ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Пропал груз: кто возместит убытки?


Константин МОРОЗОВ | 23.08.2009 09:00:00

В кризис, с учетом ограниченности финансовых средств и необходимости их экономного целевого использования, цена потерь, связанных с гибелью, утратой, повреждением товаров при перевозках, для грузовладельца многократно возросла. Ввиду этого обстоятельства следует особо внимательно относиться к страхованию и в полной мере использовать его в качестве механизма компенсации убытков.

К сожалению, в среде отечественных хозяйствующих субъектов еще бытует мнение о том, что расходы на страхование вообще, и грузоперевозок в частности, зачастую не оправдывают себя, считаются излишними или, по крайней мере, второстепенными. Причиной подобных выводов является, как правило, отсутствие должного уровня страховой культуры, неверие в эффективность работы системы страховой защиты.

 

Между тем, как показывает практика, существует множество примеров того, как именно благодаря наличию страхового полиса грузовладельцы при возникновении катастрофических убытков во время перевозок возмещали свои значительные финансовые потери, что способствовало успешной реализации и развитию торгово-экономических контактов.

Так, наиболее показательным фактическим подтверждением вышесказанному является страховой случай, связанный с гибелью двух истребителей СУ-27 УБК в результате падения военно-транспортного самолета в Иркутске в декабре 1997 г. Сумма возмещения, составившая 56,2 млн. долларов США, была своевременно и в полном объеме выплачена Ингосстрахом страхователю.

Следует добавить, что этот самый значительный в российской истории страхования грузов убыток был оперативно урегулирован благодаря имеющимся в наличии у страховщика резервам и десятилетиями отлаженной надежной перестраховочной защите.

С учетом вышесказанного напрашивается вывод о необходимости для субъектов торгово-коммерческой деятельности приобретения полиса по страхованию грузов у солидного страховщика, обладающего надежной финансовой базой для выполнения своих обязательств перед партнерами.

Грузовладельцы, наученные горьким опытом потерь, связанных с ДТП, крушениями, пожарами, кражами, грабежами и разбойными нападениями при перевозках, считают для себя излишним и давно решенным вопрос о том, стоит ли пользоваться услугами страховой компании.

Впрочем, помимо проблем, связанных с особенностями менталитета отечественных хозяйствующих субъектов и ограниченностью их материальных средств, наиболее актуальной темой на сегодняшний день является политика страховщиков и используемые ими подходы для активизации продаж и расширения клиентского портфеля.

В условиях кризиса, когда у ряда страховщиков ощущается острая необходимость обеспечить поступление премии любой ценой, наблюдается обострение конкурентной борьбы за клиента. Конечно, конкуренция – это сам по себе положительный тренд, но встает вопрос: какими методами она поддерживается? К сожалению, сейчас основной движущей силой борьбы за клиента является откровенный демпинг.

При этом в большинстве случаев вопросы, связанные с надежностью и репутацией страховщика, отходят на второй план. А это, как известно, приводит к негативным последствиям как для страхователей, так и для страховщиков. Первые зачастую при наступлении страховых случаев остаются один на один со своими проблемами, вторые вынуждены снижать тарифы, теряя при этом в объемах собираемой премии.

Вместе с тем, исходя из специ-фических особенностей, связанных с международной практикой и обычаями ведения коммерческой деятельности, опыт и уровень квалификации страховщика имеют принципиальное значение. Эти качества наряду с разветвленной сетью региональных и зарубежных представительств, дочерних компаний и надежным перестрахованием особенно актуальны, например, при страховании морских отправок грузов, когда в соответствии с законодательством от страховой компании требуется четкая и грамотная работа по предоставлению гарантий, организации работы диспашеров, обеспечению покрытия общеаварийных расходов и т.п.

Страховщики, имеющие большой опыт работы на отечественном и международном рынке и дорожащие своей репутацией, стремятся к долгосрочным партнерским отношениям со страхователями. Их основная задача не в том, чтобы любой ценой получить на страхование конкретный риск, не утруждая себя его оценкой с точки зрения возможных убытков, а в том, чтобы, адекватно его проанализировав, обеспечить страхователя качественной защитой, которая позволяла бы гарантировать ему уверенность и спокойствие даже при возникновении значительных потерь.

Следует всегда помнить, что размер суммы премии в соотношении со стоимостью грузов, которая может достигать миллионов и десятков миллионов долларов США, очень незначителен, поэтому ради наличия твердых гарантий получения возмещения в случае возможных убытков не стоит экономить на такой сравнительно небольшой статье расходов, как страхование. В конце концов, здесь уместно еще раз осмыслить афоризм барона Ротшильда: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи».

Сейчас, в условиях ограниченности финансовых средств, потери, связанные с гибелью, повреждением, утратой груза при перевозке, могут иметь очень серьезные, а зачастую и роковые последствия для хозяйствующих субъектов. И в этом смысле стоимость страхового полиса незначительна по сравнению с размером возможных убытков.

В качестве конкретной аргументации в пользу эффективности страхования приведем несколько выплат, произведенных Ингосстрахом в прошлом году:

- 7,8 млн. рублей было выплачено по убытку, связанному с гибелью груза (медицинское оборудование) в результате пожара на транспортном средстве. Возгорание произошло во время стоянки автомобиля на парковке на территории другого государства;

- 5,4 млн. руб. - подмочка груза (товары народного потребления) в период морской транспортировки из Юго-Восточной Азии в Россию;

- 4,8 млн. рублей - хищение груза (бытовая техника) во время автомобильной транспортировки;

- 3,6 млн. руб. - кража груза (товары народного потребления) в период железнодорожной перевозки из Китая в Россию.

В зависимости от вида груза, его упаковки, способа перевозки, условий контрактов купли-продажи Ингосстрах предлагает своим партнерам следующие виды страхового покрытия:

• С ответственностью за все риски.

• С ответственностью за частную аварию.

• Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

Наиболее широкими из них по объему являются условия «С ответственностью за все риски», именно их грузовладельцы выбирают чаще всего.

Они включают в себя риски гибели, утраты, повреждения груза, происшедшие практически по любой причине, кроме классических исключений: военных действий, умысла страхователя, несоответствующей упаковки груза, его естественных свойств и т. д.

Ответственность страховщика начинается с момента взятия груза для транспортировки со склада в пункте отправления, продолжается в течение всей перевозки (включая перегрузки, перевалки и промежуточное хранение в пунктах перегрузок и перевалок) и заканчивается в момент доставки груза на склад получателя или другой конечный склад, указанный в полисе.

На размер ставки премии влияют также такие факторы, как маршруты перевозок, их стоимостной объем, наличие охраны и сопровождения груза, прочих мер предосторожности при транспортировке и т. п.

Вот еще несколько важных нюансов страхования:

- Договор может заключаться как на разовую отправку, так и на страхование перевозок, осуществляемых в течение длительного периода.

- Срок рассмотрения и оплаты претензий не превышает 30 дней с момента получения всех необходимых документов.

Естественно, принципиальную роль при заключении договора страхования, определении страхового покрытия и стоимости услуг могут играть любые, даже незначительные на первый взгляд нюансы. Ведь, как известно, стоимость полиса напрямую зависит от объема ответственности по конкретному риску, который согласен принять на себя страховщик. При этом никто не оспаривает важности для клиента такого параметра, как цена. Безусловно, всегда необходимо стремиться к оптимизации своих расходов, контролировать конкурентоспособность и разумность тарифов, предлагаемых страховой компанией.

Однако наряду со стоимостью страхового полиса при выборе страховщика необходимо уделять самое пристальное внимание таким критериям, как его опыт, репутация, финансовые возможности и качество предоставляемых им услуг. Это особенно важно в период финансового кризиса, когда бизнесу так нужна надежная страховая защита.

Филиал ОСАО «Ингосстрах» в Архангельске: 163000, г. Архангельск, пр. Новгородский, 91/93, тел.: (8182) 65-10-86, факс (8182) 20-51-80, e-mail: cargo@arkh.ingos.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5