Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 08.02.2019 22:46:04
На минувшей неделе в российской рыболовной отрасли произошли события, грозящие непоправимым уроном экономике прибрежных регионов страны. В понедельник на сайте Правительства РФ был опубликован совершенно реальный законопроект, декларирующий распределение через аукционы 50% квот на вылов краба. Ранее это преподносилось как планы и намерения, предлагаемые для обсуждения отраслевому сообществу. Теперь на внесение предложений к документу, который никто из рыбаков не успел толком изучить, отводится... чуть более двух недель.
Спустя неполных два дня после опубликования законопроекта представителей рыбопромышленных компаний и экспертов отрасли пригласили на встречу с руководителем Росрыболовства Ильёй ШЕСТАКОВЫМ. Но диалог не состоялся. Рыбаки так и не получили ответа на вопрос, почему законопроект готовился в режиме секретности. И на каких основаниях ему, переворачивающему базовые принципы организации отрасли, присвоена не высокая, а всего лишь «средняя степень регулирующего воздействия»?
Почему этот законопроект напрямую касается Архангельской области?
Мало кто из рыбаков верит, что возврат к аукционам ограничится только квотами на вылов краба. «Частичный» отказ от исторического принципа распределения прав на добычу водных биоресурсов угрожает рыболовецким колхозам области, Архангельскому траловому флоту срывом контрактов на строительство судов и инвестиционных планов в целом, а региону – сокращением рабочих мест и социальных программ предприятий. Кроме того, АТФ сейчас входит в «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» (СЗРК) и работает в партнерстве с компаниями, специализирующимися на добыче краба.
Кто заинтересован в возврате аукционов?
Главным лоббистом этой идеи выступает «Русская рыбопромышленная компания» Глеба ФРАНКА, зятя российского миллиардера Геннадия ТИМЧЕНКО.
Что конкретно произошло 4-6 февраля?
Герман ЗВЕРЕВ, председатель общественного совета при Росрыболовстве: «В соответствии с правилами Минэкономразвития законодательные акты такого уровня и с такими последствиями должны рассматриваться 60 суток – не меньше, а не 15 дней, как сейчас. Я разделяю недоумение коллег, связанное с засекречиванием этого законопроекта. Ночью в понедельник он был вывешен на сайте regulation.gov.ru. Я изучал его с карандашом в руках и не обнаружил ничего, что было бы связано с угрозами для обороноспособности, безопасности страны... Так почему этот законопроект так долго находился в секретном режиме? Это странно».
О встрече в Росрыболовстве было объявлено всего за несколько часов до начала мероприятия. Несмотря на совершенно необъяснимую спешку с продвижением законопроекта, представители и дальневосточных, и северо-западных рыбопромышленных компаний успели отметить, что в документе отсутствует перечень нормативных актов, регулирующих саму процедуру аукциона. Нет в нем и полной оценки социально-экономических рисков принятия закона. Несмотря на многочисленные и проводившиеся, судя по всему, только для «галочки» совещания, позиция прибрежных регионов не учтена.
Руководитель Росрыболовства, видя общий настрой рыбаков, ограничился тем, что призвал их не протестовать против законопроекта в целом и вносить взвешенные предложения… до 22 февраля.
«Это не «передел отрасли» – это введение нового вида квот. Ничего базового не меняется», – считает Илья Шестаков.
Вместе с тем на встрече прозвучало, что идея ввести аукционы на все виды водных биоресурсов действительно обсуждалась в Правительстве РФ.
Что можно сделать?
Сергей НЕСВЕТОВ, исполнительный директор АО «Архангельский траловый флот»: «На самом деле странно обсуждать законопроект, который появился за день до этого, причем когда речь идет о кардинальном изменении «правил игры» в отрасли и, по сути, отмене исторического принципа распределения квот. Нужно, как минимум, разослать его в приморские регионы, проанализировать с участием органов власти, представителей предприятий, общественных организаций. И только после этого вносить на рассмотрение депутатов Госдумы. Если, конечно, после детального разбора от законопроекта что-нибудь останется... Создается впечатление, что Росрыболовство делает все, чтобы как можно быстрее решить этот вопрос. Зачем такая спешка – можно только догадываться. Этот закон имеет высокую степень регулирующего воздействия и должен обсуждаться не 15, а как минимум 60 дней. Очень легко сейчас принять решение космического масштаба, за которое потом вся отрасль будет долго расплачиваться. Аукционы уже были в нашей практике в 2001-2003 годах и ни к чему, кроме браконьерства, воровства, засилия иностранного капитала и давления внешнего контроля на российское рыболовство не привели».
Между тем мурманские и архангельские рыбаки
через социальные сети и СМИ просят о поддержке всех, кому небезразлична судьба отрасли:
против законопроекта о введении аукционов на вылов водных биоресурсов можно проголосовать в Интернете, на государственном сайте оценки регулирующего воздействия.
Адрес сайта и код законопроекта:
https://regulation.gov.ru/projects#npa=88201
Цифра
- 250 миллиардов рублей
могут превысить потери рыбодобытчиков и прибрежных регионов от возврата к аукционному принципу распределения квот на добычу краба к 2020 году.