В своем ннтервью «БК» от 10.07.2017 министр здравоохранения Архангельской области Антон КАРПУНОВ назвал попытки некоторых частных медицинских клиник войти в систему ОМС «нечестной конкуренцией и условием для скрытой приватизации». И обещал рассказать об эффективном сотрудничестве бизнеса и государства в системе здравоохранения. Сегодня – слово ему, а также директору «Университетской клиники» и офтальмологической клиники «ЛЕНС» Павлу УРБАНУ.
Антон КАРПУНОВ, министр здравоохранения Архангельской области:
– Один из примеров позитивного сотрудничества – строительство Центра семейной медицины в округе Майская Горка. Развитие Архангельска в направлении 6-7-8 микрорайонов предусматривало градостроительным планом создание в округе условий для оказания медицинской помощи. Но у города, а затем и у области в сложной экономической ситуации последних лет не было средств на строительство новой поликлиники. То есть у нас возникла потребность в новом медучреждении, а затем появился инвестор, готовый возвести и сдать его «под ключ».
Так долго идея вынашивалась потому, что сначала не было прецедентов государственно-частного партнерства в медицине даже в стране, потом мы искали потенциального инвестора, затем – варианты и форму взаимовыгодного сотрудничества, готовили множество документов. Напомню: сейчас жители округа получают медицинскую помощь в филиале 2-й городской поликлиники на Галушина, 6. Помещение (два этажа в профилактории «Родник») расположено неудобно и не обеспечивает население необходимым объемом медицинской помощи рядом с домом. К тому же, как известно, город испытывает острую нехватку врачей, и эта проблема в ближайшие годы вряд ли решится.
Именно поэтому в 2015-м правительство области решилось на инвестиционный проект лечебного учреждения на основе государственно-частного партнерства. Смысл проекта: государство выделяет частному партнеру землю под строительство (статус приоритетности проекта подразумевает льготные условия и разрешает не разыгрывать участок на аукционе, что позволило инвестору сократить расходы) и гарантирует заказ по определенной цене. Частная сторона строит поликлинику и гарантирует предоставление необходимого объема медицинской помощи соответствующего качества, уровня, доступности и эффективности.
Потенциальные инвесторы были и раньше: многие ищут, куда вложить, чтобы затем получить. Конкуренция радует. Но мы пресекаем любые нечестные игры с госструктурами, когда инвесторы ищут выгодное для себя местечко, надеясь потом перехватить уже существующий поток пациентов.
В нашем случае инвестором стала группа компаний под руководством Павла УРБАНА. Павел Олегович – эрудированный специалист. Полностью адаптирован в коммерции. Конкретный. Логичный. А главное – группа его компаний около 15 лет занимается многопрофильной медицинской деятельностью, с 2007 года работает в системе ОМС.
Поведение инвестора в ситуации со строительством центра – пример того, как должен работать бизнес в системе здравоохранения: частная компания занимает свободную нишу, помогая нам обеспечить жителей первичной медицинской помощью. Это и позиция федерального министерства – обращаться к дополнительным ресурсам, чтобы направить их туда, где они нам нужны, а не создавать им условия для реализации своей уставной задачи по извлечению прибыли.
В коммерческую составляющую проекта мы не вмешиваемся. Центр возьмет на себя определенное количество приписного населения. Часть услуг будет оказываться по полису ОМС: амбулаторный прием, неотложная помощь, лабораторная диагностика, рентген, УЗИ и МРТ. Свободную часть ресурса – по времени, персоналу и оборудованию – инвестор направит на оказание платных услуг.
Строительство планируется осуществлять в две очереди. Инвестор подготовил проектно-сметную документацию, готовится к процедурам по экспертным оценкам. В первую очередь будет построено трехэтажное здание площадью 1905 кв. м, оборудованное всем необходимым. Как только инвестор сдаст объект, он обратится к нам за получением лицензии. И дальше – в 2020 году – начнет работать во взаимодействии с местным органом здравоохранения.
Таким образом, мы восполняем дефицит собственного ресурса без вложения средств в строительство. Инвестор укомплектует учреждение кадрами и оборудованием. И в рамках существующего тарифа будет оказывать медицинские услуги. Мы заключим соглашение, определив организационные полномочия, обмен информацией, государственное задание. Со страховыми компаниями будем следить за интересами граждан. А инвестор получит организованный поток пациентов, возмещение части затрат. При этом, выполнив обязательства перед ОМС, новое учреждение будет вправе распоряжаться своим имуществом как угодно: сможет участвовать в каких-то акциях, ДМС, просто оказывать платные услуги, заключать прямые договора с учреждениями…
Что касается приписного населения, у нас нет задачи всех жителей округа перевести в новую поликлинику. Задача – приблизить часть наиболее востребованной помощи – терапевта, педиатра – к населению. Если потребуется специализированная помощь, компания будет оказывать и ее, пользуясь, в том числе, услугами головного по отношению к ней учреждения – второй поликлиники. Решаем, как это будет организовано, поскольку это будут разные юридические лица с разными основными задачами.
Ну, а жители Майской Горки сами будут решать – остаться им в Ломоносовской поликлинике или приписаться к новой. Это право, данное людям законодательно, есть и сейчас. Думаю, сначала будет недоверие («у вас все платно, вы красиво говорите, лишь бы нас переманить к себе»). Потом будут сомнения в уровне и квалификации специалистов, потому что люди привыкли к своим врачам и пусть к обшарпанным, но государственным стенам, в которых с врачей можно спросить, и жалобу написать, и до министра дойти. А потом, надеюсь, люди поймут, что поликлиника рядом – это удобно. Многое будет зависеть от того, как новое учреждение себя поставит.
На мой взгляд, в соглашении также должна быть предусмотрена продолжительность работы нашего партнера, чтобы мы точно знали, что пришел он не на месяц. Да, строится объект целевого назначения. Но даже при этом мы не можем инвестора взять в кабалу. Сейчас мы ищем проектные точки соприкосновения. Искренне надеемся на успешность проекта, порядочность и деловитость партнеров от частной медицины.
Павел УРБАН, инвестор:
– Строительство поликлиники в округе Майская Горка мы начинали обсуждать еще с предыдущим руководителем областного минздрава Ларисой Ивановной МЕНЬШИКОВОЙ и председателем комитета по здравоохранению облсобрания Сергеем Дмитриевичем ЭММАНУИЛОВЫМ. Конкретнее авторство идеи сейчас обозначить сложно. Округ с начала 2000-х нуждался в новой поликлинике, но смена мэра, губернатора, законов, передача полномочий от города области, ограниченный областной бюджет не давали возможности региону самостоятельно решить эту проблему.
Мы же, давно работая на рынке медицинских услуг, чувствовали перспективы расширения сферы услуг, увеличения возможностей по обслуживанию населения. Вдохновила позиция президента: «Решение проблемы дефицита финансовых ресурсов в здравоохранении видится в привлечении ресурсов частных медицинских организаций. Государство заинтересовано в улучшении качества медицинской помощи, а бизнес может выгодно вложить средства, одновременно выполняя значимые для общества задачи…»
В конце 2014-го начались активные обсуждения проекта в областном минздраве. Одним из главных вопросов был финансовый – сможем ли выйти на рентабельную работу в новом учреждении? Поэтому сразу поставили вопрос так: возьмемся за проект, если нам оставят возможность, кроме первичной медико-санитарной помощи по госзаданию, оказывать и платные услуги. При этом нам пришлось (и еще придется!) доказывать, что интересы государства и частной клиники могут в чем-то совпадать. В общем, в 2015-м, с приходом в министерство Антона Александровича КАРПУНОВА, идея обрела реальное воплощение. В конце 2016-го правительство признало проект социально значимым и приоритетным, и процесс пошел.
Наши обязательства следующие: за счет собственных средств мы проектируем, строим и вводим в эксплуатацию здание медицинского учреждения, приобретаем необходимое медицинское оборудование, нанимаем персонал, организуем обслуживание 8-12 тысяч прикрепленного населения. Обязательства власти: выделение земельного участка, содействие эмоциональное и политическое. О финансовой поддержке – например, о каких-то кредитах на щадящих условиях – речи пока не идет. Строить, в основном, будем за счет собственных средств, поэтапно. Но кредиты брать все равно придется.
Почему мы уверены, что все получится? Опыт позволяет видеть сильные и слабые стороны работы в системе госгарантий. Сейчас мы знаем, как тратить выделенные через ФОМС федеральные средства эффективнее, максимально полезно для пациента и рентабельно для клиники. Опыт позволяет иметь и свою точку зрения на то, как должен работать врач общей практики в подобной структуре. Понимание – как надо – есть и у врачей, и у чиновников. Но инерционность так сильна, что сдвинуть дело с мертвой точки госструктурам пока сложно. Врач же должен знать приоритеты, выбирать оптимальный путь (логистику) обследования и лечения пациента.
Коммерческая составляющая проекта поможет и оборудование закупать какое нужно, а не какое клиника может позволить себе в рамках госгарантий, вопросы по ремонту и обслуживанию тоже будет легче решать.
Что касается персонала, над этим работаем уже сейчас. Я знаю опасения министерства: не переманим ли мы к себе лучших специалистов? Мы уже начали работать со студентами медуниверситета, надеемся на молодежь. Штат заявлен – 150 человек (совместителей и постоянно работающих врачей, средний, младший медперсонал и обслуживающий немедицинский).
Многих уже сейчас интересует: «Вы будете похожи на госучреждения или частные?». Мы готовы привнести свои наработанные правила и стандарты, тем более что пациенты должны будут по каким-то критериям предпочесть нас. Значит, есть мотивация стать лучше других. Чтобы понять, как это сделать, мы ездили по обмену опытом в подобную клинику в Вологде, которой уже 6 лет. Сравнили наши ожидания с их реальностью. Увидели, к чему стремиться и какими средствами добиваться этого, соблюдая все стандарты.
Как и любого инвестора, нас беспокоят «правила игры»: постоянно меняющееся законодательство, налоги, тарифы ОМС. В прошлом году тариф был нормальный, в этом он необоснованно снижен. Или, например, одно дело – оплата труда участкового врача, другое – врача общей практики, более квалифицированного. Или: как пройдет передача части приписного населения от второй поликлиники нам? Она объективно не может обслуживать 45 тысяч населения округа, но отдавать свое всегда тяжело, то есть придется налаживать и отношения с коллегами. Мы не боимся, что нам не хватит пациентов – опасаемся их переизбытка. Или: нам вменяют социальную ответственность, но дадут ли льготы, которые при такой же нагрузке имеют госучреждения? Например, клиника в Вологде вынуждена бороться за то, чтобы ей как участнику программы госгарантий выделяли бесплатные вакцины на прививки.
Все эти вопросы будем проговаривать в соглашении с минздравом. Несмотря ни на какие опасения, мне кажется, мы становимся удобной базой для решения каких-то острых проблем здравоохранения. Не обольщаемся: нас ждет не такая сладкая малина, как некоторым видится. Надеемся на честное, разумное, рациональное партнерство.