ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Зачем Архангельску «рога»?


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 18.06.2010 03:09:07

Рожки да ножки - это все, что осталось в свое время от архангельского троллейбуса. «Ножки», то бишь сотрудники троллейбусного предприятия-банкрота, устроились, кто как смог. С «рожками» дело темное — распродали.  Однако в областном министерстве транспорта  вновь грезят о рогатых автобусах, которые будут ездить по столице Поморья.  На днях транспортную стратегию обсуждали в региональном парламенте.

Инициатива возобновления троллейбусного движения принадлежит региональному министерству промышленности, транспорта и связи, которое возглавляет Эрнест БЕЛОКОРОВИН. Сам он на заседание в областное Собрание не пришел, чем изрядно расстроил некоторых депутатов. Основные финансовые выкладки представил народным избранникам заместитель министра Василий БОЙКО.
Согласно расчетам чиновников, наиболее востребованным и экономически оправданным должен стать маршрут Майская Горка (улица Галушина) — Петровский парк: он свяжет густонаселенный спальный район и центр города. В округе идет активное строительство жилья, и потребность в общественном транспорте будет возрастать. Пока же расчеты делали по показателям маршрута №61. Получилось, что в день на этом направлении частники перевозят 11,5 тысячи человек, а это 4,2 млн пассажиров в год. Сейчас там курсируют восемнадцать ПАЗиков.
Закупить планируется троллейбусы марки ЛиАЗ. Как известно, недавно город обзавелся такими же автобусами, поэтому с техобслуживанием и ремонтом «новобранцев» проблем возникнуть не должно: это можно делать на базе АПАП-1. А вот энергохозяйство полностью утрачено. Тяговые подстанции - в частной собственности. Нужно будет построить как минимум две новые, восстановить сеть, заново проложить кабель... На все это понадобится порядка 187 млн рублей. Всего же возрождение троллейбусного движения на первых порах может обойтись городу в 225 млн рублей.
Очевидно, что, как и в других российских городах, по пассажиропотоку сопоставимых с Архангельском (Смоленск, Владимир и др.), этот вид транспорта убыточен. По прогнозам, в первый год расходы составят 45,5 млн рублей, а доходы — лишь около половины этой суммы. Это если билет на троллейбус будет стоить десять рублей: так пока заложено в проекте. Для возмещения убытков от государственого регулирования тарифов потребуется 21-23 млн рублей ежегодно.
Тем не менее есть планы впоследствии расширить маршрутную сеть: по улице Воскресенской  до железнодорожного вокзала, от Петровского парка до морского-речного вокзала и далее - по набережной до стадиона «Буревестник». Троллейбусов будет не менее 20-25, и, по схеме застройки Архангельска, в районе Маймаксанского шоссе — улицы Мостовой предполагается постройка депо. После чего можно открывать новые маршруты — между Маймаксой, Соломбалой и центром города, а потом по Ленинградскому проспекту до лесозавода №2.
Вложения огромные, и они не окупятся, но в министерстве делают ставку на социальную значимость проекта. По словам Василия Бойко, преимущества троллейбуса в его экологичности и безопасности, в четком графике движения и более низкой стоимости проезда, в удобстве для пенсионеров, инвалидов, пассажиров с детьми. Предлагается уже в этом году выделить из городской казны три миллиона на проектные работы, а в следующем — купить троллейбусы и спецтехнику на 35 млн рублей.
По мнению депутатов, инициатива во многом хорошая, но проект министерства «сырой» и слишком оптимистичный.
«В региональной концепции развития транспорта на 2010-2030 годы идет речь о 237 млн рублей на наземный городской транспорт, но из внебюджетных средств. А данный проект предполагает компенсации из бюджета, - сказал председатель комитета по промышленности и экономическому развитию Архангельского областного Собрания депутатов  Евгений УХИН. - Соглашусь, он дает большой приоритет Архангельску: в чем-то проект оправдан, но транспортная концепция формировалась для всей области. При сегодняшнем состоянии финансов в городе и регионе создавать, считай, с нуля МУП или ГУП вряд ли целесообразно».
Евгений Ухин считает, что сначала нужно провести переговоры с транспортниками, которые могут принять участие в создании акционерного общества. В этом случае при поддержке города и области 200 миллионов рублей для бизнеса не такая большая сумма. «Надо поработать с возможными инвесторами, проконсультироваться с Минтрансом. Сомневаюсь я и в том, что троллейбусы разгрузят дороги. ПАЗики никуда не денутся», - сказал депутат.
Как отметил председатель комитета по налогам и бюджету областного Собрания Андрей БРАЛЬНИН, со всеми уточнениями стоимость проекта может возрасти до 300 млн рублей. Не говорилось, в частности, и о том, что «под троллейбус» необходимо прежде отремонтировать ряд дорог, а это дополнительные финансовые затраты.
«Не так давно с таким же жаром мы обсуждали «похороны» троллейбуса, - высказал свое мнение депутат Владимир БЕЛОГЛАЗОВ. - Подвижной состав, энергохозяйство — все было угроблено. А сейчас мы опять начинаем друг друга убеждать, что это нужно. Такая непоследовательность просто убивает». 
По оценке заместителя мэра Архангельска по городскому хозяйству Олега ГОЛОВИНА, пока проект сквозит поспешностью, а финансово-экономическое обоснование оставляет больше вопросов, чем ответов. «Купим, построим, а потом все это будет «подарено» городу, и нам придется как-то этим управлять», - заключил он. К слову, приобретение ЛиАЗов за счет бюджета, по мнению собравшихся, большой радости Архангельску не принесло. Напротив, от эксплуатации больших автобусов новоиспеченные МУПы несут убытки. Кроме того, пока не услышана позиция энергетиков — найдутся ли в городе для троллейбусного движения дополнительные мощности, ведь подстанции, особенно в центре, для техприсоединения почти закрыты.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5