Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 05.07.2018 16:37:45
Шенкурский предприниматель Ирина САХАРОВА по специальности логопед, имеет 17 лет педагогического стажа и сейчас уже сама затрудняется сказать, как пришла к решению открыть свое дело. Да еще такое «экзотическое» - создать перепелиную ферму. Сейчас у Ирины — 600 птиц «яичного» и «мясного» поголовья: хозяйство стало рентабельным, хотя наладить сотрудничество с магазинами пока так и не удалось.
«На определенном этапе жизни я стала искать идеи для открытия собственного бизнеса и увлеклась найденным в Интернете рассказом предпринимательницы из Подмосковья, которой кто-то предложил заняться разведением перепелов. Чем-то эта история меня зацепила. Возможно, тем, что это очень компактный бизнес, не требующий больших помещений. Та женщина интересно описывала, как размышляя над неожиданным предложением, в задумчивости смотрела на стоящий в комнате ничем не занятый шкаф и вдруг представила, что, если его переоборудовать, туда можно посадить штук 150 таких птиц», - с улыбкой вспоминает Ирина Сахарова.
Одно время в местную торговую сеть перепелиные яйца возили поставщики из Вологды, но потом они от этой затеи отказались из-за небольших объемов продаж. Так что в Шенкурске эта ниша оказалась не занятой. Еще одним аргументом «за» стала полезность продукции, считающейся диетической и низкоаллергенной. Третий довод — возможность контролировать всю производственную цепочку и практически не зависеть от контрагентов. Оставалось решить вопрос финансирования.
«На тот момент я состояла на учете в центре занятости и имела возможность через него получить средства на открытие собственного дела (такая практика в России действует и сейчас, информацию нетрудно найти в Сети. — Прим. ред.). Составила бизнес-план и успешно «защитилась» на субсидию около 70 тысяч рублей», - продолжает Ирина Сахарова.
Еще 200 тысяч рублей она получила из районного бюджета в рамках программ поддержки малого бизнеса. Потребовались и свои вложения: общая сумма стартовых затрат составила порядка 600 тысяч рублей.
«Это при том, что перепелятник мне подарил супруг, у которого тоже есть свой бизнес, - уточняет Ирина. - А вот за клеточными модулями, поилками, системой пометоудаления пришлось ехать в Лобню. В Подмосковье брали и инкубационное яйцо. Все получилось, в общем-то, с первого раза. Потом попробовали и мясо — нам оно кажется очень вкусным».
Как рассказывает владелица фермы, перепела несутся отменно и от кур, в частности, выгодно отличаются тем, что практически не болеют. Сейчас «в шкафу» у Ирины Сахаровой — в общей сложности 600 птиц «яичного» и «мясного» поголовья. Несушек в среднем 250, «трудятся» они меньше года, принося по яичку в день, — после девяти месяцев этот показатель заметно идет на спад. Некоторые самочки «работают» и по семь дней в неделю, другие «два через два» - в общем, с графиком все как у людей.
Цена на яйцо несколько выше, чем, например, в федеральных торговых сетях, но по мнению предпринимателя, разница вполне компенсируется качеством продукции. Цена мяса сравнима с ценой хорошей говяжьей вырезки. На себестоимость больше всего влияют расходы на закупку кормов, которые приходится завозить из Архангельска или Вологды, и затраты на поддержание в помещении нужной температуры.
Для продвижения товара Ирина разработала буклет с рецептами блюд с перепелиным яйцом и мясом (например, как сделать его в апельсиновом соке с сыром).
«Мне приходилось слышать: придет, мол, мужик с пилорамы вечером ужинать, что ему эта птичка? Будет только сидеть - кости обгладывать. Между тем, рецептов интересных много, и перед праздниками обычно спрос повышается: и яички в салатах, и перепел красиво смотрятся на столе», - уверена Ирина.
Продукция расходится в основном по Архангельской области - частным покупателям, найденным через «сарафанное радио». Сейчас у фермы, имеющей свой бренд, немало постоянных клиентов.
«Бывают, конечно, продажи, которые можно назвать крупными. Недавно, например, приезжал за мясом покупатель из Вологды со своим холодильным оборудованием — десять килограммов (это примерно 60 тушек) сразу взял. В магазины попадать сложнее, прежде всего потому, что санитарные требования в торговле, конечно, значительно выше. На яйцо у меня есть все необходимые документы. А для того, чтобы без проблем сдавать мясо, нужен свой убойный пункт, отвечающий определенным требованиям. Затем это мясо надо отправлять на экспертизу в Архангельск, что тоже обходится достаточно дорого», - отмечает Ирина.
Законодательство «заточено» на предприятия с промышленными объемами производства: индивидуальным предпринимателям, имеющим личные подсобные хозяйства, расти трудно, считает она.
«У моей фермы рентабельность хорошая, но нужно наращивать объемы. А как это сделать - пока не знаю. Первая ферма заполнена, а вторую ферму сейчас, наверное, не потянуть, спрос просчитать сложно», - добавляет Ирина Сахарова.