субсидий из федерального бюджета, но, как показывает практика, в течение года они существенно увеличиваются. Например, в текущем году бюджет региона получил 24 вида субсидий, а поддержка из федеральной казны с планируемых 527 млн рублей выросла до 2,39 млрд.
Расходы запланированы в 2013 году в размере 59,57 млрд рублей, в 2014-м – 61,2 млрд рублей; в 2015-м – 65,3 млрд рублей. Таким образом, дефицит бюджета в будущем году, по оценкам правительства, составит 13,4%, а далее не превысит 15%.
Верхний предел государственного внутреннего долга области прогнозируется на 1 января 2014 года в сумме 26 млрд рублей, на 1 января 2015 года – 33 млрд рублей, а на 1 января 2016 года – около 40 млрд рублей. Ежегодное обслуживание кредитов выльется в ежегодную трату почти миллиарда рублей.
После изучения этих цифр контрольно-счетная палата (КСП) области и депутатский комитет по финансам и бюджету посчитали, что «плановые размеры дефицита областного бюджета в 2014-2015 годах не соответствуют задаче снижения дефицита областного бюджета, поставленной в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2013 год и среднесрочную перспективу». Такая же претензия озвучена и в отношении планируемого предела госдолга — к концу года его размер составит 60% от собственных доходов бюджета, а впоследствии вырастет до 81%.
Однако в региональном минфине уверены, что такая позиция необоснованна. По их мнению, в процентном отношении планируемый дефицит бюджета меньше, чем тот, который закладывался в 2011 году. То же самое касается и госдолга – он меньше ранее утвержденного показателя.
Также КСП считает, что при бюджетном проектировании отсутствуют эффективные механизмы планирования поступления налога на прибыль организаций. В правительстве же уверены, что рассчитать точно поступление денег невозможно.
Влияние на формирование налога на прибыль оказывают и процессы в мировой экономике: изменения цен на энергоносители и колебание валютных курсов. Кроме того, в этом году вступил в силу федеральный закон о консолидированных группах налогоплательщиков.
Большая часть нефтедобывающих организаций на территории области и НАО вошли в состав таких групп. Поэтому нет ясности, как учитывать потенциальный доход казны от налога на прибыль организаций, если теперь он рассчитывается от суммарного результата работы нефтяников в консолидированной группе.
КСП указывает и на наличие скрытых резервов при планировании дивидендов от деятельности акционерных обществ, принадлежащих области. В этом году ОАО «Аэропорт Архангельск» перечислило в бюджет 1,6 млн рублей, ОАО «Архангельскоблгаз» – 700 тысяч рублей, ОАО «Агрофирма Вельская» – 8,7 млн рублей.
Все эти доходы были не запланированы, решение о перечислении денег были приняты акционерами компаний в июне 2012 года. Причем «Агрофирма Вельская» дивиденды выплатила впервые за последние годы.
Однако в собственности Архангельской области находится лишь часть акций этих компаний, а четко спрогнозировать поступление можно, владея стопроцентным пакетом акций. Поэтому, делают вывод в региональном правительстве, нет оснований для изменения прогноза по поступлению дивидендов.
Это только часть высказанных КСП критических замечаний. Что касается депутатского корпуса, то кроме комитета по финансам и бюджету финансовые параметры бюджета не устроили ряд других комитетов. Так, комитет по здравоохранению и социальным вопросам считает, что мало запланировано средств на ремонт медучреждений, а комитет по аграрной политике и рыбохозяйственному комплексу обратил внимание на снижение затрат на поддержку аграрного сектора на 27% (365 млн рублей) и низкие темпы газификации. Например, природный газ давно уже подведен к Вельску, однако распределительными сетями город оснащен только на 9%. Некоторые депутаты могут выйти с предложением срезать затраты на финансирование СМИ — в следующем году облправительство на эти цели планирует выделить 145 млн рублей.