ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Роснефть» роняет цены


Елена СВЕТЛИЧНАЯ. Фото: www.drive2.ru | 27.03.2011 12:32:56

После того как ФАС возбудила дело в отношении нефтяных компаний, ценники на автозаправках стали меняться. Но в Архангельской области стоимость топлива упала так, что нефтетрейдеры забили тревогу. «Роснефть» продает топливо по цене, перебить которую конкуренты могут разве только себе в убыток.

Накануне Нового года в Архангельской области сложилась катастрофическая ситуация с поставками дизельного топлива. Купить горючее оптом было невозможно, причем с данной проблемой столкнулись практически во всех регионах страны.
Дефицит спровоцировал рост цен: с октября 2010 года по конец января 2011 года стоимость дизельного топлива в России выросла на 53%, авиакеросина - более чем на 30%. В начале февраля Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний – ОАО «Газпром Нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК «Роснефть». В ФАС подчеркнули, что рост цен на внешнем рынке и увеличение акцизов лишь частично могут объяснить действия нефтяных компаний.

На дне пустого бака

Обычно цены на дизтопливо меняются сезонно: в августе растут, а в октябре - ноябре немного падают или по крайней мере стабилизируются. Но в 2010 году традиционного графика не наблюдалось - цены уверенно стремились к «потолку». Максимум был достигнут в январе - дизельное топливо в Архангельской области продавали более чем по 32 тысячи рублей за тонну.

После грозных указаний сверху цены упали. В Архангельске до 23,30 рубля за литр. Такой ценник стоит на автозаправках «Роснефти». А для владельцев топливных карт компании применяется скидка 3-5%. 
С учетом торговой надбавки в 10% и тарифов РЖД на транспортировку, покупать топливо на нефтеперерабатывающих заводах «Роснефть» должна по 20,97 рубля за литр (17 615 рублей за тонну). Но, по данным экспертов, с такими цифрами не работает ни один завод России. Невозможно за эту цену купить топливо и на торговой бирже. Так, например, компания «Северная Империя» закупает дизтопливо с завода в Ярославле по 23,35 рубля за литр. Это оптовая цена, но она уже заведомо выше розничной, которая установлена на автозаправках «Роснефти» с начала февраля.

«Очевидно, что речь может идти о том, что на АЗС «Роснефти» продажа топлива осуществляется ниже себестоимости», - предполагает коммерческий директор ЗАО «Северная Империя» Игорь ЕФРЕМОВ. Компания занимается реализацией нефтепродуктов с 1993 года: владеет шестью АЗС в Северодвинске и Архангельске.
Аналогичного мнения придерживается предприниматель Алексей АНДРОНОВ (две автозаправки в Архангельске и Холмогорском районе). Уровень себестоимости дизтоплива у него не может быть ниже 26,30 - 26,50 рубля за литр.

«Когда цены стремительно пошли в рост, а потом также стремительно упали, ничего, кроме недоумения это не вызвало, объяснить данное явление трудно. Перед Новым годом было невозможно купить дизтопливо оптом, - говорит Алексей Андронов. - Я работаю в нефтебизнесе с 94 года, но с такой непредсказуемостью на рынке столкнулся впервые. Думаю, что те небольшие компании, у которых бизнес не дифференцирован, могут кануть в Лету, а рынок еще сильнее монополизируется».

Сбой в коробке передач

Аналогичная ценовая дискриминация, по словам независимых архангельских нефтетрейдеров, наблюдается и с ценами на бензин. Сейчас разница в цене на заправках «Роснефти» и ее конкурентов составляет 3-4 рубля. Ценник не удается «сравнять» даже «Лукойлу» и «Татнефти».  Автовладельцы едут туда, где дешевле. По оценкам, у независимых участников рынка выручка снизилась на 40%, они уже терпят убытки. И хотя некоторые нефтетрейдеры могут позволить себе на какой-то срок установить аналогичные с «Роснефтью» цены, долгое время конкурировать с крупной вертикально интегрированной компанией они не смогут. К тому же вопросы могут возникнуть у налоговой: если к оптовой цене топлива не прибавлять торговую надбавку, как платить налог на добавленную стоимость? И кто компенсирует потери бюджета?

«Фактически мы вынуждены торговать себе в убыток, - рассказывает  предприниматель Алексей Андронов. - Сначала из-за взлета цен на зимнее дизтопливо продавцы были вынуждены исполнять заключенные договоры поставки по «старым» ценам, а теперь страдают из-за монопольно низких цен».
«Положение усугубляется тем, что сейчас ни одной марки бензина в свободной оптовой продаже от «Роснефти» нет, только дизельное топливо. Но и оно, как ни абсурдно это звучит, реализуется в бензовозах по более высокой стоимости, чем на автозаправочных станциях «Роснефти». Казалось бы, ценовая политика регулируется достаточно просто: государственная компания может установить единую для всех цену и продавать бензин оптом, чтобы частники имели возможность работать, делая небольшую наценку. Но рынок, к сожалению, наоборот, монополизируется», - говорит директор ООО «Нефтебизнес» Сергей ПЛОХИХ, чья компания занимается продажей нефтепродуктов на 11 АЗС в Архангельске, Северодвинске, Шенкурске, Няндоме, Емецке, Коноше и других городах области. Сергей Плохих полагает, что действия «Роснефти» могут трактоваться не иначе как демпинг, а это является признаком недобросовестной конкуренции.

Эффект пробуксовки

Не случайно взор нефтетрейдеров обращен именно к «Роснефти». По данным исследования Архангельского УФАС за 2008 год, дочка «Роснефти» - ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» занимает 40% долю рынка оптовой реализации дизельного топлива в Архангельской области. Значительный сегмент рынка охватывает компания и по другим позициям. На территории области под брендом «Роснефти» работает около 40 автозаправочных комплексов и станций.
«Не исключено, что своими действиями нефтяная компания стремится расширить клиентскую базу, закрепив потребителей участием в акциях РН-карт, и таким образом сминимизировать потери, понесенные от торговли по сомнительно низким ценам», - говорит коммерческий директор «Северной Империи» Игорь Ефремов.

От архангельских компаний в Архангельское УФАС направлено заявление о неправомерных, с их точки зрения, действиях «дочки» «Роснефти». Но если привлечь к ответственности нефтяных гигантов за нарушения в федеральном масштабе не столь проблематично (зачастую такие дела имеют политический окрас), то в процессах локального масштаба антимонопольным органам удача сопутствует не всегда.
Во-первых, ситуация не лишена комичности: наверху борются с высокими ценами на бензин, в то время как в Архангельске разбираются с чрезмерно низкими. Во-вторых, процент выигранных Архангельским антимонопольным управлением в судах дел в рамках конкурентного законодательства весьма низок. Так, в прошлом году окончилось затянувшееся судебное разбирательство по делу ООО «РН-Архангельскнефтепродукт». Арбитраж трех инстанций пришел к выводу, что факт доминирования компании на рынке области Архангельское УФАС доказать не смогло. К тому же в подобных делах трудно, а порой невозможно доказать, в чем конкретно выразились неблагоприятные последствия действий компании для других игроков рынка.

По мнению исполнительного директора аналитического центра «Кортес» Павла СТРОКОВА, «глубинный» конфликт ФАС и нефтяных компаний в том, что российский рынок монополизирован, поскольку компании с вертикально интегрированной структурой занимают значительный объем рынка. В ситуации формально свободного рынка по факту он регулируется «вручную», поэтому невозможно избежать ценовых перекосов.
«ФАС не в состоянии изменить структуру и в результате борется с проявлениями«, - считает Павел Строков. Эти проявления неизбежны, говорит эксперт. Первая, вторая, третья волна сменится четвертой и пятой, если, конечно, не произойдет никаких структурных изменений.
Снижение цен на дизельное топливо и авиакеросин, о котором заявили нефтяники, не освободит компании от претензий. Почему же цены так скачут, несмотря на санкции? Вероятно, нефтяной бизнес рассчитывает на то, что результат перекроет убытки от штрафных санкций.

 


 

Средние розничные цены на бензин в Архангельске *

Бензин А-76 (АИ-80) – 22,05 рубля/литр   
Бензин АИ-92 (АИ-93) – 23,46 рубля/литр   
Бензин АИ-95 – 25,46 рубля/литр   
Дизельное топливо – 24,44 рубля/литр

* По данным мониторинга Архангельскстата на 21 марта 2011 года.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5