ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Пятница, 3 мая, 2024 02:43

Не весенние вопросы


Александр ИВАНОВ, эксперт «БК» | 07.04.2018 00:52:51
Не весенние вопросы

Апрель наконец-то подарил первое тепло, но не только. Из-под снега, как обычно, вылезают зимние залежи мусора. Вокруг зеленых контейнеров вытаивают пищевые отходы, крупа и хлеб, всю зиму разбрасываемые для голубей старушками, надеющимися на отпущение грехов в ближайшем будущем, и молодыми мамочками, приучающими ребятишек к живой природе. Старушкам и мамочкам невдомек, что городской голубь — самая грязная и больная птица, рассадник энтеровирусных инфекций, которыми почему-то так «неожиданно» заболевают детки.


Городские и областные «отцы» не руководят временами года, хотя и не прочь были бы, и своей вины за весеннюю грязь не признают. А зря. Например, собственники квартир в нашем доме, вместе с управляющей компанией, сделали для себя закрытую контейнерную площадку ровно на один контейнер. Стоит это не дорого, зато теперь ни голубей, ни бродячих собак, ни других охотников порыться в бытовых отходах у нашего контейнера нет и беспорядка тоже. То есть, если хорошо подумать и правильно организовать сбор мусора, дворовую грязь вполне можно победить.

Год назад городские власти затеяли проект «Чистый город», результатом которого должно было стать разумное упорядочение работы по сбору, накоплению и утилизации коммунальных отходов, которое приведет к очистке улиц и дворов от бытового и техногенного мусора. К сожалению, управлять реализацией чуть более сложных, чем команда «Стройся, р-р-равняйсь!» проектов, не каждый может, поэтому практических результатов пока не видно. Если чуть глубже заглянуть в методику управления городскими, областными, да и федеральными проектами, сразу станут заметны проблемы, которые обязательно угробят хорошее дело. Приведу примеры.

В любом проекте очень важно не только определить цель, но и охарактеризовать параметры этой цели, то есть создать техническое задание на проектирование. Культуры подготовки технических заданий у современных чиновников нет. Она подменена PR- акциями, за которыми реальное управление глохнет, не начавшись. Проекты развиваются, если создается обособленный орган управления реализацией проекта. В нашем случае это не делается, значит, все громко рекламируемые начинания постепенно отодвигаются в зону второстепенных задач, лишаясь ресурсов и стимуляции. Инструментами управления муниципальным или региональным проектом являются нормирование, выделение ресурсов и общественная поддержка. Не считая новой редакции Правил благоустройства, применить которые без дополнительного издания нескольких муниципальных актов, регулирующих применение, невозможно, инструменты не развивались. Постепенно закончился и PR, поскольку хвастать нечем.

На областном уровне проектное управление буксует точно так же. Три года назад было изменено федеральное законодательство по обращению с отходами производства и потребления. В стране провозглашена реформа, направленная на коммерциализацию работы с отходами с использованием нового управленческого органа – региональных операторов по обращению с отходами производства и потребления. Провозгласили, но организацию этой работы поручили регионам.

Российское общество пока не слыхало о толковой реализации на областных и республиканских уровнях каких-либо федеральных проектов, кроме проектов строительства вертикали власти и проведения правильных выборов этой самой власти, поэтому архангельские активисты попробовали на своем уровне продумать порядок реализации такого проекта, сделать что-то типа технического задания.

В нашей области сложился неказистый, но все же рынок обращения с отходами, и на нем работают десятки местных компаний, знающих экономику и технологии этих процессов. Поговорили с ними. Они посоветовали не делать единого областного оператора, поскольку это означает единый областной тариф для населения, тогда как сложившаяся себестоимость обращения с отходами на разных территориях региона разная. Чтобы одни жители не финансировали предоставление этих услуг другим, надо делать четыре зональных региональных оператора и четыре тарифа для этих зон. В каждой зоне предложили создать межмуниципальное акционерное общество, в котором часть активов выкупили бы местные операторы обращения с отходами, а контрольный пакет формировался бы муниципальным имуществом (полигоны, техника, места сбора отходов) и оставался в собственности МО.

Такое АО могло бы грамотно выстроить будущую зональную схему обращения с отходами, рассчитать справедливые тарифы, сохранить местный бизнес и рабочие места и претендовать на победу в конкурсе на звание регионального (зонального) оператора, а муниципальная часть активов АО обеспечивала бы привлечение потенциального инвестора, если это необходимо. Эти предложения полтора года назад были доведены до губернатора и его первого заместителя, но ответа не последовало.

Сегодня мы видим некое действо по конкурсному отбору единого регионального оператора по обращению с отходами производства и потребления в Архангельской области, которое обязательно приведет к переделу сложившегося рынка перевозок и утилизации отходов, сокращению местного бизнеса и непременному повышению платы за обращение с отходами. В нашей стране всегда и за все, что реформирует власть, платит население. Тем более что местные операторы и местное самоуправление еще учитывали бы финансовые возможности своих земляков, а областной уровень государственной власти и пришедший извне частный региональный оператор для нас совсем чужие.

Взрывное развитие информационного пространства, технологий, общественных коммуникаций уже привели к существенным социальным последствиям. Мы постоянно ощущаем дискомфорт от некачественного управления не только экономическими, но и социально-политическими процессами. Для власти и для общества это колоссальный вызов. Считается, что такие фундаментальные проблемы, как отсутствие гарантированной занятости, ранее характерной для больших индустриальных обществ, или глобальный доступ к информационным ресурсам, могут в ближайшие десятилетия кардинально изменить само понятие государства. Традиционное командно–административное руководство, не отвечающее перед населением за качество своей работы, изжило себя. Управлять надо учиться по своему собственному убеждению и желанию, а не в контексте служебного рвения.

Правда, сверху пока спрашивают за лояльность службы, а не за качество управления.





Возврат к списку

Для вас

Ваше мнение

  1. Что бы вы посоветовали привезти из Архангельской области гостям региона?

    *

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей