Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 12.12.2014 05:11:54
На последней в 2014 году очередной сессии Архангельской городской Думы принят бюджет областного центра на ближайший трехлетний период. К документу было предложено 11 поправок. Решение по каждой принималось заранее, на основе анализа финансового обоснования – в том числе на заседаниях постоянных депутатских комиссий. На сессии дискуссии не сложилось. Представители КПРФ и ЛДПР, поддержавшие проект бюджета в целом, но настаивавшие на обсуждении поправок, вышли из зала сразу после их отклонения.
Основные параметры бюджета были утверждены в ходе первого чтения документа. Как отметила директор департамента финансов мэрии Архангельска Людмила КАРПОВА, на 2015 год доходы прогнозируются в объеме около 7,5 млрд рублей, расходы - в сумме почти 8 млрд. В 2016-2017-м общие показатели по статьям изменятся, но разница останется прежней: дефицит в размере почти полумиллиарда рублей будет компенсироваться преимущественно за счет кредитов коммерческих банков.
Более 70% процентов затрат муниципального бюджета приходится на отрасли социально-культурной сферы. Чуть менее 19% - на городское хозяйство: в денежном выражении это 1,5 млрд рублей. Дорожный фонд на год должен составить 622 млн рублей, инвестиционный – 214 млн. По оценке председателя постоянной депутатской комиссии Архангельской городской Думы по финансам и бюджету Сергея МАЛИНОВСКОГО, скорее речь идет о срочных капитальных вложениях, чем о заделе на перспективу - и в принципиальном решении проблем с резким ростом количества личного транспорта на улицах, и с расселением ветхого и аварийного жилья.
В то же время, по словам мэра Архангельска Виктора ПАВЛЕНКО, депутаты все реже прибегают к критике доводов администрации без предложений, обсуждают дополнительные источники пополнения муниципального бюджета. Так было и с заявленными поправками, однако их финансовое обоснование оказалось неполным.
Отклоненные изменения были связаны, в частности, с запланированными расходами на строительство в областном центре крематория. Напомним, аналогичный проект реализует в Приморском районе ЗАО «Память». По словам старшего помощника прокурора города Архангельска Натальи ДЖАМАЛАДИНОВОЙ, суд в двух инстанциях - по иску самого правоохранительного органа - признал законность данного решения, а значит, дискутировать пока не о чем.
«Крематорий, раз уж приводится такой пример, строится не по муниципальному контракту, а на средства частного инвестора, за которого никто ничего решать не может: ни по срокам, ни по расценкам. А исполнение функций по оказанию ритуальных услуг остаются на местной власти, - отметил Сергей Малиновский. - На заседаниях комиссии мы внимательно изучили проект бюджета, поправки, задали возникшие вопросы. Принятие документа на сессии позволит с 1 января 2015 года реализовывать все городские программы, включая несколько новых; значительная часть сэкономленных в 2014 году средств направляется на исполнение как раз судебных решений по предоставлению жилья. У всех депутатов есть время доработать предложения по бюджету. Коррективы в него вносятся регулярно - это предусмотренная регламентом процедура. Вопрос только в целесообразности поправок, но никак не в межпартийных разногласиях».
Как совместную победу депутатского корпуса и мэрии Архангельска можно расценивать безвозмездную передачу в федеральную собственность Краснофлотского моста и подъездов к нему, а также улицы Папанина и Окружного шоссе. Этот пункт стал, пожалуй, вторым по актуальности в повестке дня сессии, поскольку изменения в бюджет текущего года можно причислить к важным, но «боям местного значения».
«Только на содержание и текущий ремонт этих дорог и моста расходуется до 100 млн рублей ежегодно. В условиях достаточно напряженной верстки бюджета и серьезной нехватки средств на финансирование городского хозяйства решение является очень своевременным, - уверен депутат Сергей РЫЖКОВ. – Смена собственника трасс позволит скорее реализовать проекты по их реконструкции».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валентина СЫРОВА, председатель Архангельской городской Думы:
- Важнейший вопрос сессии решен: бюджет города принят. Этот документ был тщательно подготовлен городскими властями и сформирован в уже привычном программном формате. Так в 2015 году на программные мероприятия будет направлено 97,3% расходов городской казны, в 2016-м – 93% и в 2017 году – 93,2%. У города есть обязательства почти на восемь миллиардов рублей — в рамках этой суммы мы и работаем.
Социально значимые расходы на 2015 год запланированы в общей сумме 5,6 млрд рублей, из которых 4,3 млрд предусмотрено на образование, 337 млн рублей – на культуру, на социальную политику приходится 882 млн рублей, на физическую культуру и спорт – 43 млн.
Конечно, в течение года мы, скорее всего, неоднократно будем возвращаться к бюджету, анализировать его, стремиться экономить и вносить изменения, но на сегодня наша главная задача выполнена: бюджет утвержден таким, каким его подготовила рабочая группа, при активном участии городских депутатов от всех партий.
Максим КОРЕЛЬСКИЙ, вице-спикер Архангельской городской Думы:
- Многие муниципальные образования страны, увы, имеют негативный опыт реализации программ строительства муниципального жилья с привлечением через систему торгов коммерческих компаний. Архангельск не исключение. Трудности возникали на протяжении всех последних лет: с возведением домов на Доковской, Конзихинской и сейчас - в Цигломени... Законодательство «связывает» нас по рукам и ногам: проверенного местного застройщика порой привлечь невозможно. На объекты приходят случайные компании, иногда из других регионов, в худшем случае приходится заниматься судебными разбирательствами и экстренно изыскивать средства в городском бюджете на исправление недоделок и достройку домов.
Давайте рассматривать другие варианты. Например, покупать готовое жилье: в нынешней ситуации на рынке ритейлеры готовы обсуждать цены - предложения будут. Думаю, в Архангельске для расселения людей из ветхого и аварийного жилья, в том числе по судебным решениям, вполне реально купить значительное количество уже построенных квартир.
Владимир КАРПОВ, депутат Архангельской городской Думы:
- Расходы городского бюджета отражают затраты на уже утвержденные муниципальные программы, поэтому на перспективу сегодня гораздо важнее анализировать его доходную часть. К сожалению, на протяжении длительного времени мы наблюдаем постоянное снижение как налоговых, так и неналоговых поступлений в казну. Совсем печальные цифры утверждены на 2016 год: 6,3 млрд рублей. И вряд ли мы можем рассчитывать на увеличение отчислений от НДФЛ.
Однако резервы есть. В частности, земельный налог, потенциальная «доходность» которого для города, по оценке специалистов, составляет порядка 1 млрд рублей в год. Пока мы ведем речь о поступлениях порядка 150 млн. Контрольно-счетная палата Архангельска регулярно напоминает нам и о низкой собираемости арендных платежей за землю министерством имущественных отношений области — это еще одно из направлений совместной работы. То же самое касается управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности: от его использования в 2015 году предполагается получить всего 493 млн рублей.
Бюджетная политика города обновляется — пакет документов на трехлетний период мы получили из мэрии в октябре. В нем много хороших и правильных предложений.