ИЛИМ-Бумага
Подписка на телеграм-канал БК
Подписка на дзен-канал БК

Воскресенье, 22 декабря, 2024 10:12

Агропром: вместо решения проблем ищем врагов и «гнобим» молокозаводы


Юрий ГУСАКОВ, президент Ассоциации производителей пищевых продуктов Архангельской области | 13.02.2012 02:41:29

altПроблема постепенной деградации сельского хозяйства уже, возможно, набила оскомину. Власть над этим работает, например, принимает целевые программы. В Архангельской области существует долгосрочная целевая программа развития АПК на 2009-2012 годы.  С ее помощью чиновники пытаются приостановить исчезновение мелких и средних крестьянско-фермерских хозяйств и отток населения из сельской местности. Однако не получается...

В 1990 году численность сельского населения Архангельской области составляла  416 тысяч человек, а в 2010 году - уже 299 тысяч человек. Сокращение почти в два раза.

Новый губернатор Архангельской области Игорь ОРЛОВ уже начал работу в направлении поддержки села, так, 7 февраля в конференц-зале администрации области состоялся съезд областных сельхозпроизводителей. Губернатор выступил с приветственным словом и покинул мероприятие. Дальнейшая дискуссия уже представляла собой дежурное собрание, поскольку состав выступающих был спланирован чиновниками заранее, темы выступлений согласованы. 

Так, министр агропромышленного комплекса Владимир ЛИЧНЫЙ отчитался об «успехах»: в частности, по итогам 2011 года увеличилось количество прибыльных предприятий до уровня 85,8%, в 2009 году создано 142 новых рабочих места и т.д.  Отобранные для выступлений руководители предприятий не очень бодро сообщили о проблемах и планах на будущее. На их лицах читалось некоторое недоумение: для чего собрали? Губернатора нет, и для кого, собственно, сотрясать воздух? Дискуссий на съезде также не было, производители молока-сырья привычно жаловались на диктат переработки (молочные заводы), на низкие цены на молоко-сырье. И это при том, что в Архангельской области такие же закупочные цены на молоко, как в соседней Вологодской области. Причем жаловались на переработчиков даже те, чья прибыль по итогам года зашкаливала за 50 млн рублей. Жаловались те, кто за два часа до съезда заявлял: «Закупочная цена на молоко нас полностью устраивает вот уже 1,5 года и   проблем мы не испытываем». Каково же было наше удивление, когда с трибуны съезда этот руководитель говорил совершенно противоположное. 

В общем, съезд получился ни о чем, губернатор был слишком занят, 
а аграрии не сказали ничего нового и не приняли никаких решений.
Опять во всех бедах сельчан оказались виноваты переработчики.
И незримо в воздухе витало желание с ними расправиться.
По крайней мере, заместитель губернатора Владимир ШИШОВ
предложил даже создать альтернативную переработку, построив
в Архангельской области новый крупный завод по переработке
молока-сырья, дескать, это путь решения проблемы с основными
бедами сельчан. 


У членов Ассоциации производителей пищевых продуктов Архангельска (АПППА) подобные высказывания областных руководителей вызывают замешательство. Поскольку они вскрывают некомпетентность чиновников, незнание ими основ рыночной экономики, неумение отделить причину от следствия. Если закупочные цены с вологодскими одинаковы, а проблемы остаются, может, они в чем-то ином?!

В Архангельской области работают семь средних молокозаводов: Архангельский, Северодвинский, Вельский, Устьянский, Каргопольский, Красноборский, Онежский. Мощности большинства из них загружены не более чем наполовину. Заводы способны и сейчас, и в будущем переработать все молоко, произведенное на территории Архангельской области, и даже  нуждаются в дополнительных поставках молока из-за ее пределов. Да и данные о продажах молочных продуктов в магазинах Архангельской области подтверждают: есть резервы для роста, только одна четверть молочных продуктов на полках торговых сетей произведена на местных предприятиях.

Зачем же строить новые заводы, если нынешние не загружены? Зачем строить новые заводы, которые будут простаивать?

Желание строить фермы и заводы, невнимание к состоянию рынка потребления молочных продуктов в Архангельской области – это симптом так называемого «узкопроизводственного» мышления, известного с советских времен. Тогда много чего производилось, что не пользовалось спросом, а руководители-хозяйственники, сформировавшиеся в то время, до сих пор пытаются наладить производство без учета мнения потребителя, производство ради производства.

А действительность такова: сегодня на рынке молочных продуктов как в России, так и в Архангельской области идет ожесточенная борьба за потребителя. Крупные федеральные производители, такие как, например, Вимм-Билль-Данн (PepsiCo), Юнимилк (Данон) «давят» местных переработчиков рекламой своих продуктов через телевидение. У всех на слуху такие названия, как «Домик в деревне», «Простоквашино», «Активия», «Actimel», «Имунеле». Эта продукция выпускается за пределами Архангельской области, соответственно, ее производители активно борются за деньги из нашего бюджета и наши рабочие места.

Чтобы проверить данные статистики, представители АПППА измерили молочные 
полки в двух самых крупных торговых сетях Архангельска, Новодвинска и
Северодвинска. Результаты ошеломляющие: общая длина полок одной
только торговой сети больше километра, но молочной продукции местных
производителей на ней не более четверти (!), а остальное - федеральные
торговые марки и импорт. Понятно почему - закупочная цена в центре России
такая же, как в Архангельской области, а в Европе на 20-30% ниже, чем у нас.
Именно молоко-сырье в себестоимости готовых молочных продуктов
составляет около 60%.

Другой важный вопрос - пропаганда потребления молочных продуктов, которая во всем цивилизованном мире считается основным «мотором» молочного производства. К сожалению, наши областные чиновники, похоже, не знают, что привычку потреблять молочные продукты надо воспитывать и это воспитание помогает экономике больше, чем пустые обвинения переработчиков молока.

Потребление молочных продуктов на душу населения в Архангельской области составляет менее 160 кг в год. Мы находимся на предпоследнем месте среди всех субъектов РФ, после нас только Тува. Для сравнения: среднедушевое потребление молочных продуктов в РФ - 260 кг.

В Архангельской области нет ни одной государственной программы, которая бы помогала местной молочной промышленности, более того, местная власть фактически создает условия для дальнейшей экспансии на наш рынок привозных молочных продуктов. В частности, правила поддержки производителей молока-сырья в Архангельской области составлены таким образом, что большинству хозяйств оказывается выгоднее переработать свое молоко за пределами Архангельской области, а не реализовать его в нашем регионе.

Странная логика, не правда ли? Создавать проблемы для развития собственной переработки сырья и стимулировать при этом переработку на чужих предприятиях. Еще более странная, если учесть, что экономическая отдача от переработчиков для бюджета и экономики области в семь-восемь раз выше, чем отдача от сырьевых предприятий. 

Разберется ли в этом новый губернатор? Будут ли государственные целевые программы работать на комплексное оздоровление экономики и здоровье северян, или по-прежнему мы будем выхватывать из контекста отдельные наиболее острые проблемы и лечить их, при этом усугубляя ситуацию в отрасли в целом.

Прошлый губернатор окружил себя некомпетентными «экспертами», и 
благодаря им главной темой стала идея создания агрохолдингов, которая
с треском провалилась.  А ведь в недалеком прошлом любая аграрная
сводка начиналась с этой  темы и все отчеты заканчивались счастливым
«агрохолдинговым» будущим. Предприятие ОАО «Агрохолдинг»,
которое намеревалось построить 11 ферм на всей территории
Архангельской губернии, после получения крупной суммы бюджетных
денег  в сентябре 2011 года арбитражным судом признано банкротом. 

Между тем реальные проблемы сельхозтоваропроизводителей неразрывно увязаны с состоянием рынка розничной молочной  торговли, с ситуацией с торговыми сетями в крупных городах Архангельской области. И качественное решение проблемы возможно, только если учтены все факторы в цепочке ферма-переработка-торговля-потребитель - это рыночный подход, к сожалению, все еще недоступный большинству чиновников. Именно отсутствие качественного рыночного подхода при создании программ поддержки села и приводит к плачевным результатам.

Конечно, власть состоит не только из одних чиновников, кроме исполнительной власти существует и законодательная, назначение которой контролировать и ставить задачи власти исполнительной. Однако в нашем случае главный депутат-аграрий Архангельской области  полностью присоединилась к позиции чиновников.

По нашему мнению, Надежда ПАВЛОВСКАЯ давно уже не слышит тех, кто  относится к ее электорату.   Поэтому ее излюбленная тема - низкая закупочная цена на молоко-сырье. Причем никакого диалога с переработчиками молока не планируется изначально, противоположной стороне просто не дают слова, как и было на нынешнем съезде.

В последние годы, например, крупнейшего переработчика ОАО «Молоко» если и приглашают на такого рода мероприятия, то за один день до совещания. Инициативы выступить пресекается: якобы программа уже расписана и  представителям крупнейшего молочного завода области слово дано не будет. Те, кто присутствовал на съезде, видимо, обратили внимание, что самая продаваемая в области молочная продукция Архангельского молочного завода на выставке представлена не была – ОАО «Молоко»  даже не известили, что помимо съезда будет выставка продукции.  

Сегодня Владимир ПЕТРОВ – директор управляющей компании, которая управляет ОАО «Молоко», наверное, сожалеет, что в далеком 1998 году, будучи директором Вельского молочного завода, предложил баллотироваться Надежде Павловской в областное Собрание депутатов, чтобы защищать интересы молочной промышленности. Кажется, ее понимание экономики так и осталось на уровне командно-административной системы. Перерабатывающая, да и вся российская промышленность  давно уже переместилась в формат рыночных отношений.  Например, около четырех лет назад руководство ОАО «Молоко» приглашало Надежду Ильиничну на предприятие и делилось с ней планами по реконструкции архангельского завода. Однако Надежда Павловская в свойственной ей манере резко заявила:  «Нам не выгодно ваш завод развивать, вы станете еще крупнее и сильнее, остальным заводам будет трудно выживать!» Не понятно, правда, кому это - «нам»? Что на этот счет могут сказать ее коллеги-депутаты?

В 2010 году в реконструкцию ОАО «Молоко» акционерами инвестировано 70 млн рублей, в 2011 году – 87 млн рублей, в 2012 году планируется вложить еще около 90 млн. Завод развивается, торговые марки «Белозорие», «Радостино»  успешно конкурируют с федеральными брендами.  К 2014-15 году Архангельская область получит современный молочный завод европейского уровня, способный выпускать продукцию, выдерживающую  конкуренцию не только с федеральными брендами, но и с продукцией, которая появится у нас в связи с вступлением в ВТО.

Однако после прошедшего съезда понимаешь, что областным чиновникам и руководителю агрокомитета областного Собрания не нужно, чтобы наши переработчики были конкурентоспособными и сильными, им не нужно, чтобы наши предприятия готовились к работе в ВТО...

А ведь будущее агропрома именно в высокой конкурентоспособности готовой продукции, тогда и можно будет наращивать производство молока архангельскими аграриями и развивать свое производство. К сожалению, этого не понимают сегодня те, кто натравливает власть на переработчиков молока, в этом и кроется причина «разногласий» между производителями молока-сырья и переработчиками. 

Мы надеемся, что в дальнейшем спрос на таких политиков будет угасать. И связи с этим еще раз вспомним о налоговой отдаче и эффективности работы. На одного работника молочной переработки приходится 258 тысяч рублей в год  налоговых перечислений от производства в бюджет области, а на работника сельского хозяйства в семь раз меньше - только 37 тысяч рублей. Чье развитие быстрее будет наполнять региональную казну? Ответ очевиден.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей