ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Туризму Архангельской области требуется помощь


Григорий ДИТЯТЕВ. Фото Ильи Леонюка | 23.08.2020 17:11:06
Туризму Архангельской области требуется помощь

На днях в Гостиных дворах обсуждали региональную программу развития «Вместе мы сильнее». Место проведения этой встречи обязывало: речь шла  о проблемах развития культуры и туризма в Архангельской области. Организаторы дискуссии объединили сотрудников музеев, театральных деятелей, представителей бизнеса.


Ведущая – прибывшая из столицы Виктория ШУМАК – вела разговор по обычному сценарию: фиксируя проблемы с попыткой их анализа, выделением приоритетов. Однако такой подход пришелся по душе не всем. 

Запомнился, к примеру, спор Виктории с режиссером Виктором ПАНОВЫМ, не согласившимся с именованием участников встречи «креативными менеджерами»: Виктор Петрович долго, даже как-то со вкусом объяснял под гулкими сводами Биржевого зала, что так «обзываться нехорошо», что собрались в помещении краеведческого музея прежде всего профессионалы.

Под занавес выступила Анна КЛЕПИКОВСКАЯ, директор по развитию лесного отеля «Голубино». По ее мнению, должного обсуждения проблем развития туризма не состоялось, так как среди участников почему-то совсем не оказалось представителей малого туристического бизнеса, которые могли бы предложить конкретные эффективные меры по изменению ситуации в отрасли. И ее оценка, как представляется, была основана отнюдь не на эмоциях.

Довольно жестко и вместе с тем справедливо участники дискуссии говорили о недостаточной благоустроенности областного центра, других городов и поселений Архангельской области. Борьба с замусоренностью улиц, дворов, скверов могла бы, да и должна стать настоящим региональным проектом, вестись всем миром, в том числе, возможно, и жесткими непопулярными мерами.

Как правильно отмечали выступавшие, разруха на улицах имеет свойство притягивать мусор, она порождает массовую неаккуратность, возникает как следствие неухоженности, отсутствия элементарного внимания к порядку. Но пока что власти Архангельска озабочены, видимо, совсем другим: дорогостоящим дизайн-кодом, с тем чтобы иметь возможность диктовать предпринимателям, какие таблички и в какой стилистике им можно вывешивать. Значительно проще было бы всячески поощрять восстановление исторических вывесок, как это делается во многих российских городах.

Во время кофе-брейка обсуждение становилось совсем уж неформальным. Говорили о том, что количество урн сокращается, электропровода свисают чуть ли не до земли – сделать фотоснимок на набережной без этой некрасивой атрибутики практически невозможно, за редким исключением отсутствуют цветочные клумбы. Участники постарше порой предавались и ностальгическим воспоминаниям: в начале 70-х почти во всех скверах Архангельска высаживали анютины глазки, петунии, другие цветы...

Удалось, как представляется, в деталях разобраться с проблемой проведения различных фестивалей в Поморье. Многие районы имеют свои фишки, которые уже становятся частью их брендирования. Фестивалей в Архангельской области довольно много, они способны играть роль своего рода «анкоров» – вызывать интерес и за пределами региона, притягивать туристов. Поэтому важно их развести по времени, тем более что проходят они, как правило, в летний сезон. Однако главные проблемы, мешающие росту туризма в регионе, – а это плохие дороги, инфраструктура, высокая стоимость проезда – организация фестивалей «отменить» не может. Важно и то, что местное население от проведения фестивалей отчуждено, они проходят не всегда массово.

Как развернуть власть, учреждения культуры и местное население друг к другу? Вопрос этот, к сожалению, остался без ответа по причине, на которую указала Анна Клепиковская. Рецепт может быть только один: большие музеи, театры, госбюджетные учреждения должны каким-то образом перестраивать работу, видеть и слышать друг друга, включать в систему малый бизнес, поощряя внимание к историческим традициям.

К примеру, в соседней Карелии в музее Кижи можно увидеть мастера, выделывающего осиновые лемехи, которыми выкладываются замечательные купола деревянных церквей. В Кижах нет абстрактных «бабушек» на входе в музейные объекты: смотрительницы наряжены в национальные костюмы, ткут пряжу, рассказывают о музейной экспозиции. В другом карельском музее – Кивач – частник вас покатает по территории на лошадке. Почему же в Архангельской области большие музеи и турбизнес пока что не могут найти устойчивые формы кооперации, а проведение тех же фестивалей не становится формой объединения? Почему местное население их воспринимает порой равнодушно, а то и враждебно?

Даже, казалось бы, замечательная новация – строительство нового фондохранилища – вызывает неоднозначное отношение архангелогородцев. Строить его решили на месте сквера на пересечении Поморской и Троицкого проспекта. Но ведь в Архангельске ощущается острая нехватка зеленых насаждений. Неудивительно, что многие горожане таким решением возмущены. Парадокс: деньги выбил временно исполняющий обязанности губернатора, но порадовать культурную общественность этим событием не удается из-за странностей в планировании городской застройки. А ведь буквально только что был принят новый генеральный план Архангельска...

Туризму в Поморье давно уже требуется поддержка не на словах, а на деле, причем властей всех уровней. Тем более сейчас, когда случился опустошительный для бизнеса коронавирус. И крайне важно власти изменить устоявшиеся, клишированные представления об этой сфере. Туризм – это не только и даже не столько «про деньги», сколько про то, как заработать копеечку для бюджета. Без возрождения сектора массового внутреннего туризма мы просто не будем понимать значения поморских духовных ценностей или же станем оценивать их искаженно, применительно к сиюминутным колебаниям тех или иных идеологических волн.

Большая беда Архангельска, да и всей области, – нездоровый консерватизм управленцев различного уровня, их стремление жить в своей скорлупе, зачастую не обращая внимания на российский и мировой опыт. Все это оборачивается деланием по принципу «аля-улю, гони гусей»...

Обсуждение программы «Вместе мы сильнее» выявило главное: Поморью не хватает желания учиться лучшим социальным практикам, направленным на развитие культуры и туризма. Несмотря на то, что есть богатый природный, человеческий потенциал. Да и финансовый, судя по всему, подтягивается. Значит, пришло время для смены вех, изменений к лучшему, серьезных перемен.





Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5