ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

Виктор Панов: «В следующем году фестиваль уличных театров будет вдвое мощнее!»


Беседовала Ольга ИСТОМИНА. Фото Екатерины Чащиной и Алексея Липницкого | 17.06.2020 09:41:06
Виктор Панов: «В следующем году фестиваль уличных театров будет вдвое мощнее!»

Архангельский молодежный театр заканчивает 44-й театральный сезон в условиях самоизоляции. Несмотря на это, у театра много новых идей на следующий, юбилейный сезон. О том, как в театре готовятся привлекать зрителей, зачем развивать театральный туризм и ждать ли в этом году фестиваля уличных театров, в интервью «Бизнес-классу» рассказал художественный руководитель молодежного театра Виктор ПАНОВ.


– Виктор Петрович, театральный сезон в этом году завершается без спектаклей и зрителей. Какие вы видите пути выхода из ситуации, в которую сейчас попали все театры страны?

– Нам понадобится очень много времени на репетиции по восстановлению спектаклей. Нельзя играть спектакли, если ты пять-шесть месяцев вообще не выходил на сцену: происходит полная раскоординация человека.

Кроме того, должен измениться способ общения со зрительным залом, и мы должны искать этот способ. Есть еще одна проблема, о которой говорил директор Вахтанговского театра Кирилл Крок: зрители долго не пойдут в театр. Во-первых, у народа нет денег.

Студенты – основной зритель молодежного театра. Сейчас они не могут подрабатывать и вряд ли в ближайшее время придут. Во-вторых, есть психологический момент: еще очень долго люди будут побаиваться собираться в помещении. Что мы можем сделать в этой ситуации? 

У нас в театре принято один-два раза в год играть спектакли для состоятельных людей, на которые мы продаем билеты дороже, чем обычно. Я вышел с предложением, и организаторы меня поддержали, чтобы осенью сыграть такой спектакль, а билеты на него продавать по 1300 рублей. Из них 300 рублей фактически пойдет на оплату билета для студента. Мы будет договариваться с САФУ о том, что для 70 студентов сыграем спектакль бесплатно – как подарок.

panov_theater.jpg

– Что вы думаете о мерах, которые надо будет соблюдать для открытия театров в новом сезоне? В том числе о принципе «шахматной рассадки» зрителей в зале?

– Как уточняют в Роспотребнадзоре, «шахматная рассадка» – это рекомендация. Если приходит семья, их, конечно, надо посадить вместе. Пока не знаю, как это будет происходить. Например, у нас в театре очень узкое место у гардероба, и как с улицы зрителей запускать? По одному человеку? Но я не хочу стебаться по этому поводу, потому что ситуация действительно трагическая. Такого еще никогда не было. Весь мир охвачен пандемией. Вопрос очень серьезный, и пока сложно об этом говорить.

– У вас есть какие-то идеи по привлечению дополнительного внимания зрителей к театру?

– На заседании рабочей группы по присоединению НАО к Архангельской области я выступил с предложением организовать в регионе театральный туризм. Например, Архангельский молодежный театр вошел в рейтинг ведущего театрального критика, ректора ГИТИСа Григория Заславского как один из десяти лучших театров за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Рейтинг был составлен для того, чтобы люди узнали, где еще в России можно увидеть работы интересных режиссеров и дерзкие прочтения современных и исторических пьес.

Кстати, в репертуаре молодежного театра есть несколько спектаклей на темы, связанные с историей нашего города. Это «Деревянные кони» Фёдора Абрамова, «Страстотерпцы» Сергея Коковкина (о Иоанне VI, чьи останки были найдены в Холмогорском районе), спектакль по его же пьесе «Memento море», который мы репетировали перед объявлением режима самоизоляции (о пребывании в Архангельске адмирала Нахимова), «Не любо – не слушай» по Писахову и Шергину. Мы с ним объехали 27 стран! Ставили пьесы Сергея Коковкина «Раненый зверь» о Ломоносове и «Россия молодая» по одноименной книге Юрия Германа – напомню, что это история Петра I, связанная с Архангельском. Как говорил Евгений Вахтангов, есть три составляющие театра: пьеса, время, коллектив. И еще то место, где вы работаете.

– Как вы лично оцениваете перспективы объединения Ненецкого автономного округа и Архангельской области?

– Пока объединение с Нарьян-Маром отложили. Почему туго идет? Потому что мы толком не общались с ними! Замечательное понятие есть у Беллы Ахмадулиной – скованность культурой. Человек, скованный культурой, думает о перспективе, а не скованный культурой думает только про сегодня: льготы останутся или нет? Не надо ждать, что сразу же посыплются деньги. Но пройдет лет пять-шесть, и вы будете на это смотреть совсем по-другому: тут и глубоководный порт, и местная авиация, и дороги. Надо думать о будущем.

Я родился и вырос в Архангельской области, Нарьян-Мар и Ненецкий округ принадлежали ей. Два-три раза в год мы ездили туда на гастроли, Володя Резицкий с джаз-группой «Архангельск», мы с Валентином Рассказовым делали юбилей Нарьян-Мара. Раньше и они к нам приезжали на День города с оленьими упряжками, стояли юрты на берегу Северной Двины... 

В НАО есть национальный театр и замечательные коллективы художественной самодеятельности! Но как только округ отделился, мы перестали ездить туда на гастроли, а они перестали ездить к нам. Сейчас живем, не зная друг друга. Я бы ничего об этом не говорил, если бы не наш, собственный опыт. 

Много лет назад, когда мы туда приезжали на какой-то фестиваль, выхожу из Дома культуры, а у администрации стоят люди, в малицах все… «Ребята, автобус ждете?» – «Нет, олешков». Проходит пара-тройка лет. Опять, смотрю, они стоят, но уже в пуховиках. «Опять олешков ждете?» – «Нет, Виктор, снегохода». Жизнь двигается, все меняется. Мы должны быть ближе друг к другу – для меня это главное.

street_theater.jpg

– Международный фестиваль уличных театров в этом году отменен?

– Европа закрыта до сентября, поэтому никто никуда, конечно, не будет ездить. Но в этом сезоне нашему театру исполняется 45 лет. Пока мы сняли помещение АГКЦ на 24 и 25 сентября. Когда «Солнце Маори» еще только зарождалось и у истоков его создания стоял наш артист Назар Онищук, мы делали два дня подряд вечером представления с огнем. И сейчас планируем два дня отмечать наш юбилей. Надеемся, что выступят российские театры, которые должны были приехать на фестиваль уличных театров.

Как говорят во Франции, «справедливость не отменяется, справедливость откладывается». Зарубежные театры мы сейчас, к сожалению, принять не сможем. Но хочу сказать, что если в этом году мы пропускаем фестиваль, то в следующем он должен быть в два раза мощнее, продолжительнее, интереснее! В нашем городе огромное количество людей, которые выросли на этом фестивале, три года подряд он признавался лучшим социальным проектом России, поэтому к нему нельзя относиться «просто так».

street_theater2.jpg

– Какие премьеры планируете на следующий сезон?

– Ни одной постановки, которую запланировали, не отменяем. Сейчас уже вовсю идут репетиции спектакля по средневековому трактату «Молот ведьм», который Максим Соколов репетирует с актерами в ZOOM. Осенью режиссер Юлия Каландаришвили планирует ставить спектакль по роману «Доклад о медузах» Али Бенджамин, его перевела и написала инсценировку Ольга Варшавер. Актер и режиссер Сергей Азеев, который занят в нашем спектакле «Смерть Норвегова», будет ставить пьесу Сартра «Мёртвые без погребения».

Как ни странно, весь репертуар как будто предугадали ребята! Он очень соответствует состоянию, в котором мир находится сейчас. В течение сезона будут новые спектакли Ильи Мощицкого и Максима Соколова, а Сергей Чехов предложил «второй сезон» проекта «Север». Он даст возможность каждому жителю города открыто высказаться, стать автором, художником, рассказчиком истории своей родины. Кроме того, мы номинированы на «Золотую маску» со спектаклем «Папа встретит меня в L.A.» и должны были сыграть спектакль «Деревянные кони» в Московском Губернском театре. Все эти поездки не отменяются, а сдвигаются, и мы будем как-то все это регулировать по времени





Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5