ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Счётная палата об Архангельской области: дорогой газ, неэффективность госзакупок, формальный подход…


Татьяна ПОТАПОВА | 26.10.2012 06:04:51

Счетная палата РФ на днях опубликовала отчет об аудите сбалансированности социально-экономического развития Архангельской области. Исследование проводилось за период 2007-2011 гг. Выводы аудиторов, мягко говоря, не радуют: практически по всем позициям регион в аутсайдерах.

Серьезное внимание в документе уделено эффективности бюджетных процессов. Как отмечается в отчете, начавшийся в 2008 году резкий рост дефицита областного бюджета, который преимущественно финансируется за счет привлечения кредитных ресурсов, обусловил резкий рост государственного долга Архангельской области - с 17% от налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2007 году до 68% в 2011 году. Расходы на обслуживание государственного долга увеличились с 30,7 млн рублей в 2007 году до 502,6 млн  в 2011 году.

При этом областная казна стремительно теряет доходы. Налог на добычу полезных ископаемых, уплаченный недропользователями в 2011 году, составил 90,3% по отношению к уровню 2010 года. Налог на добычу полезных ископаемых в 2011 году составил 86,5% по отношению к уровню 2010 года. 

Отсутствие достоверной информации о наличии лесных ресурсов в Архангельской области сдерживает эффективное лесопользование, охрану и воспроизводство лесов,  отмечают аудиторы Счетной палаты. Объем заготовки древесины снизился с 13,4 млн куб. м в 2007 году до 11,8 млн куб. м в 2011 году. Установленный ежегодный объем заготовки древесины осваивается лишь наполовину. В результате лесозаготовительная отрасль области стабильно имеет отрицательный финансовый результат.

Примечательно, что объем федеральных инвестиций в лесной комплекс региона в 2011 году вырос на 38% относительно 2010 года и составил около 1 млрд рублей.

Часть федеральных субвенций Архангельская область и вовсе не может освоить.  За период с 2008 года по 2012 год в бюджет возвращено 3,8 млн рублей, перечисленных на охрану водных биологических ресурсов.

Деньги для «оборонки»

Не отрегулированы вопросы федеральных инвестиций в предприятия оборонно-промышленного комплекса, говорится в отчете Счетной палаты. Так, за период с 2009 по 2011 год ОАО «ПО «Севмаш» получило из федерального бюджета в виде инвестиций более 9,4 млрд рублей.
Из перечисленных средств лишь немногим больше 2 млрд было направлено на формирование доли Российской Федерации в уставном капитале предприятия, остальные 7,4 млрд рублей в результате оплаты стоимости акций по договорной цене были отражены в виде добавочного капитала ОАО «ПО «Севмаш». 

Аналогичная ситуация на  ОАО «ЦС «Звездочка». За два года предприятие получило из федерального бюджета почти 1,7 млрд рублей. Однако на  формирование доли Российской Федерации в уставном капитале предприятия направлено чуть более полумиллиарда рублей. Почти 1,3 млрд рублей были отражены в виде добавочного капитала ОАО «ЦС «Звездочка». 

Всего с 2009 по 2011 год из осуществленных в эти предприятия бюджетных инвестиций на сумму более 11,2 млрд рублей в федеральную собственность было приобретено акций суммарной номинальной стоимостью 2,6 млрд рублей. При этом более 8,6 млрд рублей были учтены на счете «Добавочный капитал».

«Это предполагает возможность дальнейшего использования полученных средств не только на техническое перевооружение, что предусмотрено их целевым назначением, но также на погашение убытков от текущих результатов финансово-хозяйственной деятельности. Данная ситуация создает риски нарушения устойчивой работы предприятий и невыполнения государственного оборонного заказа», - отметили федеральные аудиторы.

Госзакупки в обход закона

Неутешительными оказались и результаты анализа эффективности функционирования системы государственных закупок.

«Выстроенная система взаимоотношений между агентством государственного заказа и конкурентной политики Архангельской области, заказчиками и контрольно-ревизионной инспекцией позволяет констатировать, что мероприятия, направленные на предупреждение правонарушений, неэффективны, а применение мер административной ответственности к виновным лицам из-за отсутствия четкого разграничения ответственности между агентством и заказчиками невозможно», - пришли в выводу аудиторы.

Так, по информации, представленной контрольно-ревизионной инспекцией области за 2011 год, проведено 17 проверок соблюдения законодательства, регулирующего сферу размещения заказов. Составлен 151 протокол об административном правонарушении, но к ответственности привлечено лишь 25 должностных лиц.

При проведении торгов допускается целый ряд нарушений законодательства. В частности, устанавливаются неправомерные требования и ограничения к участникам размещения заказа.

В  2011 году региональным агентством государственного заказа и конкурентной политики проведено 57 торгов на выполнение капитального и текущего ремонта на сумму свыше 1,4 млрд рублей. При этом при размещении 30 заказов на сумму около 1,3 млрд рублей в документации к торгам были установлены требования к участникам размещения заказа, не предусмотренные законодательством, а именно: наличие у участников свидетельств о допуске к определенным видам работ, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

Кроме того, в прошлом году было проведено 18 открытых аукционов в электронной форме по размещению заказов на полный цикл строительства объекта, включая выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию и организации строительства на общую сумму свыше 500 млн рублей. Однако объединение в один предмет торгов работ по подготовке проектной документации и работ по организации строительства законодательством запрещается.

Имеют место случаи необоснованного заключения заказчиками Архангельской области контрактов с единственным подрядчиком. Например, «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» ежегодно без проведения аукционов заключало контракты с единственным подрядчиком на выполнение работ по устранению последствий паводка. В 2009 году были заключены 14 контрактов на сумму более 49 млн рублей, в 2010 году - 16 контрактов на 22 млн рублей, в 2011 году - 11 контрактов на 16 млн рублей.

Нередко контракты заключаются с единственным подрядчиком по результатам несостоявшихся торгов. В октябре 2009 года департаментом по конкурентной политике Архангельской области были объявлены торги на право заключения контракта на выполнение работ по завершению строительства областной больницы Архангельска с начальной ценой контракта 1,7 млрд рублей. В ходе рассмотрения заявок на участие в аукционе заявки ООО «Асфарма», ООО «УралНефтеГазСтрой», ООО «АтомСтройИнжиниринг» были отклонены в связи с несоответствием требованиям документации об аукционе (отсутствие документа, подтверждающего ввод аналогичного объекта в эксплуатацию).

Впоследствии госконтракт заключили с ОАО Трест «Мордовпромстрой» (Республика Мордовия). Экономия бюджетных средств составила лишь 2 млн рублей. Проектно-сметная документация, которая является неотъемлемой частью документации об аукционе, на официальном сайте так и не была размещена.

Газ один, цены - две

Аудиторы обратили внимание и на тот факт, что в стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года практически не уделяется внимания проблемам и перспективам развития энергетики. Между тем вопрос установления оптимальных оптовых цен на газ для региона остается одним из самых острых.

Территории, газоснабжение которых осуществляется от участка Вельск - Мирный и Мирный - Архангельск газопровода Нюксеница – Архангельск выделены в отдельные ценовые пояса. С 2011 года цены на газ для потребителей Архангельской области, расположенных на территориях «новой» газификации участка Вельск – Мирный, выше не только по сравнению с ценами для других потребителей области, но и по сравнению с ценами в других регионах. Так, оптовая цена на газ в Коряжме — 2569 руб./тыс.кбм, в Мирном — 3579 руб./тыс.кбм, в Архангельске — 3863 руб./тыс.кбм. При этом в Коми потребители платят 2430, в Вологде — 2763, в Карелии — 2984, Ярославской области - 2826 (руб./тыс.кбм).

«Такой подход может создавать необоснованные конкурентные преимущества для отдельных предприятий, например, для Котласского ЦБК, расположенного на юге области, перед Архангельским ЦБК, расположенным на севере», - уверены аудиторы Счетной палаты РФ.

В целом же высокие энергозатраты, обусловленные природно-климатическими условиями, в комплексе с высокими энерготарифами снижают как инвестиционную привлекательность, так и конкурентоспособность большинства отраслей экономики Архангельской области.

Полный отчет о проверке в Архангельской области читайте ЗДЕСЬ >>>





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5