ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Почему Архангельская область сдает позиции? Мнения и комментарии


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА | 25.08.2010 01:39:49

Доклад Министерства регионального развития об оценке эффективности  управления субъектами РФ активно обсуждается в деловых кругах. Общий тон высказываний сводится к мнению, что регионом руководят непрофессионалы.

Сергей КОЧЕГАРОВ, ректор Северного института предпринимательства:

- Меня  как руководителя учебного заведения в первую очередь беспокоит ситуация в образовании. В докладе Минрегионразвития прямо сказано, что в этой сфере велика доля неэффективных расходов. Это свидетельствует не об отдельных ошибках и недоработках, а о системном сбое в организации работы. 
Сразу возникают вопросы к новому областному правительству и областному Собранию депутатов. Может быть, позитивные сдвиги есть в 2010 году, тогда почему о них практически не говорится? Нынешние просчеты в организации системы образования приведут к тому, что скоро из столицы Севера мы будем превращаться в жалкие задворки, а ворота в Арктику для нас станут плохо открывающейся калиткой.
Можно было бы говорить о необходимости смены руководства министерства образования, но эти люди недавно назначены, а на внесение соответствующих корректив в многочисленные долгосрочные и краткосрочные программы требуется определенный период. Однако стоит напомнить, что последнее время все эти программы, как правило, оставались на бумаге.
Между тем удачливые топ-менеджеры в правительстве явно есть. Не случайно один из министров Архангельской области по версии журнала «Форбс» попал в сотню самых богатых чиновников страны.

Елена ВТОРЫГИНА, депутат Государственной Думы (партия «Справедливая Россия»):

- Этого и следовало ожидать. Вспомните, против чего протестовала «Справедливая Россия» полтора года назад? Против реструктуризации администрации области. Против введения всех этих министерств, правительства.
Во-первых, мы предупреждали, что смена вывески ничего не изменит в подходах к управлению областью. Мы также говорили, что любые преобразования требуют немалых денежных вливаний и тратить бюджетные деньги в условиях кризиса непростительно.
Но в мае 2009 года фракция «Единая Россия» в Архангельском областном Собрании приняла изменения в устав области. Мы, видя, что за этими преобразованиями не стоит ничего, кроме больших зарплат чиновников и расходов на их деятельность, взывали к разуму областной власти. А нам отвечали: «В условиях мирового финансового кризиса особенно важно чётко выстроить систему управления». Сегодня это звучит, как насмешка.
С экранов и страниц газет нас убеждали, что правительство во главе с губернатором будет добиваться снижения бюджетных затрат, применит нестандартные подходы к решению социально-экономических задач.
А что мы видим в итоге? Правительство деморализовано - пустуют кресла двух замов губернатора (на одного заведено уголовное дело), нет зама по социальным вопросам. Из администрации, несмотря на сверхвысокие зарплаты, бегут специалисты. О каком эффективном управлении мы вообще говорим? В регионе даже нет программы социально-экономического развития, хотя на ее разработку из бюджета ушли огромные деньги. Область вот уже два года плывет по течению, решения принимаются по прихоти чиновников. Откуда же взяться хорошим показателям?

Минрегионразвития сделало анализ качества управления субъектами, и мы видим, что в результате «усилий» губернаторской «команды» Архангельская область влачит просто жалкое существование. Были годы, когда по ряду позиций в Северо-Западном федеральном округе мы выбивались в передовые. А сегодня можем «похвастаться» только высокими неэффективными расходами во всех сферах — не только тех, что названы в докладе.
Именно поэтому в рейтинге регионов по линии государственного управления наша область занимает даже не предпоследнее, а последнее место. По оценкам Минрегионразвития, продекларированное губернатором сокращение численности государственных служащих носит «ярко выраженный формальный характер». При этом расходы на содержание работников органов государственной власти (в части фонда оплаты труда и начислений на него) за год увеличились на 6%, а доля неэффективных расходов в сфере госуправления составляет от 1,5 до 3%. Чиновники не постеснялась купить себе новые шикарные авто по 3 млн рублей и при этом сократить все социальные программы. Даже программу обеспечения детским питанием малышей из малообеспеченных семей, на которую надо было меньше миллиона.
Я убеждена, что наша область достойна лучшей участи. Обидно за земляков: во всех отраслях у нас есть прекрасные специалисты, настоящие профессионалы. К сожалению, сегодня у власти другие люди. К ним и приходится обращаться: уж если взяли на себя ответственность за судьбу региона, отвечайте.


Сергей ИВАНОВ, директор консалтинговой компании «Мастерская Менеджмента»

- Первое впечатление от показателей рейтинга – стыд и позор за наш регион. Мы видим удручающие цифры, красноречиво заявляющие о «закате» Архангельской области. 
Любые рейтинги необходимо рассматривать с точки зрения заказчика. Кто платит деньги и кому это выгодно? В данном случае заказчик - это Президент РФ, так как данные собирались и анализировались Министерством регионального развития. Что будет делать Президент с этими цифрами, кого хвалить, а кого ругать – можно только гадать. Хотя в самом отчете заложены рекомендации для регионов, как в целом, так и по отраслям, и дается ответ на вопрос «Что делать?»
Насколько полезен данный отчет для бизнеса и для инвесторов? Сложно ответить. Я использую рейтинги агентства «Эксперт РА» (raexpert.ru). Они публикуют и отслеживают позиции регионов с 1996 года. К сожалению, по данным за 2009 год в рейтинге инвестиционных рисков Архангельская область упала в глазах инвесторов на 10 пунктов и откатилась на 62-е место из 83-х. Для бизнеса это красноречивый тренд.

Надежда ВИНОГРАДОВА, депутат Архангельского областного Собрания, генеральный директор Архангельского железнодорожного коммерческого банка:

- Доклад Минрегионразвития - это реальность. Жестокая, но реальность, которую придется осознать. Ничего нельзя изменить в этом мире, если не отдаешь себе отчета, в каких условиях находишься.
То, о чем идет речь в докладе, случилось не сегодня и не вчера. Ошибки в сфере экономики, политики и управления сказываются не в момент их совершения, а имеют свойства накапливаться и проявляться со временем. Такие показатели - результат работы власти как минимум за последние два года. И этот период совпадает с монопольным управлением в области партии «Единая Россия».

Коэффициент доступности жилья вырос с 5 до 7 лет. В таком плачевном финансовом положении, до какого в настоящее время доведен регион, областные власти населению уже ничем помочь не могут. В области действуют лишь те ипотечные программы по приобретению жилья в кредит, которые финансируются федеральным центром, и на тех условиях, которые он определяет. При этом необходимо отметить, что все достигнутые улучшения и показатели жизнеспособности этих программ — также результат работы федерального центра. Ставки по ипотечным кредитам стали ниже, пусть незначительно, но в целом — ниже, чем до кризиса 2008 года, а сроки кредитования увеличились.
Что означает увеличение показателя ценовой доступности жилья с 5 до 7 лет? В теории это увеличение средней стоимости жилья в регионе, однако в сравнении с докризисным уровнем оно у нас продолжает дешеветь. Либо, и это уже реальность для Архангельской области, это свидетельствует о снижении среднего уровня заработной платы. Зарплата не повышается, у работодателей формируются задолженность по ее выплате, где-то сотрудников переводят на неполный рабочий день... Все это выливается в снижение общего уровня жизни северян. 

Если говорить о дорожной отрасли, Архангельская область входит в число регионов, где 90% региональных трасс не соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Здесь есть как субъективные, так и объективные причины. Со школы мы помним, что Архангельская область по занимаемой площади больше крупных европейских государств, например Франции. При этом размер реального валового внутреннего продукта Архангельской области в сотни раз меньше.
Совершенно естественно, что в такой ситуации собственных средств на содержание дорог на требуемом уровне у региона просто не хватает. Вместе с тем, даже те деньги, которые у нас есть, мы распределяем нерационально, оплачиваем некачественные работы или работы, которые фактически не проводились. К сожалению, в этой отрасли не создается конкурентная среда, способствующая рациональному расходованию бюджетных средств.

Александр ХАРИН, депутат Архангельского областного Собрания, лидер фракции ЛДПР:

- Итоги, опубликованные в докладе, говорят сами за себя. Архангельская область находится на 82-м месте из 83-х — меня этот факт как депутата и жителя области очень встревожил. Я не могу подобрать слов — что нас ждет впереди и куда мы движемся?!
Я еще в четвертом созыве депутатского корпуса требовал от администрации Архангельской области представить региональную программу выхода из кризиса, требую ее и в пятом созыве. Нам говорят, что эта программа есть. Но нам ее не показывают!
Сегодня не понятно, что будет с социальными программами, я уж не говорю о выходе из кризиса. Не ясно, как мы войдем в зиму. Область не готова к новому отопительному сезону не только в техническом, но и в моральном плане.

Очевидно, что лихорадит кадровый блок правительства: нет двух замов губернатора — по социальным вопросам и руководителя аппарата. Третий зам в отпуске, и на него заведено уголовное дело. Тут вполне очевидно ставить вопрос об неуправляемости ситуацией в области. Что нам ответить избирателям? Мы так и не услышали отчета губернатора перед областным Собранием, хотя Президент РФ и главы соседних регионов это сделали...
Считаю, что в срочном порядке депутатскому корпусу необходимо провести парламентские слушания о социально-экономической ситуации в Архангельской области и найти пути решения проблем. И решения эти должны быть кардинальными!

Андрей ЧУРАКОВ, политолог:

- Я прочитал доклад, размещенный на сайте Минрегионразвития. На мой взгляд, нет ни одной объективной причины для объяснения того, что наша область оказалась на предпоследнем месте. Причины абсолютно субъективные: в происходящем виновата сформировавшаяся система  управления и персонально те люди, которые последние два года отвечают за состояние дел в регионе. Это люди некомпетентные.
Если искать какой-то образ, я бы сказал, что система управления у нас построена по схеме печально знаменитой компании «МММ»: это некая пирамида. У Мавроди была финансовая, а здесь - информационно-управленческая. Правительство области главной своей задачей считает не непосредственную реализацию проектов, а создание вокруг них информационного шума. И в это вовлечено большинство СМИ.
Кажется, что в Архангельской области жизнь кипит, но стоит проверить эти заявления и посылы команды Михальчука, и выясняется, что ничего реально не происходит - мы ничего не имеем.

С инвестициями в экономику в чистом виде - большие проблемы. Инвестор всегда досконально проверяет все предложенные ему проекты и не будет рисковать, вкладываясь, скажем, в строительство дома, если есть хотя бы малейшая возможность, что чиновник, отвечающий за это строительство, украдет деньги и сбежит. А вот из федерального бюджета на волне пиара, информационных «пузырей» деньги вырвать удается: якобы на Штокман, якобы на освоение Арктики... То же самое можно сказать о проекте строительства глубоководного района порта Архангельск, о Белкомуре, об «Энергии Белого моря».
Открытие Северного федерального (Арктического) университета сейчас тоже больше похоже на пиар-проект, нежели реально действующее учебное заведение, и я думаю, что проблем с ним мы еще в будущем будем иметь достаточно...
В этом «МММ» вам никто не ответит, почему, к примеру, для проекта «Энергии Белого моря» называется сумма в один миллиард евро. Потому что цифры берутся с потолка — лишь бы броско смотрелись в газете. Как же: губернатор Михальчук намерен привести миллиард евро в Архангельскую область! Это, к слову, полтора наших бюджета, и эти деньги нам придется отдавать.
И вот пока некий облеченный властью Леня Голубков нам рассказывает, что скоро мы будем жить в городе-саде, появляется доклад Минрегионразвития, у которого есть реальные инструменты для проверки состояния дел в субъектах. По итогам этого отчета, пусть хватит мудрости у премьера и президента, нужно не просто менять такого губернатора — нужно устроить ему публичный разбор, чтобы впредь руководителям других регионов и тому, кто придет на смену Михальчуку, неповадно было заниматься подобными вещами.
Ни в коем случае нельзя допускать дилетантов до управления. Но боюсь, что это будет продолжаться. Назначаемость губернаторов нужна была Путину, а теперь и  Медведеву, для того, чтобы исключить возможность появления конкурентов из числа региональных лидеров, которых выбрал народ. Для этого отменили выборы губернаторов, а вовсе не для того, чтобы повысить уровень государственного управления.

В недавней истории нашей страны было немало примеров, когда региональные лидеры становились политиками федерального уровня. К сожалению, они по разным причинам не смогли до конца реализоваться. Как, например, генерал Лебедь. Подобные фигуры не могут появиться сейчас. Поэтому «ушли» Эдуарда Росселя, Минтимера Шаймиева...
На управление регионами ставят людей, которые заведомо непрофессиональны и не подготовлены. Ну, экс-мэр Якутска, и что? Неудачный мэр, которого отправили от греха подальше из  региона. Дальше - больше. Неграмотный управленец набирает себе в команду не тех, кто реально может что-то сделать, дабы вытащить регион из глубочайшего коллапса, - он набирает таких же непрофессионалов, людей, которые никогда не занимались вопросами управления регионами.
При всем уважении к Дмитрию Таскаеву, который был вдохновителем создания нынешней структуры правительства, получилось бездарно и безграмотно. Правительство сегодня не управляет регионом. Нормально работает только министерство финансов - надо отдать должное Елене Усачевой. Счастье, что ни Михальчуку, ни его замам не удалось бюджетно-финансовую систему развалить. Возможно, она немного консервативная, но правильная. Да и еще «министерство пропаганды» отлично работает. Все.
Слава богу, этот доклад Минрегионразвития поставил все точки над «i». Череда уголовных дел, которая сейчас идет в области, должна логично завершиться. Не берусь сказать, есть ли документы с грубыми нарушениями закона, где стояла бы подпись Михальчука, но по меньше мере обстоятельного разбора его деятельность заслуживает.

Другие наши публикации на эту тему:

Рис.: www.aif.ru





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5