ИЛИМ-ПАЛП_2020
Финам

В Архангельской области откорректируют туристическую концепцию


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото из архива "БК" и предоставлено пресс-службой правительства Архангельской области | 29.03.2021 10:04:19
В Архангельской области откорректируют туристическую концепцию

Туристическая отрасль Архангельской области в последние пять лет показывает положительную динамику. Так, в 2019 году регион посетили 427 тысяч туристов. Прошлый 2020 год выдался непростым: из-за пандемии турпоток снизился почти в два раза. Однако начало 2021-го уже дает основания для позитивных ожиданий. Перспективы развития отрасли глава региона Александр ЦЫБУЛЬСКИЙ обсудил с представителями бизнеса на совещании в туркомплексе «Голубино».


Развитие и поддержка

«Сфера туризма является мультипликатором в экономике, объединяет интересы малого и среднего бизнеса, местных жителей, власти. Понятно, что у разных территорий – разные возможности, историческое наследие. Но убежден, что потенциал Архангельской области в целом еще не до конца раскрыт и у нас есть большие конкурентные преимущества. Туристическая отрасль – это всегда партнерство бизнеса и государства. И мы готовы оказывать активную поддержу. Наша цель – понять, как позиционировать регион с точки зрения привлекательности для туристов», – отметил в начале встречи Александр Цыбульский.

Как уточнил глава региона, поддержка любого сектора экономики – инвестиции государства, которые требуют отдачи. Поэтому прежде чем вкладывать средства в реализацию того или иного проекта, надо четко определить, кому и зачем это нужно. 

Заместитель министра культуры Архангельской области по вопросам туризма Владимир АНИСИМОВ рассказал о трендах и перспективах сферы туризма.

«В Архангельской области сейчас зарегистрировано 20 туроператоров, которые предлагают более 100 различных программ. Туристов принимают 169 гостиниц, 105 из них классифицированы. С 2015 по 2020 год введено в эксплуатацию около 245 новых объектов инфраструктуры, 80 из них – средства размещения: гостиницы, многофункциональные комплексы», – сообщил Владимир Анисимов.

Он представил коллегам концепцию развития туризма Архангельской области, утвержденную в начале 2021 года. Концепция определяет ключевые направления в сфере развития туризма. Среди них – увеличение доли самостоятельных туристов, цифровизация отрасли, усиление роли «туризма впечатлений», продвижение маршрутов выходного дня и другие. 

turizm_nenoksa.jpg

В концепции закреплены приоритетные туристические зоны: Архангельск – Холмогоры – Пинега – Мезень, Северодвинск – Онега – Онежское Поморье, Соловецкие острова, Каргополь и Кенозерье, юг Поморья, северное трехречье (юго-восток региона) и Русская Арктика. Такие блоки сформированы с учетом перспектив развития межмуниципальных турмаршрутов.

Основным механизмом реализации концепции станет участие региона в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства», разработка которого продолжается в настоящее время. Главным же результатом должно стать увеличение количества туристов и продолжительности их пребывания на территории Архангельской области. По прогнозам Ростуризма, к 2030 году турпоток в наш регион должен составлять 620 тысяч человек.

Участникам встречи рассказали о мерах поддержки бизнеса в сфере туризма. Компании и индивидуальные предприниматели могут претендовать на льготные кредиты, поддержку при участии в выставках-ярмарках, помощь с созданием сайтов. Также отдельное внимание было уделено преференциям резидентов Арктической зоны РФ. По словам министра экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Виктора ИКОННИКОВА, 15 резидентов АЗРФ планируют реализовать проекты, связанные с предоставлением мест временного проживания. Общий объем инвестиций – 81 млн рублей.

Все меры поддержки объединены на одной площадке – центра «Мой бизнес». Сегодня на сопровождении специалистов центра находится 21 проект в сфере туризма. 

Люди едут за впечатлениями

По мнению представителей турбизнеса, Архангельская область обладает мощным потенциалом для развития туризма.

«Мы объехали много регионов и стран, исследовали небольшие городки и села, чтобы что-то взять для себя. И могу с уверенностью сказать: у нас, в Архангельской области, красивее – большие просторы, белые ночи... Здесь много всего чудесного. Каждая территория уникальна по-своему, и везде свои изюминки, – уверена учредитель ООО «Семь Континентов», директор детского географического общества Елена ТРАБЕРГ. – Есть идеи, которые достаточно просты в исполнении. К примеру, «продавать» снег: прошлой зимой в Скандинавии его практически не было. Люди готовы ехать и платить за это деньги. Белое море, гостеприимство и гастрономия – вот основные точки притяжения туристов в Архангельскую область. Летом путешественников интересуют сплавы по рекам и озерам, сельский туризм, фестивали, а зимой – снег, ледоколы, снеговики, праздник оленя, экспедиции. Не хватает зимних крупных мероприятий, которые бы притягивали туристов. Ведь люди едут за впечатлениями, эмоциями».

Водному туризму посвятил свое выступление на встрече директор по развитию кластера судостроения Глеб ПЛЕТНЁВ. Напомним, что он является руководителем проекта по строительству поморского коча на Мосеевом острове в Архангельске. 

pomorski_koch_3.jpg

«К нам приходят люди, которых интересует все: от того, как правильно держать в руках молоток, до нюансов выхода в море. Мы видим желание познать арктическую идентичность территории, – поделился своими наблюдениями Глеб Плетнёв. – Параллельно с этим мы рассматриваем перспективы арктического яхтенного спорта. Сейчас много говорится о развитии Белого моря, Соловков – а ведь все это водные маршруты. Мешает отсутствие инфраструктуры. В Архангельской области, к сожалению, нет ни одной заправки на воде, ближайшая – в Нарьян-Маре».

Всего в области зарегистрировано более 39 тысяч маломерных судов, но существующие стоянки не обладают современным оборудованием и не предлагают клиентам комплекса услуг.

«Наш проект предусматривает создание заправки на воде, причем не только в туристических, но и в социальных целях. Внимание к такому специфичному виду отдыха могло бы произвести синергетический эффект и дать новые возможности для развития другим направлениям малого бизнеса», – уверен Глеб Плетнёв.

По мнению Александра Цыбульского, с водным туризмом могут быть связаны и другие интересные инициативы. 

Также на встрече обсуждалась тема оздоровительного туризма – сегодня чувствуется спрос на это направление. Однако в борьбе за клиентов нужно конкурировать: планка на рынке повышается. 

«У нас есть уникальные места, которые надо развивать. Речь идет о таких северных курортах, как Солониха, Сольвычегодск, санаторий «Беломорье». И здесь совершенно точно нужна синергия бизнеса и власти. Важно, чтобы на курорты региона приезжали не только по линии социального туризма, лечения и отдыха, но и туристы коммерческого сектора», – добавил Александр Цыбульский.

Инвестиционный донор 

Туристический комплекс «Голубино», где проходило совещание, в последние шесть лет демонстрирует колоссальные темпы развития. Сегодня о нем знают не только в регионе, но и за его пределами. Голубино стало точкой социокультурного развития. О перспективах культурно-ландшафтного парка рассказала генеральный директор ООО «Голубино» Елена ШЕСТАКОВА. 

golubino-hotel.jpg

«Начиная с 2014 года «Голубино» является инвестиционным донором территории – мы работаем на привлечение финансового потока. За счет собственных средств и денег инвестора развиваем инфраструктуру, которой могут пользоваться не только гости парка, но и местные жители. Более 110 млн рублей вложено нами в индустрию туризма за шесть лет, – пояснила Елена Шестакова. – Построена и классифицирована гостиница, отвечающая всем требованиям, отремонтированы коттеджи, реконструирована система водоснабжения, водоотведения, куплен современный автопарк. Мы создаем арт-объекты, недавно открыли визит-центр. Все это влияет на качество жизни. Развиваясь сами, мы развиваем территорию, а это можно делать, только объединив усилия власти, бизнеса, местных товаропроизводителей, учреждений культуры, населения». 

Для руководства культурно-ландшафтного парка важно создавать пример устойчивого туризма, решающего социальные задачи. Однако есть и сложности, одна из которых – отсутствие высокоскоростного Интернета. По словам Елены Шестаковой, сегодня этот вопрос прорабатывается совместно с областным министерством связи. Есть проблемы и с кадрами: необходимо увеличить штат сотрудников, в том числе за счет высококвалифицированных специалистов, а в Пинеге их дефицит. 

«Мы готовы привлекать специалистов с других территорий, но сегодня нет возможности обеспечить приезжих благоустроенным жильем. Люди, которые приезжают сюда работать, не готовы оставаться там, где не все инфраструктурные задачи решены. Поселок остро нуждается в строительстве благоустроенного муниципального жилья для сдачи его в долгосрочную аренду, в том числе предприятиям поселка, – отметила гендиректор ООО «Голубино». – По итогам 2020 года парк принял 15 тысяч человек, и мы видим возможность увеличить поток до 100 тысяч гостей в год. Многих пугает качество автодороги – сейчас мы видим, что этот вопрос тоже уже решается».

Кластерный подход

По мнению губернатора, в первую очередь следует сосредоточиться на ключевых, самых перспективных направлениях. Одно из них – Соловки: эта территория крайне востребована у туристов, хотя в силу своей специфики требует особого подхода. 

guber_v_golubino_2.jpg

Глава региона назвал территории, которые также являются приоритетными. Это Архангельск и близкие к областному центру Северодвинск, Новодвинск, Холмогоры и село Ломоносово, Онежский район, где начинают реконструкцию автомобильной трассы, устьянская «Малиновка», ориентированная на спортивный и детский туризм, Пинежский район с его уникальной природной. 

«В концепции целесообразно перейти от отраслевого подхода к кластерному и уже внутри каждого кластера прорабатывать конкретные мероприятия. Думаю, надо проводить в регионе как минимум четыре крупных мероприятия в год и приглашать туристов не только из других регионов России, но и из соседних стран. Работать будем в партнерстве с представителями турбизнеса: мы обязуемся построить дороги, проработать меры поддержки, а предприниматели, со своей стороны, – обеспечить широкий турпоток. Вместе разработаем бренд каждого кластера для продвижения по всей России», – подытожил Александр Цыбульский. 

В завершение встречи глава региона поручил областному министерству культуры региона откорректировать концепцию развития туризма Архангельской области с учетом высказанных на встрече предложений.





Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей