ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Генеральный директор АТФ Алексей Заплатин: «Ни «грамма» квот не продадим...»


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. Фото: Алексей Липницкий | 19.12.2014 06:45:54

altВпервые за долгое время Архангельский траловый флот заканчивает год с прибылью: по итогам первых девяти месяцев с нее было уплачено 20 млн рублей налога. По словам генерального директора АТФ Алексея ЗАПЛАТИНА, это уже показатель стабильного экономического положения предприятия. «Однако не стоит думать, что прибыль получена за счет увеличения отпускных цен на рыбу: таким путем мы бы добивались этого результата лет сто», - отмечает он.

2014-й год был для Архангельского тралового флота переломным: произошла приватизация предприятия. Пакет акций находившегося в государственной собственности АТФ перешел от Росимущества к компании «Вирма», входящей в Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК). Акции были выкуплены за 2,2 млрд рублей при стартовой цене 1,8 млрд.

«Конечно, мы пришли не из ниоткуда, следили за ситуацией в АТФ, но тем не менее, приехав в Архангельск и посмотрев все на месте, первое время испытывали некую растерянность: и финансовая, и хозяйственная деятельность предприятия была на грани развала. Общая сумма просроченной задолженности в феврале составляла 1,5 млрд рублей, включая почти 850 млн рублей долга по кредиту «Собинбанка». Причем по условиям договора банк имел право требовать разового однодневного погашения этого кредита. Из 27 единиц флота только пять были на плаву», - рассказывает Алексей Заплатин.

За восемь месяцев работы АТФ после прихода нового собственника все задолженности, в том числе по заработной плате и налогам, удалось погасить — собственными силами предприятия, без привлечения дополнительных кредитных средств. Впрочем, как поясняет Алексей Заплатин, их тралфлоту никто бы и не дал: не было имущества, которое можно использовать в качестве залога.

Возобновили работу база технического обслуживания и рыбоперерабатывающий завод АТФ.

«Может быть, скажу крамольную вещь, но строить океанический рыболовный флот в Архангельске — это изначально был нонсенс, - продолжает Алексей Заплатин. - Львиная доля продукции вылавливается за пределами российской экономической зоны, но это еще ничего. 90% районов промысла находятся в таком удалении от Архангельска, что, чтобы добраться дотуда и вернуться обратно, нужно совершить подвиг. Это просто очень дорого. Тем не менее АТФ - предприятие потенциально рыночное. Иначе у нас не получилось бы вновь сделать его рентабельным: чудес не бывает. Это не только заслуга нашей команды и коллектива, сумевшего сохранить основу, — предприятие просто стало работать само на себя».

altПятнадцать из двадцати семи судов АТФ новым собственником были проданы: держать их не имело смысла, почти все на тот момент уже были выведены из эксплуатации, имели просроченные документы. В то же время специально для Архангельского тралфлота «Вирма» купила импортный траулер, получивший название «Холмогоры». По словам Алексея Заплатина, после дооборудования судно станет одним из лучших в Северном бассейне.? 

Крупнотоннажных судов у предприятия два - «Капитан Кравченко» и «Капитан Горбачев». Последний, кстати, в свое время тоже был выведен из эксплуатации, теперь в его модернизацию планируется вложить астрономическую по «старым» тралфлотовским меркам сумму - 12-15 млн долларов.

«В перспективе эти траулеры будут способны полностью отрабатывать квоту по пелагическим породам рыб (мойва, сельдь), - рассказывает Алексей Заплатин. - В 2015 году все квоты освоим сами, ни одного грамма никому не продадим. За исключением, возможно, небольшой квоты на 50 тонн в канадской зоне (палтус, окунь): далековато и маловато для организации промысла».

После заключения приватизационной сделки между «Вирмой» и правительством области было подписано акционерное соглашение сроком на пять лет: в частности, покупатель АТФ взял на себя обязательство поставлять не менее 25% рыбы на региональный рынок. Это условие новый собственник выполняет. По итогам 10 месяцев 2014 года за рубежом реализовано около 22% продукции, произведенной Архангельским тралфлотом.

«В действительности мы привезли в Архангельск больше четверти улова — процентов тридцать, - отмечает Алексей Заплатин. - Перевыполняем обязательства по собственной инициативе, потому что спрос на нашу продукцию есть. Здесь мы продаем ее только архангельским компаниям (покупателей более 30), а уж куда она идет дальше — не могу сказать. Во всяком случае, остается на российском рынке: это продукция не реэкспортная».

altНа долю тралфлота приходится около 70% всех квот на вылов рыбы, имеющихся у предприятий отрасли в Архангельской области. Поэтому именно АТФ приходится на своей территории «нести ответственность» за введение экономических санкций.

«Конечно, сейчас, с учетом экономической ситуации в стране, дорожает и наша продукция, но не быстрее, чем, например, молоко или хлеб, - считает Алексей Заплатин. - Кроме того, когда судно работает где-нибудь в районе Фарерских островов, нам вроде бы проще там же на берегу продать выловленную рыбу датчанам, чем везти ее сюда. Но мы везем и закладываем в стоимость товара и эти затраты. Однако оптовые цены на рыбу АТФ все же значительно ниже розничных: насколько — можно сравнить, съездив в Маймаксу, где у нас есть свой небольшой магазинчик».

В целом финансовый кризис в стране не очень страшит руководство предприятия.

«Мы в менее выгодном положении, чем, например, ритейл, но, с другой стороны, в более выгодном, чем сфера услуг, - рассуждает Алексей Заплатин. - Мы производим товар, который всегда востребован. Ну с какого перепуга я стал бы наращивать холодильные мощности, вкладываться во флот, набирать людей, если бы не был уверен, что предприятие перспективно и конкурентоспособно?».?? 





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5