ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Автотранспорт не должен вредить горожанам


Иван МОСЕЕВ | 16.03.2008 11:05:26

«По сравнению с другими российскими городами Архангельску кое в чем повезло», - считает директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг» Елена СВАТКОВА (на снимке). По ее словам, столица Поморья готовит сегодня сразу три важных стратегических документа, которые могут учесть опыт развития других российских городов, как хороший, так и плохой.

«Транспорт – основной загрязнитель городской окружающей среды. Однако сдерживать нарастание вредного влияния дорожного движения на наше здоровье можно. Мероприятия, реализуемые для этого на муниципальном уровне, должны рассматриваться не только как забота о собственном здоровье, но и как вклад в снижение загрязнения окружающей среды регионального и глобального масштабов», - считает директор ООО «АвтоДорожный Консалтинг» Елена СВАТКОВА (на снимке). Напомним, что сейчас эта архангельская компания разрабатывает Комплексную транспортную схему столицы Поморья, где одной из важнейших задач рассматривается снижение негативного влияния растущего парка автомобилей на среду нашего проживания.
В последние два года, 2006 и 2007, парк автотранспортных средств в Архангельске увеличивался более чем на 5 тысяч единиц ежегодно! Это значительная цифра для сравнительно небольшого российского города, с численностью населения около 350 тысяч жителей, где на 1 января 2008 года уже было зарегистрировано более 78 тысяч автомобилей. Но, кроме несомненных преимуществ автомобилизации – свободы передвижения и комфорта, растущий парк автомобилей - серьезный экологический фактор. Ухудшается качество воздуха, повышаются уровни шума. По мере роста парка нарастает стресс для окружающей среды, снижается ее качество, растет нагрузка на здоровье горожан.
Сегодня на тысячу жителей приходится 160 личных легковых автомобилей, прогнозы экспертов обещают повышение уровня автомобилизации в России до 400-450 автомобилей на каждую тысячу человек. В Архангельске численность парка также будет увеличиваться, но такой высокий уровень, как показывают местные прогнозы, нашему городу не грозит. Причина - дорожная инфраструктура нам просто физически этого не позволит. Вопрос в другом – как на имеющейся городской территории научиться мирно сосуществовать человеку и автомобилю?
Архангельску повезло
По сравнению с другими российскими городами Архангельску кое в чем повезло. Во-первых, мы можем использовать опыт других российских городов, как хороший, так и плохой. Во-вторых, Архангельск готовит одновременно три важных стратегических документа, которые могут учесть этот опыт. Одновременно с Комплексной транспортной схемой города разрабатываются Стратегия социально-экономического развития города и новый Генеральный план. Разработчики этих основополагающих документов сотрудничают друг с другом для того, чтобы документы работали совместно, став прочным основанием для развития города, в том числе и для развития его транспортной системы.
Все эти три документа направлены как на решение сегодняшних задач, так и на предупреждение потенциальных проблем, которые неизбежно возникнут, если не предпринять правильные действия уже сегодня. Все три документа пытаются заглянуть вперед лет на 15-20. Комплексная транспортная схема призвана ответить на вопрос, как мы должны развивать нашу транспортную систему, чтобы она отвечала задачам той будущей столицы Поморья, в которой хотим жить мы и наши дети. Стратегия развития города и его генплан должны дать нам видение - какой должна быть эта столица.

Что такое качество среды проживания?

Качество среды - это прежде всего воздух. Лучший воздух - когда загрязняющих веществ в нем вообще нет. Но это из области фантастики. Поскольку нельзя исключить выбросы вредных веществ в окружающую среду, то существуют нормы предельно допустимых концентраций этих вредных веществ.
Среди выбросов, вредных для организма человека, самые опасные – химические факторы. Транспорт – источник таких опасных химических выбросов.
Как защититься от них и как обеспечить требуемое качество среды проживания,  сдерживая загрязнение в рамках предельно допустимых концентраций?

Защитные экраны

Предельно допустимые концентрации могут быть в норме в целом по городу. Однако в разных районах это значение может сильно изменяться.
Например, на тротуарах оживленных магистральных улиц концентрации загрязнения от транспорта превышают предельные. Это подтвердил пилотный проект по изучению влияния транспорта на окружающую среду, проведенный в рамках Комплексной транспортной схемы. Оказалось, что критическую защитную роль играют насаждения, отделяющие тротуар от проезжей части. Полоса насаждений (особые «очистительные» сорта деревьев и кустарников), как показывают исследования, может снизить уровень негативного воздействия загрязнения воздуха автотранспортом на здоровье пешеходов как минимум на 40%.
Второй вредный фактор – транспортный шум. Здесь, как показывает практика, одними только насаждениями добиться столь хорошего защитного эффекта не удается, уровень шума может быть снижен не более чем на 25%. Но есть другие, «инженерные» варианты: понижение отметок проезжей части и средства вертикальной планировки, поскольку почва – самый лучший поглотитель шума.

Три уровня влияния

Качество среды проживания конкретного города определяется суммарным влиянием загрязнения всех трех уровней: глобального, регионального и локального, хотя самое непосредственное влияние на здоровье людей оказывает состояние именно локальной среды проживания.
Степень негативного воздействия автодорожной инфраструктуры на окружающую среду города на локальном уровне зависит от: архитектурно-планировочной структуры, фонового загрязнения от стационарных источников (ТЭЦ, АЦБК и др.), инженерных решений при строительстве дорог, качества озеленения, плотности улично-дорожной сети, характера перемещения транспортных потоков по улицам, величины и состава парка транспортных средств, степени участия общественного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей населения, состояния дорог и качества их содержания, степени подготовки водителей и владения ими навыками экологического стиля вождения, технического состояния парка, качества используемого топлива, уровня развития сервиса для автомобилей, степени развития экологического законодательства, наличия стимулирующих факторов к снижению негативного воздействия на окружающую среду, эффективности наказаний и др.
Город, который хочет создать качественную среду проживания, не должен игнорировать ни один из перечисленных факторов. В Архангельске многие направления деятельности пока отсутствуют. Это значит, что много работы впереди.

От глобального к локальному

Улучшение качества окружающей среды – результат усилий по многим направлениям, предпринимаемым различными участниками, организациями и ведомствами. Качественная окружающая среда – результат суммы мер, несмотря на то, что некоторые из них вносят весьма скромный вклад в общий результат, уверены разработчики Комплексной транспортной схемы.
Любопытно, что локальный взгляд может радикально изменить наши представления об экологии, если взглянуть на проблему с региональных и глобальных позиций. Так, например, традиционно считается, что электротранспорт является экологически чистым видом транспорта.
«Это утверждение верно только с локальной точки зрения, - поясняет Елена Сваткова. - Производство электроэнергии – основной загрязнитель регионального и глобального уровня. Именно сжиганию ископаемого топлива на тепловых электростанциях (нефти, угля, газа) принадлежит 50% вклада в создание парникового эффекта и возникновение климатических изменений. Таким образом, загрязняющий эффект электротранспорта, для функционирования которого используется электроэнергия тепловых электростанций,  лишь переносится с локального уровня на более масштабные уровни - региональный и глобальный».
Таким образом, столице Поморья, чтобы принимать правильные решения не только сегодня, но и на перспективу, надо оценивать последствия с более масштабных позиций – с регионального и глобального.
Архангельск – это не только муниципальная единица и не только столица обширной области, а часть глобального сообщества, ответственного за состояние своей единственной окружающей среды.

© Фото: Алексей Липницкий






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5