ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

От стеклорезной мастерской до «вельского Диснейленда»: как сделать из бизнеса достопримечательность


Артём БОТЫГИН. Фото автора | 23.10.2017 17:12:52
От стеклорезной мастерской до «вельского Диснейленда»: как сделать из бизнеса достопримечательность

Во время бизнес-уикенда «Динамичный старт» в рамках федеральной образовательной программы «Ты — предприниматель» (14 октября) в числе основных спикеров выступил Сергей ПЯТОВСКИЙ. Об этом креативном предпринимателе из Вельского района была написана глава в книге «Дельфины капитализма», после чего его историей заинтересовался журнал Forbes. На встрече с начинающими бизнесменами в Архангельске Сергей Пятовский рассказал, каким был путь от небольшой стеклорезной мастерской до «вельского Диснейленда».


В самом начале выступления Сергей оговорился, что все его бизнес-идеи появлялись на свет совершенно легко и по одному сценарию: с желания создать что-то, чего в Вельске, где живет чуть более 20 тысяч человек, до этого не было.

«БК» публикует полную версию рассказа Сергея Пятовского.

Это никому не нужно?

- Я уже 20 лет занимаюсь предпринимательством в Вельске. Первый мой бизнес — магазин «Мир стекла». Когда я начал строить свой дом, столкнулся с проблемой: негде было застеклить рамы для окон. Приехал в стеклорезную мастерскую, предложил привезти рамы, чтобы все сделали. Мне отказали, объяснив, что это якобы никому не нужно. Тогда я нашел ангар и открыл свою стеклорезку, где оказывал полный спектр услуг, включая доставку и врезку стекол.

Оказалось, что спрос есть. Весь ангар был заполнен рамами. Выручка в 2005 году доходила до 250 тысяч рублей в месяц, при том, что тогда квадратный метр стекла стоил 40 рублей. То есть это была огромная выручка.

Затем я первым в городе начал делать аквариумы. Но просто «коробки» из стекла за 500-1000 рублей никто не покупал. Людям нужно было готовое решение. Я приобрел рыбок, элементы освещения, камушки для аквариумов и продавал уже готовый продукт, к примеру, за 10 тысяч рублей.

Потом начал производить шкафы-купе, и это тоже оказалось востребованным. В общем, «Мир стекла», можно сказать, мой первый успешный проект.

Между тем я продолжал строить дом и выяснил, что в городе практически нет саморезов: в одном магазине три штуки, в другом еще несколько... Продавцы снова говорили, что это только мне нужно много. Не долго думая, я открыл центр крепежа. Люди приходили и удивлялись: неужели столько крепежа вообще существует? В 2007 году в магазине площадью 300 кв. м выручка доходила до 2 млн рублей в месяц.

Так и пошло. Мне понадобились двери. Все магазины представляли из себя маленькие комнатушки, где можно было только ознакомиться с каталогами. Никто не мог предложить посмотреть товар. А я хотел потрогать и понять, почему одна дверь, скажем, стоит тысячу рублей, а другая — две. Тогда я арендовал помещения площадью 500 кв. м и открыл в нашем Вельске гипермаркет дверей. Завез все виды дверей, которые существуют в природе: железные, деревянные, гармошки... И этот магазин стал очень успешным: рекорд выручки — 4 млн рублей в месяц. Это в городе, где 20 тысяч жителей! Я снова обеспечил полный спектр услуг: бесплатный замер, врезка петель на профессиональном оборудовании, доставка, установка, обслуживание. Поэтому такие результаты.

Затем мне нужно было вокруг строящегося дома поставить забор. На металлобазе предложили: «Ну, посчитай, сколько тебе палок надо, сколько железок». Никто не мог даже сказать, сколько стоит метр забора. Тогда я открыл центр заборов: построил прямо у себя на базе выставочный зал с образцами. Покупатель может прийти и увидеть, что погонный метр вот такого забора стоит, скажем, 500 рублей, а другого — 10 тысяч.

Вельская «Икея»

Дом я в итоге достроил. Нужно было заниматься обстановкой. Пошел покупать стол и четыре стула. Зашел в магазин, а там в углу стоит стул из одной коллекции, а напротив — стол из другой. Ну, я и открыл бренд-секцию столов и стульев. В то время, в 2010 году, отдельно этой темой даже не во всех больших городах занимались. Ничего подобного не было ни в Архангельске, ни в Вологде. А в Вельске такой магазин появился. Я фанат своего маленького города, мне интересно открывать бизнесы именно здесь. Столы и стулья приносили в среднем 850 тысяч рублей выручки в месяц.

Когда обустраивал спальню, выяснил, что в Вельске есть матрасы тысячи по две рублей. Я поспрашивал в магазинах, не могли бы они привезти матрас за 10-15 тысяч, но везде, как всегда, отвечали: это никому не нужно. И тогда я открыл бренд-сетку матрасов, чего также не было ни в Архангельске, ни в Вологде. Магазин в 60 кв. м приносил 550 тысяч рублей в месяц. Самый дорогой матрас купила бабушка — по-моему, за 85 тысяч рублей.

Все эти события в итоге привели к открытию большого мебельного магазина на 850 кв. м. Я сделал, как в «Икее»: построил квартиру прямо в магазине, можно было купить целый готовый интерьер. Мебель предлагалась средней ценовой категории и выше. Все опять говорили, что такая в Вельске не нужна, хватит сегмента «эконом»... Но и в маленьком городе люди хотят иметь хорошие вещи! Кстати, в этот магазин начали проситься фотографы. По сути, для них это была готовая локация, и я открыл в магазине фотостудию. Это пример, как из одного бизнеса рождаются другие.

Спасительные яйца

Когда моему сыну исполнилось четыре, мы поехали отдыхать на юг. Это был 2013 год. Сын играл в лабиринте, а я смотрел на него и думал: «А почему в Вельске нет лабиринта?». На следующий день пришел к выводу, что к лабиринту неплохо бы добавить и кафе. А на третий день решил: а почему бы в Вельске не открыть свой «Диснейленд»? И я прямо в отпуске начал искать людей, с которыми можно посоветоваться. Нашел портал для профессионалов индустрии развлечений. Задал им вопрос, делал ли кто-нибудь что-то подобное в маленьком городе. Мне ответили, что, скорее всего, никто об этом и не думал. Я договорился с администрацией сайта, что заведу отдельную тему: буду вести дневник о том, как строю свою «Динозаврию». Они пожелали удачи, сказали, что пойдут запасаться попкорном, чтобы наблюдать за этим.

Также через Интернет нашел компанию из Белоруссии, которая делает динозавров для тематических детских центров. Я мог вложить в реализацию новой идеи 5 млн рублей, а нужно было как минимум десять. Брать кредит не хотелось из-за больших процентов. Случайно наткнулся на информацию о фонде «Наше будущее». Никогда раньше ничем таким не занимался, но составил бизнес-план и отправил заявку на беспроцентный заем на 5 миллионов и все-таки их получил.

Начал строить, запустил рекламную кампанию. С лета стал раскручивать тему динозавров, сделал так, чтобы по городу пошли разговоры о том, что к новогодним праздникам в Вельске появится что-то необычное. Разместил на улицах баннеры с надписью: «Динозавра не видели?».

К концу лета деньги закончились. Динозавры были заказаны. В декабре мне позвонили из фонда «Наше будущее» и предупредили, что деньги будут только после Нового года. А я уже всему городу наобещал, что к празднику будет открытие... В расстроенных чувствах уснул, а наутро придумал выход. Просто поставил на сцену «яйца динозавров» и сказал, что они еще не родились.

В феврале мне перечислили деньги, и нужно было закрывать развлекательный центр на время монтажа фигур. Мы попросили главного гинеколога в интервью местной газете рассказать, что динозавры скоро должны родиться, а пока им нужен покой. В Вельск приехали специалисты из Белоруссии. Я привел их в гостиницу и сказал девушке на ресепшене: «Тут «акушеры» приехали — помогать динозаврам вылупляться. Только никому не рассказывай!». Как известно, после этих слов слухи распространяются особенно быстро. Назавтра это обсуждал весь город.

Прошло 20 дней, и мы празднично сообщили детям, что динозавры родились. Оборот «Динозаврии» в первый год составил 8,5 млн рублей, чистая прибыль — 3,5 млн.

Франшиза с сырной корочкой

А дальше была «Додо пицца». Предприниматель Федор Овчинников с 2011 года ведет свой блог «Сила ума», который я читал, еще когда создавал «Динозаврию». Думал, что неплохо бы у нас открыть «Додо пиццу». Я поехал к Федору в Сыктывкар, но город с населением в 20 тысяч человек его не заинтересовал. Я расстроился и вернулся в Вельск. Вдруг ровно через год Федор пишет в блоге, что все же хочет попробовать запустить франшизу в малом городе. Я сразу ему позвонил и сказал, что лучше меня не найти. Снова отправился в Сыктывкар, и мы там ударили по рукам. И опять надо было где-то искать деньги и помещение.

Вы, наверное, спросите, провожу ли я когда-нибудь маркетинговые исследования? Нет, я просто доверяюсь своей «чуйке», отталкиваюсь от конкретной проблемы. Все вместе взятые пиццерии в Вельске зарабатывают в месяц тысяч 500 рублей. Если бы я провел исследование и вывел эту цифру, то, наверное, просто взгрустнул бы и передумал. Почти у всех на этом моменте запал заканчивается.

Но я исходил из того, что меня не устраивает качество сервиса и продуктов в местных пиццериях. Половина моих друзей и знакомых едят пиццу где угодно, только не в Вельске. В случае с доставкой иногда приходится ждать по два часа. Ты спрашиваешь, почему так долго, а курьер говорит, что заказов много. И ты еще себя чувствуешь виноватым, что как бы потревожил ребят.

В общем, открыли мы «Додо пиццу». Создали сайт, где в прямом эфире транслируем наши результаты. В Вельске он один из самых посещаемых. На нем можно увидеть, какая была выручка вчера в это же время или неделю назад. Можно найти прибыль, убытки по месяцам, все сметы. В этом августе мы поставили рекорд — выручка достигла 1 млн 400 тысяч рублей.

Филиал в Вельске стал лучшей пиццерией сети: мы поднялись на первое место в рейтинге качества среди 236 заведений. И это, как мне кажется, объясняет размер выручки.

Камеры стоят и в зале, и на кухне. Мы проводим детские мастер-классы — за последние четыре месяца у нас побывало более двух тысяч детей. А секрет простой: я смог сделать из «Додо пиццы» шоу, местную достопримечательность.

А не в Вельске слабо?

За мной год наблюдали - не верили, что это получится. Теперь поверили. Но скептики продолжают утверждать, что причина в том, что в городе меня хорошо знают. Меня легко взять на слабо. Я подумал и решил: будет еще одно шоу. Выбираю любой ближайший малый город и открываю «Додо пиццу» там. Вариантов было не так и много: Мирный, Новодвинск, Коряжма, Онега, Великий Устюг. В Архангельске, кстати, скоро будет две «Додо пиццы», для Северодвинска тоже куплена франшиза. Так что свободен еще пока Новодвинск, и моя «чуйка» подсказывает, что и в Великом Устюге все будет классно. Но ближайшие к Вельску города — Коряжма и Мирный. Я побывал и там, и там: дорога в Мирный лучше, поэтому на нем и остановился.

В Мирном меня мало кто знает. Есть конкуренция — побольше, чем в Вельске. Я приехал туда и начал делать все то же самое. Через месяц по плану будет открытие. Вот и посмотрим, как я смогу раскрутить «Додо пиццу» в удаленном городе. Для меня это первый не вельский проект. Посмотрим, что получится. Цифры по выручке и прибыли также будут в открытом доступе.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5