ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Подан иск о банкротстве Северодвинского предприятия автоперевозок


Роман ДАВЫДОВ | 12.03.2010 10:04:16

Более 100 млн рублей составляет сегодня кредиторская задолженность Северодвинского муниципального предприятия автоперевозок. Один из кредиторов – московская компания – подала иск на банкротство МУПа. В мэрии Северодвинска полагают, что долги сформировались из-за «преступной халатности».  Материалы, по заявлению мэра города Михаила Гмырина, переданы в следственные органы.

Банкротство МУПа инициирует поставщик автозапчастей – компания «АвтоДейл». Как стало известно «Бизнес-классу», долг перед этой компанией не настолько велик, чтобы мог сыграть решающую роль в судьбе предприятия. Ряд экспертов склоняются к мнению, что проблема будет разрешена в «мирном» порядке. Другое дело, если имеет место сговор кредиторов: у предприятия есть долги перед налоговой инспекцией, за поставку топлива и другие.
По словам мэра Северодвинска Михаила ГМЫРИНА, финансовое положение едва ли не единственного сохраненного в регионе муниципального предприятия перевозок тяжелое: долги превышают 100 млн рублей. На выездном заседании правительства региона в Северодвинске Михаил Гмырин высказал мнение о том, что такая сумма могла возникнуть по меньшей мере из-за халатности руководства предприятия. В свое время, напомнил он, предприятие взяло в лизинг автобусы. Было выплачено порядка 30 млн рублей. Однако затем платежи не производились, и в итоге МУП остался и без денег, и без техники. Каждый месяц предприятие несло убытки в несколько миллионов рублей.

По мнению Михаила Гмырина, сдвинуть ситуацию с мертвой точки удалось только после того, как в 2009 году был принят план антикризисных мероприятий. Предыдущее руководство МУПа при этом отмечает, что выработанный план был утвержден лишь в конце августа, а до этого лежал в мэрии 2-3 месяца. При этом на предприятии с середины прошлого года работал представитель городской администрации, без визы которого нельзя было принимать важные решения. Однако в полной мере план так и не был реализован, в первую очередь в той части, где были прописаны обязательства мэрии. Таким образом, убытки предприятия выросли почти вдвое.
Однако кое-что выполнить удалось. В частности, заморозить начисление штрафных санкций по долгам и согласовать график их погашения в течение трех лет, а также снизить в два раза арендную плату за автобусы, которыми пользуется ПАТП.
На предприятии сейчас вовремя выплачивается зарплата, а с текущими платежами рассчитываются за счет собственных доходов, отмечает Гмырин. Что касается долгов по налогам, то для их погашения предполагается привлечь внешний заем.

В собственности МУПа находятся 85 автобусов, в том числе 37 – большого и особо большого класса. И еще 59 единиц МУП, который совершает 80% перевозок пассажиров в городе, должен арендовать. Средний возраст собственных машин – 15-20 лет, нужна новая техника. Поэтому областные власти намерены рассмотреть вопрос о передаче Северодвинску 15 автобусов, которые придут в регион в этом году по федеральной программе. Если в ее рамках будет закупаться дополнительная техника, мэрия Северодвинска готова участвовать в софинансировании.
По мнению Михаила Гмырина, в целом содействие областной власти необходимо только в вопросе приобретения нового подвижного состава и в борьбе с нелегальными перевозчиками (в Северодвинске это, утверждают в мэрии, «ГАЗели», которые зарабатывают 3-5 млн рублей в месяц). Со всеми прочими возникшими на ПАТП проблемами муниципалитет и предприятие смогут справиться сами, уверен Гмырин.
Добавим, что вопрос о банкротстве МУПа встает не первый раз. Так, в 2006 году говорилось, что оно угрожает МУПу, так как в то время при долге за взятые в лизинг автобусы в 30 млн рублей у муниципалитета оставались непогашенные долги за перевозку льготников в 7,5 млн рублей. Еще 20 млн ПАТП должно было получить из областного бюджета. При этом долги муниципалитета оспаривались через суд.

Стоит также отметить, что в декабре 2009 года сменилось руководство ПАТП. Сергей НЕУМЫВАКО, который находился в должности руководителя МУПа на протяжении многих лет и, по мнению ряда экспертов, сумел сохранить предприятие в самый сложный период, написал заявление об уходе по собственному желанию. Его кресло занял Юрий ШИРОКИЙ, который до этого был назначен исполнительным директором предприятия.
Ранее в отношении Сергея Неумывако было заведено уголовное дело по сокрытию налогов на сумму более 18 млн рублей. Суд признал экс-депутата областного Собрания виновным и назначил ему штраф в 200 тысяч рублей.


ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Сергей НЕУМЫВАКО, экс-директор Северодвинского предприятия автоперевозок (ПАТП):

- Ещё в 2001 году, приняв ПАТП с большими долгами, мне пришлось не только вытаскивать МУП из банкротства, но и спасать всю систему пассажирских перевозок в Северодвинске. За годы моего управления, которые пришлись ещё и на период принудительной перевозки льготных категорий пассажиров, ПАТП не только рассчиталось с долгами, но и стало современным модернизированным предприятием. Инструментальный контроль, транснавигация, всеобщая компьютеризация всех управленческих и финансовых процессов, модернизация и укрупнение станочного парка, совершенствование управленческих и технологических процессов. Именно это стало залогом высокой конкурентоспособности муниципального ПАТП.

При этом налоговая и социальная нагрузка, не в пример нашим частным конкурентам, в разы выше. Коллективный договор ПАТП был признан одним из лучших в отрасли. Предприятие, его работники, и я лично отмечены многочисленными грамотами и благодарностями федерального министерства транспорта, областной и муниципальной администрациями. При мне ПАТП - победитель в многочисленных профессиональных конкурсах, и даже таких экзотических, как конкурс на лучшее, с точки зрения экологии, предприятие. Не говорю уже о том, что нам пришлось за свой счет ремонтировать дорогу, чтобы хотя бы нормально выезжать на маршруты, она «стоит» уже 4 сезона без ремонта, в отличие от тех, что ремонтировала мэрия. В штате предприятия был даже дипломированный ландшафтный дизайнер, и территория, где расположен МУП, украшена не только кустами и деревьями, но и цветочными клумбами, и даже выполненными из подручного металла скульптурами.

За годы моего управления было проведено четыре лизинговых проекта по приобретению подвижного состава. В совокупности с прямыми закупками было обновлено около 100 единиц подвижного состава, в том числе более 80 автобусов, а также микроавтобусы, легковые машины и спецтехника. Во многом на ситуацию положительно влиял тот фактор, что с 2005 года население Северодвинска доверило мне стать депутатом Архангельского областного Собрания. Именно наше ПАТП в год монетизации льгот на транспорте стало инициатором появления бесплатного проездного «Победа», являющегося беспрецедентным в России.

При этом приходилось постоянно конфликтовать с администрацией Северодвинска, по проблеме принуждения к бесплатной работе. В судах находилось исковые заявления ПАТП на сумму около 85 миллионов рублей. Для покрытия кассовых разрывов предприятие вынуждено было кредитоваться в банках на суммы до 40 миллионов рублей. Множество исков было выиграно, что характеризует отличную работу юридического отдела ПАТП. Но около 63 миллионов рублей оплаты за выполненную работу так и осталось на совести мэрии. В момент начала кризиса 2008 года банки стали забирать различными способами свои деньги, не выдавая при этом новых кредитов. В этот же момент бывший уже теперь мэр Северодвинска Александр Беляев поставил нам ещё одну «подножку» не оплатив работу на 23 миллиона рублей, из-за чего предприятие закончило 2008 год с убытком около 20 миллионов. Мы потеряли даже возможность кредитоваться в банках. Вся надежда была на смену власти. Однако новая администрация города, на мой взгляд, отличается крайней некомпетентностью как в юридических, так и в экономических вопросах. Предложенный мною план антикризисных мероприятий пролежал на столах чиновников до конца лета 2009 года. При этом уже в июне на предприятие был прислан чиновник, осуществляющий контроль за финансовыми потоками, без визы которого главный бухгалтер не могла осуществить ни одного платежа. Затем в штате по настоянию мэрии появилась должность финансового директора, на которую был прислан господин Таратун, известный в Архангельске по "Мостоотряду №9".

Затем, опять же по настоянию мэрии в штате появилась должность исполнительного директора с неслыханными полномочиями, на которую был прислан гражданин Широкий, который НИКОГДА не работал даже на рядовых должностях, не говоря о руководящих. Это стало последней каплей, после которой я вынужден был написать заявление об увольнении. Выполнение упомянутого мною антикризисного плана сорвано мэрией, несмотря на пять моих докладных на имя мэра.

Ну, и в заключение... Один лизинговый проект по закупке 20 ЛИАЗов 5256 действительно был сорван. Но обвинять в этом руководства ПАТП некорректно, поскольку мы сделали всё, чтобы довести его до завершения. Однако нам в этом (ПАРАДОКС!!!) препятствовала МЭРИЯ, отказавшая в продаже дебиторской задолженности через заключение трастового договора с третьими сторонами на сумму около 40 миллионов рублей. После передачи документов в правоохранительные органы бывший мэр стал отказываться от своего участия в этом проекте. Нам пришлось собирать доказательную базу вплоть до его фотографий на фоне прибывших в Северодвинск автобусов и переписки мэрии с областной администрацией по поводу их приобретения. Подводя итог всему вышесказанному могу констатировать, что некомпетентность и «старых», и «новых» чиновников довела ПАТП до состояния, когда банкротство является неизбежным. За 2009 год убыток МУПа составляет уже около 40 миллионов рублей. Для специалистов понятно, что точка возврата в нормальное состояние бесповоротно пройдена. Теперь надо искать крайних, чем и занялась мэрия Северодвинска.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5