ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Вторник, 17 декабря, 2024 13:39

В Росрыболовстве признали миллиардные убытки верфей от строительства траулеров и краболовов


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото из архива редакции и Алексея Липницкого | 22.02.2023 17:02:44
В Росрыболовстве признали миллиардные убытки верфей от строительства траулеров и краболовов

Суммарный убыток российских верфей от строительства 105 судов для вылова рыбы и краба огромный и составляет около 42 млрд рублей: об этом в интервью РБК сообщил глава Росрыболовства Илья Шестаков. Убытки связаны с необходимостью строить суда по фиксированной цене и в сжатые сроки.


Строительство 64 рыбопромысловых и 41 краболовного судов в рамках первого этапа программы инвестквот (квот по киль) и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами началось в 2018 году. Однако к февралю 2023 года заказчикам было передано в общей сложности лишь 14 судов.

В процессе обсуждения действенности механизма инвестиционных квот Илья Шестаков неоднократно заявлял о том, что одна из главных задач — обеспечение отечественных верфей «гарантированной линейкой заказов». Однако возникли побочные эффекты.

В конце прошлого года были приняты изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В основном они касаются уже второго этапа инвестиционных квот. Как подробно рассказывал «Бизнес-класс», против этих изменений в первоначальном варианте выступали большинство глав прибрежных регионов, отраслевые объединения, почти весь малый и средний бизнес, ряд крупных предприятий отрасли.

Все они выражали опасения по поводу того, что удастся достроить суда, заложенные в рамках первого этапа. Прежде всего, сказываются последствия санкций, введённых в отношении России. У рыбаков возникли сложности со сбытом продукции, а значит и с оплатой уже сделанных на верфях заказов.

fish_port_2021.jpgКроме того, напомним, что разрешённый объём добычи рыбы или крабов – некое конечное число, и очередное отщипывание от общего пирога в пользу аукционов или инвестиционных квот уменьшает долю квот исторических. Рыбопромышленники попадают в ситуацию, когда у них уверенности в достаточной загрузке уже имеющегося флота на ближайшие годы. Это также сказывается на их платёжеспособности.

Между тем, у самих судостроительных предприятий есть серьёзные трудности с поставками из-за рубежа материалов, комплектующих и оборудования для траулеров и краболовов. А процесс импортозамещения требует времени.

К законопроекту были предложены поправки, в том числе от Архангельской области. Многие из них учтены, но сняты далеко не все вопросы.

В частности, как заявил на одном из совещаний в Совете Федерации аудитор Счётной палаты РФ Сергей Мамедов, сроки строительства траулеров и краболовов стали переноситься ещё до введения санкций. Пока не сданы суда первой волны, ни верфи, ни рыбопромышленники не ринутся участвовать во втором этапе программы.

«Подавляющее большинство верфей и так загружено до 2025 года, они просто не смогут принимать новые заказы. К слову, верфи вообще не рассматривают заказы от рыболовов как особенно интересные для себя с финансовой точки зрения», – отметил Сергей Мамедов.

Как считает Илья Шестаков, проблемы судостроительных предприятий в большей степени связаны с «отсутствием у верфей на начальном этапе программы нужных компетенций». Верфи взяли заказы, но договорные обязательства с рыбаками «прописали плохо и просчитались», - отметил в интервью РБК глава Росрыболовства.

Сейчас верфи декларируют по промысловым судам огромные убытки — около 42 млрд рублей. При этом, по информации ведомства, чтобы получить всё же свои траулеры и краболовы, некоторые рыбопромышленники идут навстречу верфям и согласовывают изменения в договоры относительно их стоимости и продления сроков строительства.

Чтобы решить проблему убытков, возможно, придется вводить «какую-то программу финансового оздоровления» судостроительных предприятия, полагает Шестаков.

Напомним, что в рамках первого этапа инвестиционных проектов предприятия Архангельской области заложили шесть рыбопромысловых судов: четыре траулера, ярусолов и краболов. Два траулера АО «Архангельский траловый флот» уже вышли на промысел. Третий был принят заказчиком в конце января 2023 года, летом на нём планируют поднять государственный флаг. Вся серия строится на Выборгском заводе. Как ранее сообщал  генеральный директор АТФ Сергей ЗАРУБИН, дополнительные издержки архангельского предприятия от невыполнения заводом сроков строительства судов могут составить до 1,24 млрд рублей.

Техническая готовность ярусолова «Марлин», который для ООО «Глобус» строится на заводе «Северная верфь» в Санкт-Петербурге (генеральный директор — экс-губернатор Архангельской области Игорь Орлов), на сегодня составляет 86%. Это судно для рыболовецких колхозов Поморья.

Краболов ООО «Карапакс» строится на стапеле завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, срок сдачи — до ноября 2024 года.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей