Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 04.11.2017 01:59:33
«Борьба с легальным бизнесом» – так называет региональную «антиалкогольную кампанию» последних лет большинство предпринимателей рынков розничной торговли продуктами и общепита. Споры об эффективности постановления правительства области об ограничениях продажи спиртного не утихают до сих пор. По статистике, пить у нас стали меньше. Сократилось и количество нарушений в звене реализации алкоголя. Впрочем, вторая тенденция связана не столько с постановлением о «полусухих днях», сколько с внедрением ЕГАИС.
В литрах и процентах
Федеральное законодательство позволяет регионам устанавливать свои дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. В июне 2012 года Правительство Архангельской области воспользовалось этим правом.
Напомним, алкоголем у нас запрещено торговать с 8 до 10 и с 21 до 23 часов; частично – в дни школьных выпускных, в День знаний, в Международный день защиты детей, в День молодежи (27 июня) и в дни проведения общегородских мероприятий; частично – на набережных, в парках и скверах; в жилых домах (при определенных условиях); в общежитиях образовательных учреждений и на расстоянии 100 метров от них.
За время действия этого постановления правительства потребление алкоголя на душу населения в Архангельской области снизилось с 16,1 до 12,2 литра в год, значительно сократилось число отравлений спиртосодержащими жидкостями, в том числе и со смертельным исходом. Такие цифры со ссылкой на Росстат и Роспотребнадзор привела Татьяна ЖДАНОВА, начальник лицензионного отдела министерства АПК и торговли, на очередном заседании экспертного совета при бизнес-уполномоченном. Бурное обсуждение региональной «антиалкогольной кампании» отодвинуло другие темы мероприятия на второй план.
По информации министерства, доля алкоголя в общем обороте розничной торговли уменьшилась с 23% до 15%. Одновременно упала прибыль предприятий, снизились налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Количество действующих лицензий сократилось на 30%, число торговых объектов и предприятий общепита – на 13% и 24% соответственно.
«Хотя, на наш взгляд, такая реакция бизнеса связана скорее с внедрением в розничное звено ЕГАИС, чем с постановлением, которое мы обсуждаем: подключение к системе потребовало немалых затрат, особенно ощутимых для малых и средних предприятий», – пояснила Татьяна Жданова.
Заметна и еще одна тенденция: если в целом рынок стал законопослушней, количество нарушений, связанных с незаконной продажей алкоголя «навынос», в маленьких точках общепита растет.
Рай для «наливаек»
Бизнесмены – члены экспертного совета усомнились и в объективности некоторых цифр, и в общем выводе о том, что рынок «несколько упорядочился». По мнению индивидуального предпринимателя, бизнес-аналитика Николая МАХЛЫШЕВА, постановление не будет работать, пока акцент в нем сделан исключительно на административные ограничения, а не на повышение интереса к здоровому образу жизни, раннее выявление и лечение алкогольной зависимости и другие способы профилактики, формирование «культуры пития».
«По статистике, закрылся каждый десятый магазин, ликвидировались рабочие места, снижалась заработная плата, поступления от налогов, акцизов и госпошлин за выдачу лицензий. Между тем именно розничная торговля на протяжении десятилетий является самым стабильным источником пополнения бюджетов всех уровней, – рассуждает Николай Махлышев. – Во дворах появились бесчисленные мелкорозничные торговые точки – в народе «наливайки», куда потянулась не только маргинальная часть населения, но и, в частности, в те же дни выпускных – молодежь, которая раньше покупала преимущественно пиво в торговых сетях».
Как отметил Николай Махлышев, количество случаев отравления алкоголем снижается по всей стране: Архангельская область просто вписывается в этот тренд. Что касается процента смертности от некачественного спиртного, есть и совершенно другие данные, согласно которым наш регион – в зоне риска.
По словам Алексея КУВАКИНА, сопредседателя Совета по малому и среднему предпринимательству при главе Северодвинска, давление на легальный алкогольный рынок продолжает приносить доходы маленьким точкам общепита, практикующим торговлю навынос.
«Вопреки официальной статистике, в Северодвинске «наливайки» как были, так и остались. В то же время вал 2015-2016 годов позади: они, я так понимаю, поделили рынок, и новых уже не появится. Сейчас люди негодуют по другому поводу – экспансии федеральных алкогольных торговых сетей. Магазины открываются буквально через каждые 200 метров, и региональные, местные власти с этим ничего поделать не могут, поскольку федеральный центр снова забрал себе большую часть полномочий», – считает Алексей Кувакин.
«Не купить и кефира»
По мнению другого члена экспертного совета – Владимира ПРЕЛОВСКОГО, генерального директора ООО «БрауМастер», райская жизнь «наливаек» скоро закончится совершенно естественным путем.
«Наливайки» закроются безо всякого административного вмешательства – благодаря внедрению онлайн-касс. К сожалению, их производители не успели в свое время охватить весь рынок, и индивидуальным предпринимателям, торгующим пивом, дали отсрочку. Но она заканчивается следующим летом. В Москве и Питере эти точки уже продаются за бесценок, – рассказал Владимир Преловский. – Бороться надо прежде всего с нелегальным сбытом! И мы готовы сделать для этого все, что можем. Что касается эффективности появившихся в регионах ограничений продажи алкоголя, так она вызывает сомнения не только у нас, но и в Правительстве РФ, и в Росалкогольрегулировании. Нам, представителям общепита, эти запреты, казалось бы, выгодны. Однако бывает очень неудобно за взрослых, солидных людей, которые, например, в те же дни последних звонков приходят в ресторан за бутылкой коньяка. Мы объясняем, что придется ее открыть, забрать пробку – они затыкают горлышко салфеткой... Получается, что больше всего эти ограничения мешают как раз тем, кто хочет умеренно и цивилизованно выпить в конце рабочей недели. А той части публики, которой лишь бы побольше и подешевле, до постановления никакого дела нет».
Как считает президент Архангельской торгово-промышленной палаты Василий СИДОРОВСКИЙ, ситуация складывается так, как она и прогнозировалась еще на стадии обсуждения постановления. Уже тогда речь шла о неизбежном снижении продаж в легальной рознице, причем не только алкогольной продукции.
«Большинство магазинов сейчас ведь закрывается в 21.00 – когда начинает действовать запрет, и люди, которые, например, задержались на работе, не могут купить не то что бутылку пива, даже молока с кефиром. Мы опять давим на легальный бизнес – боремся с тем столпом, от которого хотим получать налоги, и не замечаем нелегалов. Я не предлагаю разом отменить все эти ограничения, но давайте будем корректировать наше областное законодательство, чтобы не закрывались рабочие места», – выразил свою точку зрения Василий Сидоровский.
Другие предприниматели высказались за полную отмену ограничений по времени продажи алкоголя, как это было сделано, например, в Вологодской области после аналогичного опыта. По мнению одного из самых активных защитников постановления, депутата областного Собрания Александра ДЯТЛОВА, если документ и нужно менять, то только в сторону ужесточения.
«У нас сегодня такой лейтмотив разговора получается, что надо спасать бизнес и разрешить торговать алкоголем практически всегда и везде. В Северодвинске, кстати, недавно пытались начать продавать спиртное чуть ли не в книжном магазине! Благо глава города запретил, потому что помещение муниципальное. Какие доходы в бюджет? Такие доходы нам не нужны! Мы и так под давлением бизнеса сократили расстояние между школами, детсадами и точками торговли алкоголем со 100 метров до 20 в Архангельске и до 30 в Северодвинске. Я считаю, что местные власти пошли на поводу у предпринимателей. Расстояния надо снова увеличить минимум до 50 метров. И вообще, пусть только федеральные сети торгуют алкоголем. Нашим предпринимателям нужно в другом себя проявлять», – добавил Александр Дятлов.
Как подчеркнул уполномоченный по правам предпринимателей при губернаторе Архангельской области Иван КУЛЯВЦЕВ, все предложения по внесению изменений в постановление правительства можно направлять в адрес омбудсмена – как о введении дополнительных ограничений на продажу алкоголя, так и об их отмене.