ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

В Архангельске назвали имя главного благотворителя


Татьяна ПОТАПОВА | 18.01.2009 09:00:00

В столице Поморья подвели итоги конкурса «Благотворитель года - 2008». Победителем конкурса в номинации «Предприятие-благотворитель года» стала «Компания Полярное Сияние», которая одна из первых в регионе начала системно заниматься благотворительностью. О том, зачем бизнес инвестирует средства в социальную сферу, рассуждает заместитель генерального директора ООО «Компания Полярное Сияние» Баудин ХАМИДОВ.

- Баудин Хожаевич, сколько средств «Полярное Сияние» выделяет на благотворительность?

- По меркам нашей компании, мы перечисляем на благотворительность сравнительно небольшие суммы. Через Центр социальных технологий «Гарант» ежегодно распределяется около 1 млн рублей. Примерно столько же по разовым обращениям.

Гораздо больше мы гордимся суммами налогов, которые отчисляем в бюджеты всех уровней. Так, ежегодно в бюджет Архангельской области «Компания Полярное Сияние» платит 200 млн рублей, в федеральный бюджет - 5 млрд рублей. Кроме того, налоги поступают в бюджеты других муниципальных образований. В общей сложности мы отчисляем около 6 млрд рублей налогов в год. Помимо этого в НАО наша компания по соглашению с администрацией делает отчисления с добычи нефти — $500 тысяч каждый год. С начала деятельности в округ было инвестировано $23 млн рублей.

- Причастность к решению социальных проблем - одно из важных конкурентных преимуществ бизнеса. Почему «Компания Полярное Сияние» не афиширует свое участие в благотворительных проектах?

- Если организации необходимо преподнести себя в благоприятном виде перед клиентами, она будет рассказывать о своей благотворительной деятельности. Но наша компания не нуждается в пиаре. Нефть всегда пользуется спросом, поэтому нет необходимости продвигать товар.

Напротив, мы не заинтересованы быть публичными, потому что это увеличит поток обращающихся за помощью.

- «Компания Полярное Сияние» одна из первых в Архангельской области начала системно заниматься благотворительностью. За восемь лет были реализованы различные социальные проекты. Расскажите о них ...

- Начнем с того, что благотворительностью компания занимается не восемь лет, а гораздо дольше - с момента своего создания, с 1992 года. В течение восьми лет мы сотрудничаем с Центром социальных технологий «Гарант», который занимается администрированием благотворительных средств. В попечительском совете центра ООО «Компания Полярное Сияние» имеет свой именной денежный фонд, средства которого идут в первую очередь на проекты, направленные на работу с детьми и молодежью и помощь людям в сложной жизненной ситуации.

В течение 2001-2008 годов из средств этого фонда организовано и проведено 22 социальных конкурса. Семь программ мы профинансировали полностью, 15 реализованы на условиях паритетного финансирования: 50% платим мы, 50% - муниципальный и региональный бюджет. 

В течение шести лет за счет средств именного фонда компании и средств областного бюджета проводится областной конкурс социальных проектов «Свободное время», направленный на развитие системы внешкольной работы с детьми и подростками. В результате профинансировано 35 проектов почти на 800 тысяч рублей.

С 2004 года реализуется городская целевая программа «Социальные инвестиции». Ее задача - привлечь как можно больше средств из внебюджетных источников в социальную сферу Архангельска. В рамках этой программы за три года организовано и проведено девять конкурсов социальных проектов.

По итогам конкурсов профинансирована реализация 100 социальных проектов, общий объем средств, инвестированных в рамках программы в социальную сферу города, составил более 4,5 млн рублей. Получателями различных услуг стали более 25 тысяч человек. 

В 2007 году по инициативе «Компании Полярное Сияние» проведен первый конкурс социальных проектов в Нарьян-Маре «Будущее Севера». Цель конкурса – создание условий для развития и совершенствования работы с детьми, подростками и молодежью, поддержка социально значимой деятельности молодежи Нарьян-Мара.

Грантовый пул конкурса составил более 900 тысяч рублей. По результатам конкурса профинансировано десять социальных проектов. В общей сложности за восемь лет помощь получили более 250 организаций и более 35 тысяч человек.

- «Компания Полярное Сияние» сотрудничает с центром «Гарант» и распределяет благотворительный бюджет через открытые конкурсы социальных проектов. Почему была выбрана такая модель распределения финансов и какие преимущества в этом случае получает бизнес?

- Как я уже говорил, «Компания Полярное Сияние» занимается благотворительностью со дня своего создания. Раньше мы работали с просителями напрямую. Это в основном были разовые акции. Но когда обращений стало слишком много, мы поняли, что такой подход не эффективен. 

Во-первых, рассмотрение просьб занимает много времени. Во-вторых, помочь всем невозможно, приходится отказывать, а делать это всегда сложно эмоционально. Поэтому мы решили заниматься вопросом благотворительности программно. Объединили свои усилия с центром «Гарант» и администрацией Архангельской области.

Это решило сразу большое количество проблем. Нам больше не надо вникать в каждую просьбу. При этом мы получаем полный отчет о расходовании средств и уверены, что деньги направлены именно туда, куда было решено их израсходовать.

Но главное, теперь у нас нет сомнений, что деньги идут именно в те организации, которые больше всего нуждаются в помощи. Ведь специалисты администрации области и центра «Гарант», которые занимаются проведением конкурсов, лучше, чем мы, знакомы с социальной сферой региона и отдадут средства в нужные руки.

- Но обращения в компанию наверняка продолжаются?

- К нам по-прежнему часто обращаются представители детских домов, домов престарелых, прочие организации и частные лица. Большинство просителей мы сразу отправляем в «Гарант». Некоторым все же помогаем напрямую.

Например, в 2008 году выделили средства Поморскому госуниверситету на издание 2-го тома «Поморской энциклопедии», профинансировали участие команды детско-подросткового клуба «Геолог» в 6-й Всероссийской олимпиаде по геологии, оплатили покупку оборудования Областному госпиталю для ветеранов войны, выделили средства на строительство бассейна в детском саду МО «Заполярный округ» в Нарьян-Маре, оборудовали медкабинет в детском саду №147 «Рябинушка» в Архангельске.

Но с каждым годом мы все жестче подходим к отбору просителей. Часть обращения начали проводить через «Гарант». Для этого создали там специальный фонд. Перенаправляем письма специалистам «Гаранта», и они уже решают вопрос о целесообразности выделения средств просителю. Потом согласовывают положительные решения с нами и деньги выделяются или не выделяются. 

- Как вы считаете, нужны ли бизнесу преференции от государства и какие, чтобы предприятия стали активнее участвовать в реализации программ помощи нуждающимся?

- Конечно нужны, и прежде всего налоговые. Сегодня бизнес платит налог на прибыль со средств, которые отдает на благотворительность. 

Допустим, мы решили отремонтировать детский сад. Для этого небходимо инвестировать 10 млн рублей. Но, чтобы вложить 10 млн, мы должны сначала заработать 12 млн и 2 из них отдать государству в виде налогов. Думаю, это не совсем справедливо.

Хотя, по моему мнению, предприниматели, занимающиеся благотворительностью, делают это не в надежде на налоговые льготы или какие-то другие привилегии. Важно моральное удовлетворение.

- Сейчас Россия переживает кризис. Как это отразится на желании бизнеса заниматься благотворительностью?

- Полагаю, что в целом по стране и в Архангельской области в частности, объемы безвозмездных инвестиций в социальную сферу уменьшатся. Ряд компаний вынуждены думать о сохранении своего производства, поэтому «добрые дела» отходят на второй план. Но подход «Компании Полярное Сияние» к решению социальных вопросов принципиально не изменится. Мы продолжим сотрудничество с центром «Гарант» и не будем уменьшать благотворительный бюджет.

Фото Алексея Липницкого.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5