ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Анатолий Кожин: Роль депутатов придется переосмыслить


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 10.08.2009 12:00:00

11 октября горожанам предстоит избрать депутатов Архангельского городского Совета. В этом году выборы будут проходить по мажоритарной системе — 30 одномандатным округам. От идеи выборов по партийным спискам в Архангельске отказались. По мнению председателя городского Совета Анатолия КОЖИНА новая система задает такие правила игры, по которым надо искать лидеров среди горожан, завоевывать авторитет здесь, на месте, и эффективно работать. Все это способствует усилению роли местного самоуправления.

11 октября горожанам предстоит избрать депутатов Архангельского городского Совета. В этом году выборы пройдут по новой системе – не по 10 многомандатным округам,а по 30 одномандатным. Нарезка округов стала более мелкой, и за каждой территорией теперь будет закреплен один депутат, а не три, как ранее.

В чем смысл реформы и почему избрание депутатов в горсовет не сделано по типу выборов в областное Собрание? Об этом наш разговор с председателем Архангельского городского Совета депутатов Анатолием КОЖИНЫМ. Спикер является секретарем политсовета Архангельского городского отделения ВПП «Единая Россия» и возглавляет в горсовете фракцию большинства.

- Анатолий Евгеньевич, почему Архангельск предпочел не копировать систему выборов в областное Собрание, а избрал свой, особый избирательный путь?

- Ранее в Архангельске существовало 10 мажоритарных округов, от каждого избиралось по три депутата. Сейчас 30 округов, каждый из которых будет представлять один депутат. Таким образом, численность горсовета не изменится. У новой системы есть неоспоримые плюсы. Если раньше, к примеру, Левый берег был весь включён в один округ, то теперь эта огромная территория разбита на три округа, и от каждой избирается только один депутат. И для островных территорий это, безусловно, лучше. Народный избранник становится ближе к населению… К сожалению, мы очень часто недооцениваем роль местного самоуправления. Осознание этой роли будет происходить постепенно, и не только путем реформирования избирательной системы, а и управления на уровне муниципалитета, региональной и федеральной власти. Постепенно мы приходим к пониманию того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы местного самоуправления. Муниципальные выборы для обычного гражданина самые главные. 90% вопросов, волнующих горожан, касаются повседневной жизни: развития, состояния ЖКХ, местной экономики, культуры, социальной жизни. От того, что, к примеру, построили федеральную трассу Чита - Москва, Архангельску лучше не станет. Хотя, возможно, когда-то горожанин по ней и проедет… А вот ремонт улицы Володарского в областном центре — это для него прямой плюс. На самом деле человеку важнее, сделали у него проезд во дворе или нет. Очень важно, чтобы местное самоуправление наполнялось не только деньгами, но и функциями. Чтобы интересы населения отстаивали депутаты, не понаслышке знающие проблемы жителей того или иного округа.

- И все же, почему пришлось отказаться от выборов по партийным спискам?

- Нас часто обвиняют в том, что «Единая Россия» монополизировала власть. Но данное решение – яркий пример несостоятельности такого суждения. Мы прекрасно понимаем, что, объяви сейчас выборы по партийным спискам, они пройдут в пользу партии большинства. Но муниципальная власть - это не то поле, где должна разыгрываться большая политическая карта. Безусловно, важна работа политических партий, фракционное разнообразие, ведь это повышение политической ответственности, взаимосвязь с областным и федеральным парламентами. Но избираться в горсовет люди должны в первую очередь исходя из оценки их личной позиции, отношения к городу, мотивации…

Важно понимать, насколько они компетентны, самостоятельны, способны вырабатывать собственную позицию и уметь договариваться. В хорошем смысле этого слова. Идти на компромисы, убирая свои личные и даже партийные амбиции. Что у нас оппоненты некоторые предлагали?! Давайте сделаем выборы по партийным спискам. И, не скрою, внутри партии такие предложения звучали не раз. Но что это значит? У нас в Архангельске проживает примерно 360 тысяч жителей. В различных партиях состоят примерно около трех тысяч человек, из них несколько сотен активистов. И если бы выборы проходили по партийным спискам, только они могли бы стать депутатами. А где же остальные примерно 290 тысяч избирателей?

Сегодня многие забывают, что избирательное право, - это не только право избирать, но и быть избранным. И почему при таком подходе – выборах по партийным спискам - мы основную часть жителей Архангельска будем лишать права быть избранными? Или будем заставлять их вступать в какую-либо партию?! Партии должны формировать правительство, то же самое касается регионального парламента, который разрабатывает и принимает региональное законодательство. Но в вопросе местного самоуправления на первое место выходят личные качества человека. А задача политических партий — чтобы эти люди влились в партии, или партия генерировала таких людей у себя. Поэтому мы пришли к тому, чтобы отдать приоритет мажоритарной системе. Кроме того, реформируется и избирательная городская система. Создана городская избирательная комиссия, которой будут подотчетны комиссии в округах. Эта новая модель управления предусматривает максимальную самостоятельность и независимость.

- Тем не менее партии будут выдвигать и своих кандидатов на выборы. Как вы оцениваете перспективы формирования партийных фракций в городском Совете 25-го созыва?

- Выдвижение кандидатов в депутаты по мажоритарной системе, на мой взгляд, сильно активизировало деятельность политических партий. На прошлых выборах ни одно политическое объединение не выдвигало кандидатов в городской Совет и не поддерживало. В этом году собираются это сделать все парламентские партии. В этом случае, если кандидат выдвинут парламентской партией, ему не надо собирать подписи. Но и он должен понимать, что будет координировать свои решения с партией. Он должен устраивать и партию, и граждан. Это еще более сложно, и хорошо. Двойной фильтр…

Применение одномандатной мажоритарной системы не ослабило межпартийную конкуренцию, а усилило ее. Партии стали биться за людей, тщательно подходить к спискам, потому что каждый конкретный человек будет нести персональную ответственность. Выборы по партийным спискам упростили бы борьбу за места. Но сейчас заданы такие правила игры, по которым надо искать лидеров среди горожан, завоевывать авторитет здесь, на месте, и эффективно работать. Это гораздо труднее. Думаю, что фракционное разнообразие в городском Совете непременно будет. В свое время мы поддержали создание фракции ЛДПР. Более того, мы избрали заместителем председателя горсовета Олега ЧЕРНЕНКО, лидера фракции либерально-демократической партии, хотя уже тогда в городском Совете у «Единой России» было большинство.

Мое личное мнение — надо работать с людьми не с точки зрения большевизма (не путать с коммунизмом). Мол, раз нас больше, то мы и правы! Отнюдь. Надо учитывать все мнения, ведь все депутаты избирались горожанами. Если нас 16, а вас 14, то остальные инициативы неинтересны? Но это не футбол, где разница в одно очко приводит к победе. Важно находить компромиссы и учитывать мнение пускай одного человека. И его взгляд довольно часто бывает правильным. Горсовет - это арена не для драки, а для диалога, дискуссии. Сегодня все понимают, что в городе очень много нерешенных проблем. Но мы видим, как за последние годы менялся город. Многие инициативы впервые были предложены депутатами. Например, впервые началось массовое строительство детских и спортивных площадок… Была разработана программа ремонта социальных учреждений – за два последних года в Архангельске отремонтированы практически все детские сады. Финансировалась реконструкция и ремонт школ и больниц, приобреталось новое оборудование. Все это было сделано с привлечением средств регионального и федерального бюджетов. Грамотная работа с Федерацией и отраслевыми программами дает возможность получать дополнительные средства.

- На какое количество мест в горсовете рассчитывает «Единая Россия»?

- Местное отделение партии будет выдвигать кандидатов во все округа. Сегодня очень много достойных людей среди однопартийцев, и есть все шансы для того, чтобы большинство депутатов, избранных в Архангельский городской Совет, были от «Единой России». На выборы повлияет очень много факторов, в том числе те, которые не связаны с политической жизнью. Мы знаем, что если экономический кризис будет углубляться, это будет влиять на отношение к действующей власти. Люди многое понимают, но недовольство все равно будет.

- Наблюдается отчетливая тенденция – в депутаты активно идут представители бизнеса. И надо сказать, что избиратели оказывают доверие таким кандидатам...

- Возьмите мартовские выборы в Архангельское областное Собрание. От города Архангельска в парламент прошло восемь депутатов. Все они представители деловых кругов. Успешные люди в бизнесе - это социально активные люди. В Архангельске, думаю, нет таких, кто живет на бабушкины капиталы. Они самостоятельно достигли определенных успехов в бизнесе.

Когда человек бизнеса сам идет во власть, он подвержен критике, его дело становится еще более прозрачным, к нему привлечено особое внимание. Для него это дополнительные риски, общественный контроль, публичность. Значит, человек делает осознанный, серьезный шаг. Сегодня для Архангельска не характерна ситуация, когда бизнес делегирует во власть для решения «нужных» вопросов.
Крупная нефтяная компания проводит своих людей в депутаты городского Совета? Для чего? Чтобы построить пять автозаправок? Так город землей теперь не распоряжается. Крупная строительная компания будет «проталкивать» своих людей, чтобы получить контракты на застройку кварталов? Так у нас не ведется массовое строительство. Прямого делегирования нет, чтобы решать задачи бизнеса. И, может быть, к сожалению нет. Но я убежден, что грамотные управленцы, которые умеют зарабатывать, в силах сделать немало полезного для города. Особенно сейчас, в кризис. Вместе с тем горсовет должен быть сбалансирован по социальной структуре.

- Депутатскому корпусу 24-го созыва четыре года пришлось работать в непростых условиях. Это смена федеральной власти, приход нового губернатора, скандальная смена мэра… Не обошлось и без конфликтов в горсовете. Что удалось сделать и какие дела придется продолжить новому составу горсовета?

- Без преувеличения можно сказать, что налажена эффективная работа городского Совета. Удалось решить очень многое, и самое главное – находить компромисс. Кризисные явления стали очень показательными. Это когда увеличивается бюджет, то все хорошо. Городская казна ежегодно подрастала на 35-40%. А тут пришлось пересматривать статьи расходов, попросту забирать…

Мы ушли от некого давления внутри горсовета — кто быстрее соберется, кто что пообещает, тот и «продавит» вопрос. Это приводило к конфликтам, поискам врагов, выяснению, кто кого сильнее. Мы это прекратили — спокойно вырабатывали общую позицию по всем вопросам городской жизни. За время работы пришлось по-новому осознать роль представительного органа местного самоуправления, которому теперь в соответствии с действующим законодательством передано больше контрольных функций.
И это переосмысление тоже произошло не сразу. Сегодня разработкой всех социально-экономических программ занимается мэрия. И это правильно. Городской Совет не вправе напрямую участвовать в этой работе. Но одно дело принять хорошую программу, другое — по факту смотреть, что реализовано, как, какие средства затрачены. Чуть более года назад при горсовете появилось контрольное управление, хотя этому было оказано мощное противодействие. И только в прошлом году управление начало работать.

Нужно отметить, что это подмога и исполнительной власти, в первую очередь самому мэру. У меня пожелание, чтобы будущий состав горсовета и далее работал по укреплению роли органов местного самоуправления на благо горожан. Чтобы город жил достойно в соответствии с тем трудом, который затрачивают жители, и с той нагрузкой, которую несет областной центр…

Перед представительным органом власти стоит задача способствовать созданию полноценных органов муниципальной власти и приданию местному самоуправлением должного наполнения, не только в юридическом плане, но и в экономическом. Надо создать прозрачную выборную систему, подконтрольную городу, усилить контрольные функции горсовета за расходованием средств бюджета и использованием городского имущества, добиваться справедливых экономических и бюджетных отношений с региональной и федеральной властью. Это долгий и трудный процесс. Но он неизбежен.

© Фото  Алексея Липницкого





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5