ИЛИМ-ПАЛП_2020
Макси

Мусорные баррикады: камни преткновения реформы в сфере ТКО в Архангельской области


Григорий ДИТЯТЕВ. Фото предоставлено региональным отделением Общероссийского народного фронта | 09.12.2020 12:33:55
Мусорные баррикады: камни преткновения реформы в сфере ТКО в Архангельской области

Политизация «мусорной» реформы, произошедшая в Архангельской области по причине истории с Шиесом, имеет оборотную сторону – повсеместное деление на «своих» и «чужих», зачастую в ущерб элементарному здравому смыслу. В итоге «классовая борьба» продолжается, а информационная картина реализации реформы в регионе становится совсем причудливой и невеселой.


«Силы зла» для многих воплощены теперь в «Экоинтеграторе», которому противостоит местный бизнес. Ставка понятна: вероятность проведения нового конкурса на регионального оператора. Контейнерные площадки, новые мусоровозы, штрафы, штрафы, штрафы, территориальная схема обращения с ТКО и схемы транспортировки – всему придается вид тузов и козырей в бесконечном политическом преферансе. Но каков он – вид кучи мусора изнутри? Об этом можно составить свое мнение, разговаривая с экспертами, не имеющими личного экономического интереса.

На поверхности – завышение объемов коммунальных отходов, «производимых» жителями Архангельской области, и, соответственно, тарифа. Ошибка чиновников уже получила оценку судебной власти, но мы так и не поняли, как она могла образоваться. А проблема, скорее всего, в отсутствии надлежащей статистики и контроля потоков ТКО.

Открытые контейнеры зачастую используются для мешков с мусором от частного пищепрома. Автомобильные части, включая покрышки, тоже могут перекочевать в мусорные баки от какого-нибудь гаражного кооператива. Федеральный законодатель стремится помогать малому и среднему бизнесу, объединениям граждан, а получается так, что современные вандалы, стремящиеся завалить своими отходами все вокруг, остаются безнаказанными.

Казалось бы, главы муниципальных образований, депутаты могут наладить местную статистику, подсчитать примерные объемы образующихся отходов, найти ответственных, побудить их подписать договоры. Но, судя по всему, муниципалов эта тема не очень интересует. Просто потому, что и здесь политическая игра, перетягивание каната ответственности с региональным и федеральным уровнями власти. Местное самоуправление в России, как известно, обижают, ну так пусть и мусор не достается никому…

В пережившем шиесскую эпопею Ленском районе, по данным активистов ОНФ, ситуация складывается особенно драматично. В 2019 году администрация района расторгла договор аренды с ООО «Яренские зори», имевшим лицензию на обслуживание полигона ТКО, и передала его другой фирме. Однако лицензию новый оператор получить не смог. И ситуация сложилась так, что ни ТКО, ни отходы производства и потребления на полигон вывозить нельзя. С начала октября мусоровозы из Яренска направляют в Урдому, за 110 километров, включая платную переправу ценой в 2000 рублей. Тариф в Урдоме на размещение ТКО более чем вдвое выше яренского. Но дело в том, что паромная переправа с окончанием навигации должна прекращать работу. Временный приемный пункт отходов руководство Ленского района создавать почему-то отказывается. Куда складировать отходы – никто объяснить не может.

Есть и ситуации, когда главы муниципалитетов вынуждены заниматься ликвидацией несанкционированных свалок в непрерывном режиме, не получая при этом должной поддержки со стороны правоохранителей. Это происходит по причине отказа принимать на полигонах категории мусора повышенной опасности, к примеру, отходов из медучреждений. С этой категорией ТКО в Поморье просто беда: утилизация стоит дороже, а потому проще, если не удалось избавиться от опасного груза на полигоне, выбросить все в ближайший лесок. Никакой отчетности по утилизации отходов в регионе, по-видимому, не ведется, так что и ответственности нет никакой.

Но самая главная проблема – отсутствие перспективы создания нового межмуниципального полигона для северной агломерации Архангельск – Северодвинск – Новодвинск. Размещение его в Рикасихе не состоялось, под вопросом и строительство на новом месте – на 30-м километре по трассе «Холмогоры». Вопросы с передачей земли так и не решены. 

По оценкам экспертов, межмуниципальный полигон необходим, и это, прежде всего, площадка для работы с сортированным мусором. Выстраивать специальные маршруты по утилизации определенного вида отходов в соответствии с РСО разрешено лишь в том случае, если есть возможность его сбора для дальнейшей переработки. Можно и дальше много говорить о раздельном сборе отходов, но пока что в Архангельской области он остается чисто вербальной «халвой». 

А с 1 января вступает в силу постановление Правительства РФ от 12.10.2020 №1657 «О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов». Согласно этим новым требованиям предусматривается, что на объектах обработки ТКО приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки, позволяющие извлекать максимально возможное количество видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Иными словами, вводятся стандарты по переработке отходов, требования к оборудованию. И едва ли в Архангельской области имеются предприятия, способные этим требованиям соответствовать. 

Помнится, бывший рег­оператор «ЭкоЦентр» собирался устанавливать и даже заказал в Италии такие высокотехнологичные комплексы. Но где теперь эта компания, попытавшаяся в судебном порядке взыскать с правительства региона свои затраты?

Теперь их преемник «Экоинтегратор» в центре всеобщей критики. Правоохранители, как добрый доктор Айболит, ставят ему «градусники» в виде штрафов. Не превратятся ли эти «градусники» в припарки для «мертвого» юрлица – не ведомо никому. Вот так Архангельская область идет в светлое постмусорное будущее…





Возврат к списку

Ваше мнение


Новогодний Архангельск

  1. golosovanie3.jpgКак вы расходуете свободные денежные средства? (Голосуем до 00.00 20 января 2021 года) 

    *

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2021 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5