Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 19.02.2016 23:26:45
По оценке Минэкономразвития РФ, на государственные и муниципальные закупки приходится не менее 20% внутреннего спроса. Проблемы, накопившиеся в сфере госзаказа, и реформа этой системы, начатая с 1 января 2016 года, активно обсуждаются на высшем уровне. Какие возможности раскроет она перед заказчиками и участниками торгов?
По плану Минэкономразвития, переход на Федеральную контрактную систему (ФКС) займет не менее трех лет. В соответствии с Законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» официальный сайт www.zakupki.gov.ru заменит Единая информационная система (ЕИС). Так государство обеспечит формирование, обработку и хранение данных, а так-же и беспрепятственный доступ к аналитической информации каждому участнику торгов. «Бумажные» аукционы и тендеры постепенно уйдут в прошлое. Рано или поздно все торги будут проводиться в электронном виде – оперативно и в строгом соответствии с нормативной базой.
По замыслу реформаторов, все новшества ФКС должны ослабить бюрократический пресс, десятилетиями довлеющий над сферой госзаказа, и расширить доступ к торгам для любой отечественной компании, готовой предложить свои товары и услуги муниципальным и государственным учреждениям. Предполагается, что сквозной ведомственный и общественный контроль расходования бюджетных средств ослабит коррупцию, даст новый импульс развитию малого и среднего бизнеса и оживит внутренние экономические связи, а бесшовная интеграция ЕИС с региональными ресурсами разрушит информационный барьер между столицей и российской глубинкой.
Исходя из событий двух последних десятилетий, реформы на просторах нашей страны широко декларируются, но с трудом осуществляются на практике. Как заказчики, так и потенциальные участники торгов отмечают главную проблему закупочной деятельности текущего периода – резко возросшую нагрузку на сотрудников, занятых подготовкой документов и выполнением необходимых технических процедур. У крупных учреждений есть очевидное преимущество – контрактная служба в структуре или контрактный управляющий в штате, но таких специалистов на рынке труда считанные единицы.
Мелкие и средние заказчики традиционно доверяли подготовку документов и размещение информации о закупках главному бухгалтеру или юристу. Специалист по контрактам – редкая профессия даже в крупных областных центрах. В небольших муниципальных образованиях их нет, но есть масса дополнительных проблем – таких как медленный Интернет и устаревшая материально-техническая база. В условиях кризиса это препятствие становится особенно ощутимым. С такими же трудностями сталкиваются сейчас потенциальные участники торгов.
Чтобы грамотно выстроить закупочную деятельность и сформировать необходимые базы нормативных документов, заказчикам государственных и муниципальных торгов предложили свои услуги специализированные организации – выбор такой структуры и правила взаимодействия с ней отдельно оговорены в ст. 40 Федерального закона 44-ФЗ. Контракт со специализированной организацией необходимо подписать до размещения извещения о проведении аукциона (ч. 3 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Более того, целесообразно сделать это заблаговременно, на подступах к планированию электронных торгов, чтобы осталось время сформировать необходимый комплект документации и отследить все изменения в норматив-ном регулировании ФКС.
О том, на что нужно обратить внимание, рассказывают профессиональные специалисты по закупкам, представители контрольных органов и руководители заинтересованных компаний.
Данные за 2015 год по закупкам,
осуществлённым контрактным агентством
Категория - Кол-во закупок - Сумма (млн. руб.) - Снижение НМЦк (%)
ТОВАРЫ - 5624- 5223,73 - 9,65%
УСЛУГИ - 1639 - 11854,61 - 6,39
РАБОТЫ - 521 - 5599,81 - 7,86
Перечень закупаемых товаров включает в себя более 20 позиций.
Например:
- лекарственные препараты – 1 600 закупок на сумму 1 095,83 млн. руб.
- изделия медицинского назначения – 1 373 закупок на сумму 2 089,07 млн. руб.
- продукты питания – 783 закупки на сумму 391,35 млн. руб.
- медицинское оборудование и инструменты – 473 закупки на сумму 553,00 млн. руб.;
- офисная техника и расходные материалы к ней – 152 закупки на сумму 69,37 млн. руб.;
- бензин, дизельное топливо, ГСМ – 202 закупки на сумму 261,17 млн. руб.
Виды услуг, закупаемых государственными заказчиками, также разнообразны, более 19 позиций, например:
- образовательные услуги - 167 закупок на сумму 34,01 млн. руб.;
- услуги по организации питания - 61 закупка на сумму 838,00 млн. руб.;
-
информационные услуги - 54 закупки на сумму 47,82 млн. руб.
Виды работ менее обширны:
- строительство - 18 закупок на сумму 3 млрд рублей;
- текущий и капитальный ремонт - 269 закупок на сумму 448 млн рублей;
- проектно-изыскательские работы - 37 закупок на сумму 105 млн рублей;
- ремонтные и строительные работы - 246 закупок на сумму 383,72 млн. руб.;
- работы по содержанию автомобильных дорог - 27 закупок на сумму 1 805,84 млн. руб.;
-
техническое обслуживание - 20 закупок на сумму 14,50 млн. руб. и т.д.
СЛОВО ЭКСПЕРТАМ
Денис БУГАЕВ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области:
- Все полномочия УФАС, связанные с контролем государственных и муниципальных закупок, перечислены в ст. 99 Закона 44-ФЗ. Есть три источника, по которым мы работаем. Первый - это жалобы, ежедневно поступающие как от реальных участников торгов, так и от несостоявшихся, которые указывают причины, не позволяющие им подать заявку. Число жалоб растет. В прошлом году мы рассмотрели 599 . Для сравнения: в 2014 году их было 390, а в 2013 - 493.
Кроме того, мы проводим проверки, плановые и внеплановые. И есть еще одно основание нашей деятельности - обращения, которые поступают в УФАС из прокуратуры, Росфиннадзора, областной контрольно-ревизионной инспекции и контрольно-счетной палаты, то есть других контролирующих органов, с которыми у нас заключены соглашения о взаимодействии. Помимо них в УФАС могут обращаться общественные организации, что также прописано в Законе 44-ФЗ.
Константин СЕВЕРЬЯНОВ, руководитель Контрактного агентства Архангельской области:
– В соответствии с 44-ФЗ закупки могут осуществляться конкурентными способами или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). К конкурентным способам от-носятся: конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Для участия в электронных аукционах необходимы ключ усилен-ной электронной цифровой подписи и аккредитация на электронной торговой площадке.
Список электронных торговых площадок для государственных и муниципальных закупок в рамках 44-ФЗ определен Правительством РФ: Сбербанк-АСТ (электронная площадка Сберегательного банка Российской Федерации) , «Единая Электронная Торговая Площадка» www.roseltorg.ru, «ММВБ – Информационные технологии» www.etp-micex.ru, «РТС-Тендер» www.rts-tender.ru, ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» www.zakazrf.ru.
В закупках, осуществляемых заказчиками в соответствии с 223-ФЗ, есть определенные сложности для потенциальных участников. Существует огромное количество электронных торговых площадок и правил проведения закупок, которые создают дополнительные барьеры для участников торгов.
Сергей БЫКОВ, директор департамента муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Архангельск»:
- Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо – в том числе зарегистрированное как индивидуальный предприниматель.
МНЕНИЕ ПО ПОВОДУ
Антонина ДРАЧЁВА, генеральный директор ООО «Беломорский лес»:
– В группу компаний «Беломорский лес» входит строительная компания, которая занимается ремонтными и строительными работами, и, конечно, она не раз участвовала в электронных аукционах. Поэтому как участник торгов могу сказать следующее.
То, что на аукционе единственным критерием оказывается цена: кто предложил вы-полнить работу за меньшую стоимость, тот и победил, является, по моему мнению, тормозом для экономического развития страны. Страдает качество выполненных работ и применяемых материалов. С откровенно недобросовестными компаниями заказчики вынуждены расторгать контракты, проводить новые торги, а это – потеря времени.
Правда, в настоящее время 44-ФЗ разрешает проводить открытые конкурсы с квалификационным отбором, но это только при контрактах свыше 50 млн. руб. для муниципальных заказчиков и свыше 150 млн рублей – для региональных.
Татьяна ПОМЕШКИНА, главный бухгалтер МБДОУ №167 (детский сад «Улыбка»):
– Недавно получили первый опыт участия в электронных торгах. Чтобы найти исполнителя заказа на ремонт кровли, необходимо было собрать полный комплект документации, составить техническое задание и подготовить информацию для размещения на сайте с учетом изменений в законодательстве. Все эти задачи были беспрецедентными, решить их самостоятельно мы не смогли, а потому привлекли к сотрудничеству ООО «Специализированная организация». Сначала под одну конкретную закупку, успешно дебютировали в роли мелкого заказчика и получили ценные рекомендации на ближайшую перспективу. Думаю, что сейчас в такой поддержке нуждается большинство муниципальных учреждений.
Екатерина КРИГЕР, начальник управления планирования и организации закупок САФУ:
– До объединения вузов мы осуществляли всю торгово-закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». После создания САФУ безболезненно перешли на 223-ФЗ, утвердив внутреннее «Положение о закупках», по которому и продолжаем работать.
Когда вступил в силу 94-й закон, в САФУ был создан отдел материально-технического снабжения, ныне преобразованный в управление, в штате которого занято 14 человек. Все специалисты прошли курс обучения и готовы к запуску ЕИС, а пока успешно справляются со своим делом, используя наработки восьми последних лет.
Михаил ГОРДЕЕВ, глава МО «Заостровское»:
– У нас большой опыт госзакупок, но в последние два года его оказалось недостаточно для оперативного оформления всех необходимых документов. Чтобы уследить за юридическими новшествами, необходимо ежедневно актуализировать знания. Поручить широкий круг обязанностей, возложенных на муниципалитет с введением контрактной системы, некому. Речь идет о планировании закупок, размещении контрактов и данных об их исполнении, а все это должно вовремя появляться на сайте. Тем не менее мы осуществляем закупки четко и ритмично, потому что весь этот объем работы в течение полугода выполняет компетентная компания – ООО «Специализированная организация».
Виктор ПУМИНОВ, руководитель компании «Норд Эксперт»:
– В течение пяти лет мы оказываем услуги по экспертизе зданий и сооружений в рамках системы государственных и муниципальных заказов. После вступления в силу 44-ФЗ, повышающих ответственность за качество исполнения контракта, мы все чаще контактируем с поставщиками как контролирующая инстанция. Вижу, что у многих возникают затруднния, связанные с тем, что для участия в электронных торгах необходимо заранее подтвердить репутацию квалифицированного участника рынка. Иначе при снижении цены контракта более чем на четверть обеспечительный взнос повышается в 1,5 раза. К сожалению, далеко не все директора компаний отчетливо представляют себе комплект документации, который для этого потребуется. Очевидно, им потребуются консультанты.
Алексей ЧИЛИБАНОВ, и.о. директора ГАУ АО «Молодежный центр»:
– В системе госзакупок мы выступаем как средний заказчик, регулярно приобретающий товары и услуги для содержания материально-технической базы и работы в соответствии с уставными видами деятельности. Опыт закупок в условиях измененного законодательства невелик, но, вступление в силу Федерального закона 223-ФЗ никак не повлияло на принцип выбора поставщиков. Другое дело – документооборот: он, безусловно, вырос. Если в прошлом году вся нагрузка, связанная с торгово-закупочной деятельностью, была возложена на юрисконсульта, то теперь потребуется отдельная штатная единица – специалист по закупкам.