ИЛИМ-ПАЛП_2020
F5

«Самолёт» не упадёт... В Архангельске создан онлайн-клуб для предпринимателей


Подготовил Илья ЛЕОНЮК. Фото Depositphotos.com | 08.05.2020 18:00:00
«Самолёт» не упадёт... В Архангельске создан онлайн-клуб для предпринимателей

На базе форума «СО-ДЕЙСТВИЕ», который прошел в Архангельске в конце февраля и собрал более 400 участников, создан онлайн-клуб, где обсуждаются не только проблемы регионального предпринимательства в условиях пандемии COVID-19, но и пути их решения, а также варианты перестройки бизнеса в новых реалиях.


Участники онлайн-клуба убеждены: кризис – это не только когда «все плохо», но и самое время для того, чтобы обратить внимание на всевозможные формы кооперации и партнерства, которые могут стать точкой роста для многих отраслей. «Бизнес-класс», пообщавшись с тремя представителями объединения «СО-ДЕЙСТВИЕ», узнал об их взглядах на ситуацию. 

Владимир БОХАН, эксперт в области кооперации, инвестор: 

bohan_vv_2019.jpg– Не так давно моей компании исполнилось 27 лет. За это время мы прошли уже несколько кризисов, и ни разу не было такого, чтобы кто-то компании усиленно помогал. Каждый раз предприниматели выкручивались самостоятельно: сильно надеяться на поддержку федеральных или местных властей, арендодателей, кредиторов не стоит, но если она будет хоть в каком-то виде, уже хорошо. В кризис бизнес хотя бы всегда меньше терзали проверками. 

В кризис нужна концентрация: поставьте цели, определите приоритеты и – вперед. А кого вам ждать? Образно говоря, ситуация, в которой бизнес находится сегодня, похожа на самолет: он пикирует с выключенными двигателями, все в панике, пассажиры сами предпринять что-то не могут... Но самолет не упадет. 

Дальше будет уже другая бизнес-реальность. Уровень доходов неизбежно снизится, причем довольно значительно. До 70% компаний сегмента малого и среднего бизнеса перестанет существовать, «сменит вывеску» или поменяет собственника. Уже в августе мы увидим первый наплыв высококвалифицированных безработных, вторая волна придется на апрель следующего года. 

Америка в 30-е годы прошлого века переживала что-то подобное, и там «умерло» 90% малых компаний. Что делать? Объединяться и кооперироваться. Опыт показывает, что в кризис выживают сильные команды и крепкие компании, профессионалы выходят победителями. Потому что думают о себе, а не рассуждают пространно о «ситуации в стране и мире». 

Под понятие «профессиональной команды» здесь подходят любые объединения со всевозможными формами кооперации. При таком формате они будут буквально вытаскивать друг друга и помогать советом, присутствием в медийном пространстве, в переговорах с поставщиками и так далее. Сообщества будут выживать и идти вперед, поэтому бизнесу нужно задуматься о партнерстве: отраслевом, идеологическом, финансовом. 

Возможно, такая идея покажется странной, но это работает уже много лет в других странах, успешные примеры есть и у нас. Данная форма ведения бизнеса не была привычной, как во времена СССР не была привычной частная компания, но все ведь очень быстро перестроились, создали и продолжают развивать успешные проекты. 

Кроме того, мы увидим «управляемую приватизацию». Это отдельная тема, но суть ее – в разукрупнении больших предприятий и постепенный их переход к десяткам «маленьких собственников». Как пример назову финскую холдинговую компанию Kesko: она давно прошла этот путь. Мы, кстати, подробно изучали данный успешный опыт и внедряли его у себя. Думаю, вскоре подобным образом поступят многие. Советую обратить внимание на эту модель как на шанс выжить. О ней и подобных мы рассказываем в нашем онлайн-клубе «Со-Действие». 

Ирина КАРЕЛИНА, предприниматель, идеолог шоурума «Уютный дом»,  лидер сообщества «PRO Женщин»: 

irina_karelina.jpg– Мы просто еще не жили и не работали в период такой сильной конкуренции, хотя в Европе и на Западе она давно считается нормой. Все 20-30 лет наш бизнес существовал в условиях в целом довольно расслабленных: были взлеты и падения, но такого кризиса еще не было никогда. Сегодня я много общаюсь с коллегами-предпринимателями и часто слышу, что они хотят, чтобы «все было, как раньше»: стабильный трафик клиентов и спрос. Но так не будет, мы должны уже привыкать к этой мысли! 

Нужно прилагать усилия к изменению самих себя, своего дела. Большинство и понятия не имеет, что в европейских странах и даже в наших мегаполисах стоимость привлечения клиента – это 10-15% от цены товара или услуги. Это очень дорого. Клиентов нужно удерживать, искать возможности, не «уходить с радаров». Вести прямые эфиры, прорабатывать системы лояльности, держать связь и научиться зарабатывать онлайн. Необходимо понимать: когда все закончится, эти клиенты снова придут к вам. 

Да, первую неделю была паника. Сейчас она спала, и представительницы нашего сообщества «PRO Женщин» начали мыслить по-новому. Есть позитивные примеры того, как быстро перестраиваются предприниматели: в индустрии красоты сейчас многие продают сертификаты на будущие услуги по сниженной цене, ведут предварительную запись. Люди сидят дома, и очень большой эффект дает работа через социальные сети. Нужно пользоваться этим. Привлеченная аудитория позволит достаточно быстро восстановить спрос, ведь после самоизоляции женщины обязательно пойдут красить волосы, делать прически и маникюр. 

Наименьшее количество сложностей сейчас у микробизнеса, который ближе к самозанятым: они могут обойтись без аренды помещения или оперативно поменять место, нет штата сотрудников, можно быстро перестраиваться и менять вид деятельности. А в самой плохой ситуации те, кто только сделал ремонт и взял кредиты. Здесь хороши любые меры спасения бизнеса: отсрочки, льготы и прочее. Должно активизироваться предпринимательское мышление. Надо заниматься тем, на что есть сейчас спрос, объединяться, создавать партнерства и коллаборации. В одиночку этот кризис не пройти. 

В марте мы успели провести наш ежегодный форум «Со-Действие», он получил много позитивных откликов от спикеров и участников, планировали провести такое мероприятие еще в четырех городах. Но в наши планы вмешалась пандемия. Сейчас мы создали онлайн-клуб «Со-Действие» coopclub.ru и приглашаем предпринимателей к нам. Есть очень много форм бизнес-кооперации. В рамках клуба мы проводим обучение, вебинары, дискуссии и деловые завтраки-обеды – все, как и раньше, только теперь в онлайн-форматах. 

Кирилл ВИТКОВ, бизнесмен, эксперт в области права и градостроительства, руководитель клуба «Деловар» в Архангельске: 

kirill_vitkov.jpg– Действительно: как было раньше, уже не будет. Коронавирус – это одна история, но одновременно развиваются макроэкономические процессы: идет девальвация рубля, повышение курса валют, снижение цены на нефть, сокращение бюджетных ожиданий государства от «нефтедолларов». 

Но можно посмотреть на кризис как на возможность перепрофилировать свою «маленькую экономику», перевести предприятие на другие рельсы. Это сложно и даже может показаться невозможным, но все-таки это так. В наше юридическое агентство сегодня обращаются десятки предпринимателей с просьбой разъяснить, как будут работать меры поддержки, какие документы надо оформить по отношению к контрагентам, сотрудникам. 

Разговоры о том, что юркомпании сейчас зарабатывают на этих консультациях, – расхожий миф, не более. Документов много, работы тоже, вникать и изучать бумаги разного уровня приходится каждый день. А платить за такие консультации вам никто не будет. Мы ведем их фактически на общественных началах, поддерживаем наших.  

В любом случае, если вы имеете право на какие-то меры поддержки – снижение налогов, отсрочку по кредитам, льготу на аренду и прочее, – нужно собрать все бумаги, которые требуются, внимательно изучить предложение и обязательно воспользоваться. 

Сегодня бизнесу, конечно, нужна помощь, в первую очередь – поддержка клиентов. Мы запустили челендж в социальных сетях #поддержинаших с призывом покупать товары, пользоваться услугами местного бизнеса – того, что работает рядом с нами каждый день. Это важно, и инициативу быстро подхватили: она уже давно вышла за пределы Архангельска и информационного пространства клуба «Деловар». 

Последние годы мы вместе с Ириной и Владимиром активно подталкивали людей к созданию собственного дела: проводили программу «Ты – предприниматель», организовывали форумы и семинары, участвовали в мероприятиях и всячески популяризировали предпринимательство. Мы продолжим это делать – кризис не повод останавливаться. Многие со мной будут не согласны, но сейчас хорошее время, чтобы открыть ИП или зарегистрировать компанию, начать работать на себя. На рынке произойдет «обнуление», и начинающее предприниматели встанут вровень с теми, кто вел бизнес уже давно, но без негодного бэкграунда, проблем из прошлого и долговых обязательств. 





Возврат к списку

Новости компаний

© 2003-2020 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5