ИЛИМ
Приглашение в телеграм-канал БК

Четверг, 18 апреля, 2024 04:18

Борис Куприянов: «Книжный магазин – это динамическое сообщество»


Беседовала Ольга ИСТОМИНА | 04.09.2020 22:48:00
Борис Куприянов: «Книжный магазин – это динамическое сообщество»

С 28 по 30 августа в Архангельске состоялся первый летний фестиваль книги «Белый июнь»*: прошли лекции и мастер-классы, встречи с писателями и презентации книг, а также книжная ярмарка, в которой приняли участие 95 издательств. Публицист, соучредитель независимого книжного магазина «Фаланстер» в Москве, основатель проекта о книгах и чтении «Горький» Борис КУПРИЯНОВ стал одним из гостей фестиваля. В интервью «Бизнес-классу» он рассказал о том, почему независимые книжные магазины не конкурируют с крупными сетями, но нужны городам, и зачем проводить собственные книжные ярмарки.


- Борис Александрович, сегодня книги можно купить в больших и маленьких книжных магазинах, заказать через Интернет или читать в электронном варианте. В этой ситуации независимые книжные и большие сетевые магазины конкурируют между собой?

- Это совершенно разные истории. Вообще, в России так мало книжных магазинов, что говорить о конкуренции сложно. Но и покупают книг не так много. Сеть рассчитана на другого покупателя, поэтому она и устроена иначе. Сетевой магазин должен быть очень хорошим, чтобы начать конкурировать с независимым, у него должно быть свое лицо. Я знаю, что такие магазины есть: например, очень хороший «Читай-город» во Владимире. Но это исключение из правил. В основном сетевые магазины все одинаковые и никак не связаны с местной тематикой.

- Можно сказать, что в сетевые и независимые книжные ходят разные люди?

- Люди ходят за разным, я бы так сказал. Человек пойдет, скажем, за беллетристикой в сетевой магазин, а за научной или научно-популярной, более академической книгой – в независимый. В большом магазине он просто может нужной книги не увидеть.

- Вы создали «Фаланстер» 18 лет назад. Насколько сложно сейчас открыть такой магазин?

- Сложнее, чем это было, когда открывал я. Во-первых, раньше электронные книжки читали очень немногие, и отношение к ним было другое, хотя тенденция намечалась. Сейчас конкуренция сильнее, особенно если учитывать и легальные, и нелегальные скачивания. За время пандемии продажа электронных книг выросла с 7% до 14%, а рынок бумажных упал в 4-5 раз. Появились «монстры» вроде Amazon и «Лабиринта», но количество издательств сократилось, они стали более «нишевыми».

- Если человек все-таки задумал открыть книжный магазин, к каким трудностям он должен быть готов в первую очередь?

- К безденежью, очень не скорой окупаемости проекта. И к тому, что это огромная ответственность. Когда в течение нескольких лет вы приучаете людей ходить в свой магазин, вы выстраиваете для них некий портал. Люди приходят за книгами, которые не увидят в другом месте. Конечно, магазин связан с вашими вкусами, настроением, очень

многое зависит непосредственно от вас. Закрыть такой — значит просто кинуть людей, отнять у них некоторую надежду и возможность получения информации. А это всегда плохо. На самом деле книжный магазин, который вы открываете, принадлежит уже не совсем вам, но и тем людям, которые туда ходят. И это важно.

- Можно сказать, что вокруг книжного магазина создается некое сообщество?

- И эти люди могут вас конкретно ненавидеть! Приходить и говорить: «Магазин ваш дрянь, и вы идиот, нормальных книжек не берете». У нас, например, есть такой человек - приходит в «Фаланстер» и спрашивает: «Есть у вас что-нибудь новое про генеалогию и про Гитлера?» Он ничего не покупает и терпеть нас не может, но если закроемся, ему будет хуже. Его мир сократится.

В наш магазин приходят люди совсем разных взглядов: политических, этических, эстетических. Но для них это такое «место водопоя». Например, один – политический деятель, а другой — известный ученый-либерал. Или двое ученых — оппонентов по всем статьям, которые чуть не подрались у нас в магазине. Это возможно, потому что книжный магазин – это такое динамическое сообщество, место для всех.

- Какие успешные книжные магазины в регионах вы можете назвать?

- «Пиотровский» в Екатеринбурге и Перми, «Бакен» в Красноярске, «Свидетель» в Туле, «Оксюморон» в Саратове. Их достаточно много. Независимые магазины не обязательно маленькие. Например, книжный магазин «Москва», который находится на Тверской, и магазин «Библио-Глобус» – тоже независимые книжные, потому что они сам по себе. И ваш «Дом книги» – тоже независимый магазин.

- По вашим ощущениям, в Архангельске книжный магазин со своим «лицом» может стать местом притяжения людей?

- Для города, у которого есть своя культура, – а в Архангельске есть своя культурная традиция, замечательная областная библиотека и прекрасные издатели, – не иметь своего книжного магазина стыдновато. Власть должна думать об этом. Такие книжные ярмарки, как «Белый июнь», проводящиеся в регионах, запускают процессы, которые не сразу видны и не являются прямым следствием.

Когда Михаил ФАУСТОВ (программный директор фестиваля книги «Белый июнь». – Прим. авт.) делал ярмарку в Иркутске, иркутяне увидели, что ярмарка нужна: много людей приходит, покупается много книг. После второй ярмарки там открылось несколько книжных магазинов.

А в Тобольске, на мой взгляд, была самая удачная ярмарка, которую мы делали. За три дня продано книг примерно на 1 300 000 рублей. Но в Тобольске живет 100 тысяч человек, получается, что каждый «средний» житель отдал на ярмарке 12 рублей. Это очень круто! То, что Тобольск может обеспечивать книжную ярмарку, говорит о потенциале города.

Люди вообще значительно лучше, чем нам кажется. Они умнее, интеллигентнее. Вот у вас Шиес показал, что люди умеют говорить, думать, постоять за себя. Мне кажется, что книжный магазин в городе нужен, даже если он не будет приносить прибыль. И задача власти в первую очередь – помочь людям, которые хотят этим заниматься. Возможно, выделить бесплатное помещение, но требовать, чтобы не менее 80% товаров составляли именно книги. Дальше магазин сам подстроится под запросы жителей.

- Как построено общение с покупателями в вашем книжном магазине? Что-то советуете?

- Советую, конечно, но у нас настолько крутые, образованные читатели, что они скорее мне посоветуют какие-то книжки, чем я им. Я восхищаюсь ими, и мне даже стыдно называть их покупателями. Конечно, если есть вопросы, люди ищут какую-то тему, охотно советую и общаюсь с ними.

Наверное, повторюсь, но книжный магазин делают не только те, кто там работает, но и кто туда приходит. Мы помним лавку Смирдина в Петербурге не потому, что он там исключительные книжки продавал, а потому что оттуда Пушкин на дуэль уехал – был постоянным покупателем. Книжный магазин имажинистов помним, потому что там работали Есенин и Мариенгоф. Любого урбаниста можно спросить о значении книжного магазина: в него вкладываются немножко другие смыслы, не те, к которым мы привыкли. У нас, к сожалению, к книжным магазинам относятся как к месту торговли: вот есть магазин, который торгует колбасой, мехами, а есть – книгами. Никакого разделения в данном случае нет. Мало того, и льготу как отрасль, особо пострадавшая от коронавируса, книжные магазины получили в числе «магазинов розничной продукции». Это смешно, но так оно и есть.

- В одном из интервью вы сказали, что книжный бизнес – не совсем про бизнес…

- Конечно, и про бизнес тоже. Но книжная индустрия всегда была не совсем бизнесом. Это про культуру, взаимодействие, общение, самопознание, про многие другие факторы. И советское время не надо забывать, когда это был в основном просто рупор идеологии. Во всем мире книжные магазины имеют огромное социальное значение, как и библиотеки.

В сегодняшней ситуации мы, конечно, справимся сами – книжные магазины со всем справляются самостоятельно. Но человеку, который хочет заняться бизнесом, я бы дал совет выбрать что-нибудь другое, более эффективное. Это тяжелая длинная история, надо много знать и уметь… И главное – захватывает достаточно сильно. Всему, чему научился за последние 20 лет, я научился у посетителей «Фаланстера». Они меня образовывали. Получилась совершенно фантастическая ситуация, когда я смог просто так, бесплатно общаться с великими учеными, художниками, писателями... В образовательном смысле это очень дорогого стоит.

- Поделитесь, что вы сейчас читаете?

- Я взял с собой книжку Григория Ревзина «Как устроен город». Мне нужно написать на нее рецензию, и она очень интересная. Читаю ее с большим удовольствием. Обычно принимаюсь сразу за несколько книг, много читаю по долгу службы. Сейчас, к примеру, еще назову книгу Алексея Иванова, которая скоро выйдет в издательстве «Альпина», – сборник его ответов на вопросы читателей. Вопросы разбиты по темам, и книга тоже достаточно любопытная.

- А есть книги, которые вы время от времени перечитываете?

- Да. К поэзии возвращаюсь постоянно. Только что перечитал Тургенева — большое количество рассказов и все, что входит в «Записки охотника». Перечитываю потихонечку «Анну Каренину». И еще много вещей - художественных и не художественных, для меня это совершенно естественно. Читаю и то, что по глупости не прочел раньше.


* Проект реализуется с использованием гранта «Российского фонда культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».


dom_knigi.jpg




Возврат к списку

Для вас

Лента событий

Новости компаний

Для вас

© 2003-2024 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5

Еженедельно отправляем свежий номер
и подборку самых важных новостей