ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Оценка регулирующего воздействия: начать с нуля?


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 09.07.2015 03:51:57

Десятилетиями система правового регулирования бизнеса создавалась без учета его реальных потребностей. Как сбалансировать запросы предпринимателей и волю власти? Для взаимодействия сторон на федеральном уровне учрежден новый общественный институт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативных правовых актов. Дискуссия о его потенциальных возможностях состоялась на минувшей неделе. в Архангельске.

В прошлый вторник, 7 июля, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Николай ЕВМЕНОВ провел ежеквартальное заседание экспертного совета. В повестку дня вошли три темы: взаимодействие УФНС по Архангельской области и НАО с предпринимательским сообществом, совершенствование института ОВР нормативных правовых актов и проект изменений в закон №62-8-ОЗ, регламентирующий деятельность института регионального бизнес-омбудсмена. Задача экспертного совета, созданного два года назад, – системное посредничество между бизнесом и контролирующими органами: поиск ответов на жизненно важные вопросы предпринимателей, с одной стороны, и адекватное отражение их инициатив в нормативной базе – с другой.

Режимы налогообложения и выездные проверки налоговых инспекторов обсуждаются на каждой конференции предпринимателей. Традиционно они рассматриваются как главный источник повышенного риска для бизнеса и благодатная почва для злоупотреблений должностных лиц, хотя именно налоговая инспекция в последние два-три года наглядно демонстрирует стандарты работы, соответствующие как самому духу времени, так и насущным потребностям частного сектора экономики.

О современных принципах деятельности налоговой службы докладывал руководитель УФНС по Архангельской области и НАО Сергей РОДИОНОВ. Российская налоговая система стала инновационной, отметил он, и в этом смысле непохожей на классическую государственную службу. Одним из важнейших направлений ее деятельности становится снижение административной нагрузки и упрощение процедур отчетности для бизнеса. Для этого запущено 40 современных электронных сервисов. В условиях кризиса инспекция настроена на открытый диалог с добросовестными субъектами предпринимательства, включая прямое консультирование налогоплательщиков и индивидуальные графики погашения задолженностей. Однако никто не сбрасывает со счетов криминальную составляющую, уточнил Сергей Викторович. С этой точки зрения наиболее уязвимой отраслью из «группы риска» считается строительство, где нередко всплывают фирмы-однодневки, получающие допуск к работам через «серые» мошеннические схемы.

Теперь планирование адресных контрольных мероприятий УФНС основано на риск-анализе и строится по отраслевому принципу исходя из средней налоговой нагрузки. Количество выездных проверок падает: если в 2008 году их количество превышало 1000, то в первом полугодии текущего года проведено всего 64 – и в каждом случае выявлены нарушения. Общая сумма судебных исков превысила миллиард рублей, более половины этих средств уже поступило в государственный бюджет.

Сопредседатель Совета по малому и среднему предпринимательству при мэре Северодвинска Алексей КУВАКИН напомнил о необходимости расширения практики электронного документооборота: «Если государство дает возможность завести личный кабинет 140 миллионам граждан, то возникает вопрос, почему бизнес должен дополнительно тратить миллионы рублей на подготовку, проверку и сдачу отчетности через Интернет. Пришло время прислушаться к тому, что нам не нужна «прокладка» в виде системы СБиС».

С 2014 года личный кабинет на сайте ФНС используют всего 248 предприятий Архангельской области, поэтому решающую роль в его дальнейшем развитии должна сыграть инициатива предпринимательского сообщества. Безусловно, это касается не только системы налогообложения, но и всего комплекса государственного регулирования частного сектора экономики.

Иногда коммуникационные ошибки приводят к тому, что область теряет наиболее перспективные производства. Довольно показательный пример – уход производителей мебели в соседнюю Вологодскую область, связанный с тем, что у нас не был своевременно принят закон о патенте. Так замыкается порочный круг: чиновники не знают, что делает бизнес, а предприниматели имеют весьма приблизительное представление о том, чем занимается власть.

«После принятия федерального закона об оценке регулирующего воздействия в 2012 финансовом году субъекты РФ начали вводить этот институт и приняли соответствующие законы на местном уровне. Архангельская область оказалась в числе передовых регионов по введению оценки регулирующего воздействия, но все мы прекрасно понимаем, что концепция ОВР до сих пор не работает на должном уровне, – оценивает ситуацию начальник государственно-правового управления Архангельского областного Собрания депутатов Оксана КОЗЬМИНА. – Именно сейчас, в период кризиса, мы должны постоянно спрашивать бизнес, в правильном ли направлении мы движемся и в какой мере власть может являться для него шлагбаумом, а для этого надо искать новые диалоговые подходы к предпринимательскому сообществу. Консультативный совет при минэкономразвития Архангельской области несомненно должен быть создан, так как пришло время подключать бизнес к реальному обсуждению нормативных правовых актов – и не только областного уровня, но и федерального».

На осень запланирован цикл мероприятий, направленный на улучшение делового климата в Архангельской области. При реализации этого цикла предполагается активно задействовать институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Уже с сентября члены экспертного совета приступят к комплексной проработке вопросов, связанных законодательным регулированием института ОРВ и экспертизы действующих правовых актов для установления публичной процедуры системного выявления избыточных обязанностей и ограничений, препятствующих становлению бизнеса, при разработке новых законов и анализе действующих. Необходимо установить понятную модель диалога между отраслевыми объединениями бизнеса и представителями государственной власти – очные консультации. Именно в такой форме должны обсуждаться законы и иные правовые акты, обеспечивая тем самым живой обмен мнениями между участниками дискуссии, так считают члены экспертного совета.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай ЕВМЕНОВ, уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей :

- Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей представляют 32 общественных эксперта, которые специализируются на разных сферах бизнеса: земля, архитектура, строительство, транспорт и так далее. На ежеквартальный экспертный совет мы всегда выносим ключевые вопросы, требующие анализа, оценки и информационного сопровождения. Повестка дня всякий раз очень насыщенная.

Сегодня мы обсуждали концепцию ОРВ, над которой работают лучшие юристы области, для того чтобы гарантировать качество властных решений и снизить риски бизнесменов. Каждое такое решение – это экономический рычаг. Какой силой он должен обладать, чтобы не превращаться в гнет, а служить стимулом к развитию? По сути ОРВ – это нулевое чтение проекта закона, регулирующего определенную отрасль, и его всестороннее обсуждение в профессиональном бизнес-сообществе. За два года мы рассмотрели 10 нормативных актов – неужели это непосильный объем работы? Давайте пригласим отраслевые ассоциации и спросим, какие юрисдикции им необходимы для устойчивой позиции в нашем регионе, прежде чем очередной законопроект поступит на первое чтение в областное Собрание депутатов, ведь внести изменения в действующий закон намного сложнее, чем добавить нужную инициативу на этапе разработки.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5