Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 21.02.2019 15:26:31
История сельскохозяйственного кооператива «Прогресс» была не единственной темой прошедшего в середине февраля заседания общественного совета при Контрольно-счетной палате Архангельской области. Аудиторы рассказали о проверке государственного бюджетного учреждения «Приморский комплексный центр социального обслуживания», где также выявлено множество нарушений. Отдельное внимание аудитор Людмила КОЛМОГОРОВА уделила услуге «социальное такси».
Еще в 2013 году в Архангельской области был принят порядок транспортного обслуживания инвалидов, в том числе и детей. Сейчас в регионе услугу «социальное такси» оказывают семь учреждений. Инвалидов по зрению, инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 1-й и 2-й групп и их сопровождающих один раз в месяц бесплатно, по заявке, на специализированном транспорте возят в поликлинику, больницу, социальные организации.
КСП проверяла, как эта услуга оказывалась конкретно «Приморским комплексным центром социального обслуживания» в 2017-2018 годах. В 2017-м из 103 выездов «социального такси» по назначению — то есть когда возили тех людей, которые обладают таким правом, и туда, куда разрешено, - было сделано только три. В 2018-м тоже три, но уже из 180 выездов.
Нередко услуга оказывалась гражданам, не имеющим инвалидности или получившим 3-ю группу. В некоторых случаях не совпадают заявки и путевые листы и так далее. Как и с какими целями на самом деле использовался транспорт, зачастую непонятно.
Есть и совсем вопиющий эпизод. Среди заказчиков значится человек, которые умер в декабре 2017 года, но в 2018-м продолжал проявлять поразительную активность: вызывал «социальное такси» минимум два раза — в феврале и июне.
За два года только по этому направлению центр должен вернуть в областной бюджет 2,3 млн рублей.
«По «социальному такси» очень много вопросов. И у нас есть предложения. Скорее всего, приписки связаны с тем, что учреждения любыми силами стараются выполнить заданные показатели. Возможно, стоит расширить список получателей этой социальной услуги. Кроме того, надо проверить, нет ли таких же нарушений в остальных шести учреждениях, которые ее оказывают, обязательно усилить контроль, подумать, как изменить утвержденный порядок транспортного обслуживания инвалидов, чтобы он действительно работал», - отметила Людмила Колмогорова.
Использование субсидий по направлению «социальное такси» не единственное, что привлекло внимание аудиторов в «Приморском комплексном центре социального обслуживания».
При проверке законности расходов на оплату труда, в частности, выяснилось, что в учреждении в 2017-2018 году были выплачены премии на общую сумму 6 млн 535 тысяч рублей - «за выполнение особо важных и сложных работ». К таковым причислялось, например, участие в субботниках, митингах, демонстрациях, конкурсах и экскурсиях. Человек мог получить за месяц две премии по одним и тем же основаниям.
Кроме того, в коллективе центра нашелся социальный работник с восемью классами образования и зарплатой в 70 тысяч рублей. Тоже с премиями.
«Честно говоря, мы, пожалуй, впервые столкнулись с таким шквалом нарушений в социальной сфере», - добавила Людмила Колмогорова.
В денежном выражении выявленные КСП нарушения за два календарных года оцениваются в 24 млн 834 тысячи рублей.
Материалы проверки будут направлены в УФАС, так как есть признаки нарушений в процессе госзакупок, и в региональное УМВД — по признакам коррупционных проявлений. В адрес директора учреждения, в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области направлены представления с требованием принять меры по устранению нарушений. Решается вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностных лиц министерства.
«Социальное такси» - отличная по смыслу идея, - считает председатель Контрольно-счетной палаты Архангельской области Александр ДЕМЕНТЬЕВ. - Другое дело, как она реализовывается, с какими отклонениями. Или взять эпизод с сотрудником с зарплатой 70 тысяч рублей при отсутствии необходимого специального образования. А как можно объяснить, когда есть квота на лежачих пациентов, оплаченная государством через областной бюджет, а места не заполняются? То есть деньги учреждение получает, а людей нет. С учетом того, что объект социальный и это бюджетники, мы всегда очень сдержанно подходим к своим выводам. Понимаем, что зарплата у работников небольшая, что среди них много энтузиастов, всю свою жизнь посвятивших этому делу. Если есть в рамках законодательства хоть какая-то возможность уйти от жестких заключений, мы уходим. Но в этой ситуации нет даже малейшего основания ограничиться тем, чтобы «погрозить пальцем».
Как отмечают аудиторы, «социальное такси» надо более широко рекламировать, в том числе через интернет-ресурсы, и оно будет востребовано. А так, пока где-то, возможно, и вынужденно, занимаются приписками, инвалидов, действительно нуждающихся в этой услуге, возят в поликлиники «на перекладных».