ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Будет ли броня для «оборонки»: к госзаказу для судостроителей необходим особый подход


Анна БЕЛЯЕВА | 27.11.2009 09:13:46

2009-й год станет серьезным испытанием для предприятий судостроительной отрасли Северодвинска. Причиной тому – резкое сокращение государственного оборонного заказа. В таких условиях следует не только отстаивать сохранение и развитие господдержки предприятий судоремонта и судостроения, работающих в том числе на ВПК страны, но и выстраивать особый подход к формированию гособоронзаказа, - уверены руководители предприятий судостроения.

Рыночные процедуры при размещении гособоронзаказа на предприятиях отрасли судостроения и судоремонта неприемлемы. Хотя бы потому, что технологический цикл предприятий этой отрасли, в отличие от других видов вооружения и машиностроения, составляет более года. Поэтому и подходы к продукции судостроительных и судоремонтных предприятий должны быть иными, уверен генеральный директор Центра судоремонта «Звездочка» Владимир НИКИТИН.
Судостроители считают необходимым откорректировать два федеральных закона: № 213 «О государственном оборонном заказе» и №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Некоторые из инициатив уже нашли поддержку на федеральном уровне, поэтому есть надежда на их быстрое продвижение.
Ряд предложений к законодателям касается формирования цены на заказы для «оборонки». В частности, уверены авторы инициатив, в рамках ФЗ-94 цена продукции на начальном периоде не должна быть твердой: целесообразней указывать ориентировочную. Которая в последующем, например, за год до сдачи объекта, будет переведена в твердую.
Также имеет смысл финансировать процентные надбавки за работу в условиях Крайнего Севера при исполнении госзаказа за счет средств заказчика, а не исполнителя, считают руководители судостроительных предприятий.
Еще одно предложение касается системы размещения госзаказа. Как подчеркнул Владимир Никитин, выбирать подрядчика стоит не на конкурсной основе, а путем назначения головного или единственного исполнителя, у которого есть и технологические мощности, и кадры для качественного выполнения госзаказа. Это позволит «отвести» от участия в конкурсах на госзаказ организации, имеющие в активе ручку и стол. Ведь примеры того, как заказы уходили на малые предприятия от заводов, входящих в структуру Центра судостроения, есть.
Отечественные предприятия судостроения сталкиваются с высокой конкуренцией со стороны зарубежных производителей. Как пояснил Владимир Никитин, потенциальным покупателям сейчас нужны современные винторулевые комплексы. «Звездочка» осваивает эти направления, однако одновременно идет поставка и зарубежной продукции. Поэтому, считают северодвинские корабелы, стоит выходить с законодательной инициативой о введении таможенных ограничений на поставку импортной продукции судостроения.
По мнению руководителей северодвинских верфей, необходимо в целом реанимировать и законодательство о господдержке судостроительной отрасли. Стоит обратить внимание при этом на зарубежный опыт: в США, например, под флагом государства ходят корабли, построенные на верфях страны, а им оказывается гос-
поддержка. А в нынешних условиях предприятия «корабелки» и Европы, и России не могут конкурировать, в частности, с «Самсунгом».
Между тем пока ряд инициатив государства вызывает у отечественных судостроителей, мягко говоря, недоумение. Например, планирующаяся покупка десантного вертолетоносца «Мистраль» у одной из стран НАТО на фоне сокращения гособоронзаказа для российских предприятий. Приобретут ли отечественные верфи после закупки импортного «гиганта» и постройки последующих судов уже в России уникальный опыт в судостроении? Эксперты сомневаются. Как и в том, что следующие заказы будут размещены у нас, а не за рубежом. А вот в том, что заказ на 9 млрд рублей (в такую сумму оценивается возможная покупка) для наших верфей будет отнюдь не лишним, уверены все.
Если кризис негативно повлиял на объемы госзаказа для корабельных предприятий Северодвинска, то решить другую проблему северных верфей – дефицит кадров  - он отчасти помог.
По словам заместителя генерального директора по управлению персоналом ОАО «ПО «Севмаш» Василия УГРЮМОВА, в первом – втором квартале 2009 года, когда многие предприятия Архангельской области и других регионов снизили объемы производства, на завод пришли кадры с Дальнего Востока, из Астрахани, Волгограда, Санкт-Петербурга и Ленобласти и других регионов. Кроме того, закрыть дефицит удается за счет кадров компаний-подрядчиков. Таким образом, средняя потребность «Севмаша» в рабочей силе сейчас составляет порядка 500 человек, говорит Василий Угрюмов. Эта цифра меняется в зависимости от объемов работы предприятия, уточнил специалист.
Однако стабилизировать кадровую обстановку на заводе мешает то, что ежегодно сотни молодых рабочих «Севмаша» призываются в армию: не секрет, что призвать новобранцев с крупного предприятия проще, чем «собирать» их от более мелких работодателей. В 2009 году «под ружье» встало почти 700 сотрудников «Севмаша» при среднегодовом обороте кадров на заводе примерно в 3200 человек, посетовал Василий Угрюмов.
«Мы не просим ввести отсрочку от армии для наших рабочих, - говорит он. – Целесообразней проводить призыв на взаимосогласованной основе».
Условно говоря, если на момент призыва на заводе нет загрузки у сборщиков, можно безболезненно для предприятия отправить работников призывного возраста в армию.
Чтобы реализовать такую схему, нужна не просто договоренность военкомата с предприятиями оборонки, а разрешение от Минобороны РФ. Пока подобные обращения корабелов на федеральный уровень остаются без ответа.
В то же время, руководители северодвинских заводов признают, что куда более существенное препятствие для решения кадровой проблемы представляет отсутствие нормальных жилищных условий, особенно для приглашенных кадров.
Снять остроту «жилищного вопроса» корабелы рассчитывали за счет реализации областной целевой программы развития Северодвинска. В кризис ее решили не финансировать: миллиард рублей остался на бумаге.
Администрация Северодвинска обратилась с рядом законодательных инициатив  к облсобранию депутатов. В частности, о выделении в 2010 году из бюджета региона 107 млн. рублей на расселение ветхого и аварийного жилья. В этих домах проживает немало работников предприятий судостроения.
«Северодвинск является донором для всей Архангельской области, - убеждает мэр Северодвинска Михаил ГМЫРИН бывших коллег по депутатскому корпусу. – Создание условий для того, чтобы сотрудники отрасли судостроения оставались и работали в Северодвинске, обернется отдачей в виде налоговых поступлений для бюджета области».

Фото: Владимир Ковпак





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5