ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 18 апреля, 2024 06:00

Производители молочной продукции Поморья рассказали о подготовке к обязательной маркировке


Анастасия НЕЗГОВОРОВА. Фото Алексея Липницкого и из архива «БК» | 08.02.2021 15:49:45
Производители молочной продукции Поморья рассказали о подготовке к обязательной маркировке

20 января начался период добровольной сертификации молочной продукции. Перед производителями стоит важная задача – подготовиться к обязательному этапу маркировки. Сроки поджимают, однако далеко не все предприятия могут позволить себе необходимое оборудование. Да и вопросов с введением маркировки больше, чем ответов. И один из них: не будет ли новая система дублировать уже существующую?


Молочные реки попадут в систему

С 1 июня 2021 года обязательная маркировка вводится для мороженого и сыров, с 1 сентября – для молочной продукции сроком годности более 40 дней. А с 1 декабря маркировка станет обязательной для продукции сроком годности 40 дней и менее.

По оценкам экспертов, введение маркировки приведет к удорожанию молочной продукции как минимум на 3%. Также есть опасения, что снижение доходов населения в 2020 году и грядущее увеличение стоимости молочной продукции обернется снижением спроса на молочку. 

По информации министерства АПК и торговли Архангельской области, переработкой молока в регионе занимается 25 предприятий. В областном бюджете предусмотрены меры поддержки производителей. Предприятиям малого и среднего бизнеса будут субсидировать до 40% затрат на приобретение оборудования для переработки, фасовки и маркировки молока и молочной продукции. На эти цели заложено 7 млн рублей. Сообщается, что при необходимости сумма будет увеличена. Но хватит ли этих средств на всех? 

Плюс 50 копеек? 

По подсчетам специалистов АО «Молоко» (входит в агрохолдинг «Белозорие»), внедрение маркировки обойдется компании примерно в 35-40 млн рублей. Даже для одного из крупнейших производителей молочной продукции в регионе это колоссальные затраты. Прогнозируется, что введение маркировки приведет к увеличению цен. 

molochka_v_magazine.jpg

«Не так давно представитель министерства заявляла, что молочная продукция подорожает примерно на 50 копеек. Но на самом деле 50 копеек стоит только сам уникальный код (Data Matrix, двумерный матричный штрих-код), который мы должны купить у «Честного Знака», и это без учета НДС, – поясняет главный инженер АО «Молоко» Алексей КОТЦОВ. – Нужно оплатить сам код и нанести его на упаковку одним из трех способов. Кроме наклеивания этикеток и печати кодов в момент производства продукции на линии, предприятия могут заказать в типографии упаковку на свои товары уже с нанесенными кодами маркировки. Также на каждый производственный участок требуется поставить оборудование для считывания этих кодов – систему «технического зрения», плюсом к тому необходимы станции маркировки и промышленные компьютеры, специальное программное обеспечение для интеграции производственной учетной системы и серверов системы «Честный Знак». Введение маркировки повлечет за собой и ежегодные дополнительные расходы на обслуживание самих систем, техподдержку». 

Пока не готовы 

С января 2020 года АО «Молоко» активно работает с интеграторами – компаниями, которые предлагают комплексные решения по внедрению маркировки. Из семи интеграторов, ознакомившихся с площадкой, коммерческие предложения представили только двое, однако конкретики в них еще мало. 

«Это говорит о том, что сами интеграторы пока не полностью готовы к внедрению маркировки, не то что мы! На сегодня мы еще не определились, с какой компанией будем работать, с каким оборудованием, ведь у каждого интегратора свои поставщики, – отмечает исполнительный директор АО «Молоко» Галина СИТНИКОВА. – Также есть определенные сложности и у типографий: им нужно приобрести оборудование для нанесения кода. И эти затраты, скорее всего, переложат на нас. Вопросов много, а времени на внедрение маркировки все меньше. Для сыров она начнется 1 июня, а уже 1 декабря мы должны выпустить первую партию маркированной молочной продукции (со сроком годности до 40 дней). Упаковку нужно заказать заблаговременно». 

molochka_konveer.jpg

У руководства компании есть опасения по поводу увеличения брака на производстве, вопросы по считываемости знака – если система в какой-то ситуации его не определит, такой продукт реализовать нельзя. 

«Заявляется, что считываемость уже достигает 99%, но даже 1% для большого производства – это много, это достаточно большой объем продукции. А проблемы могут возникнуть не только на этапе производства, но и в магазине, тогда как по закону возврат молочной продукции запрещен», – уточняет Галина Ситникова. 

Трудности доставки

Обнаружились проблемы и с поставкой оборудования для считывания кодов. Спрос на него возрастает в связи с расширением перечня товаров, которые подпадают под обязательную маркировку. 

«В прошлом году начали маркировать лекарства, и буквально в первый месяц случился самый настоящий коллапс с оборудованием. На сегодня потребность в нем настолько высока, что западные партнеры интеграторов (оборудование в основном импортное) не успевают его поставлять. Это проблема – получить систему вовремя», – продолжает Алексей Котцов. 

В некоторых вопросах Минпромторг России пошел навстречу бизнесу: требование о поэкземплярном учете и прослеживаемости на всех этапах товаропроизводящей цепи оставлено только для товаров со сроком годности более 40 суток. Для скоропортящейся продукции в системе маркировки будет предусмотрен лишь объемно-партионный учет. 

«Мы обязаны будем нанести код на упаковку и зафиксировать его в системе, следующий этап – когда код считывается на кассе в магазине. Изначально мы должны были нанести код на пачку, затем на групповую упаковку, на паллетную выкладку, и на каждом этапе было предусмотрено считывание этого кода. Сейчас для скоропортящейся продукции часть звеньев цепочки исключена. У АО «Молоко» вся продукция – до 40 дней хранения, поэтому для нас это большое облегчение», – отмечает Галина Ситникова.

По стопам «Меркурия»

Ранее производители уже проходили через внедрение «Меркурия» (с 1 июля 2018 года): эта система нужна для электронной ветеринарной сертификации. «Меркурий» – центральное звено системы прослеживаемости продукции при ее производстве и перемещении в России и странах Таможенного союза. По сути, маркировка во многом дублирует эти функции. 

«Маркировка необходима для того, чтобы на прилавках магазинов была качественная молочная продукция, – считает министр АПК и торговли Архангельской области Ирина БАЖАНОВА. – Код маркировки позволит определить, из чего сделан продукт: например, масло – изготовлено на растительных или животных жирах. Для потребителя это важно – он должен знать, за что платит».

moloko_zavod.jpg

Но получается, что и «Меркурий» подтверждает качество продукции. Эта система подразумевает партионный учет, поэтому была более проста во внедрении. Планируется, что и «Меркурий», и «Честный Знак» будут работать на каждом производстве.

«Сегодня сложно представить, чтобы молочная продукция, которая не прошла сертификацию и не была занесена в «Меркурий», попала на полки в магазины. Такой товар просто не примут! Да и в целом в молочной отрасли не более 1% контрафакта: это не те объемы, из-за которых нужно бить тревогу, – уверена исполнительный директор АО «Молоко» Галина Ситникова. – Более того, в коде будет содержаться не больше информации, чем уже есть на упаковке товара».

Вопросы выживания

По предварительным оценкам, Шенкурскому молочному заводу на внедрение маркировки потребуется свыше 10 млн рублей.

«Стоимость оборудования на одну линию составляет от 1,5 до 3,5 млн рублей, всего у нас их три. Но прежде всего нужно подготовить помещения: расширить производственный цех и склад. Кроме того, взять специалистов, которые будут работать на новом оборудовании. Все это приведет к кратному увеличению расходов, – подчеркивает директор ООО «Шенкурский молочный завод» Владимир ДУРАСОВ. – У больших предприятий повышение цен в связи с внедрением маркировки будет минимальным. А мы, принимая 10 тонн молока в сутки, не сможем компенсировать грядущие дополнительные расходы только за счет увеличения стоимости продукции. Иначе прибавка будет слишком большой для покупателей, мы станем неконкурентоспособными. Нововведения больше рассчитаны на крупные торговые сети и производства, но, к сожалению, никто не берет в расчет маленькие предприятия и местные магазины».

Продукция завода поступает в торговые точки Шенкурского района, школы, детские сады. Предприятие сотрудничает и с организациями Плесецка и Мирного, поставляет продукцию в несколько торговых сетей.

«Если решим закрыть завод, район останется без местной молочки, а люди – без работы. В Шенкурском районе есть магазины, которые берут только нашу продукцию, ведь с учетом логистики сложно доставлять молочку из других регионов и даже из областного центра, – продолжает Владимир Сергеевич. – Кроме того, как быть фермерскому хозяйству, которое поставляет нам молоко? Из-за нерегулярного транспортного сообщения через реку Вагу им больше некуда отправлять сырье».

Помимо этого, в районе существуют проблемы со связью.

«Там, где находится завод, связи практически нет. И как программа будет синхронизироваться с системой – пока неизвестно. У местных торговых точек схожие проблемы: как они будут принимать товар? Для небольших производств нужно предусмотреть иные правила», – уверен директор молзавода. 

Качество молока не изменится 

Из-за возросших затрат фермерские хозяйства рискуют оказаться под угрозой разорения. Создатель гостевого подворья «Фермерская слобода» Владимир БУДЕЙКИН подсчитал, во сколько фермеру из Архангельской области обойдется внедрение маркировки молока и сыра. 

budeykin_vv_2019.jpg

«По моим подсчетам, разовые расходы составят не менее 300 тысяч рублей, плюсом к тому — ежемесячные, на зарплату, скажем, двум специалистам (в сумме 50 тысяч рублей) и на обслуживание системы (5-10 тысяч рублей). Таким образом, если взять кредит на три года, который и так мало кто из наших фермеров сможет получить, ежемесячная нагрузка составит 70-80 тысяч рублей, - делится расчетами Владимир Будейкин. - При надоях до 100 литров козьего молока в сутки стоимость одного литра придется поднять на 27-30 рублей. Причем, как вы понимаете, качество молока от этого не изменится. К тому же деревенский фермер должен будет перевести 50 копеек за каждый код «Честному Знаку», агрегатору столь необходимой и нужной системы. И это лишь самая бюджетная версия стоимости маркировки».

Более технологичный формат розлива молока и маркировки продукции обойдется в разы дороже: примерно 2400 долларов на одну «точку». И тоже понадобится расширение штата, «преобразование» простого фермерского хозяйства в маленький молочный завод. 

Нужно ли всех стричь под одну гребенку и устанавливать одинаковые требования для агрохолдингов и небольших предприятий?

Недавно Правительство РФ разрешило регионам освобождать ремесленников от обязательной маркировки обуви. Подобное можно провести и для «ремесленников» молочного производства, которых маркировка способна попросту «закрыть». 

Есть мнение

Александр ГРЕЧАНЫЙ,  эксперт «БК», кандидат экономических наук: 

grechany_an1.jpg– Важно защитить местных производителей, чтобы они не погибли в связи с серьезными расходами на маркировку. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 7 млн рублей, но хватит ли их на всех? Расходы крупных игроков рынка только на оборудование составят около 30 млн рублей, а небольших – 5-10 млн. Предприятиям нужна более существенная помощь, и речь не только о льготных кредитах, ведь это возвратные средства.

Если не станет производства, люди потеряют работу: даже в отдаленных населенных пунктах на таких молочных заводах задействованы 30-50 человек. Чаще всего эти предприятия являются градо– или поселкообразующими. Они не просто обеспечивают занятость и платят налоги, но и дают местный продукт, который поступает в школы, детсады, небольшие магазины. Если такие предприниматели примут решение о закрытии бизнеса, на наш рынок зайдут игроки из других регионов, где своих производителей поддержат, тем самым обеспечив поступления в свой бюджет.





Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей