ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Не послать ли нам «Гонца»... С «Плесецка» планируется запускать три новых космических аппарата


Дарья ЕМЕЛЬЯНОВА. . Фото: Алексей Липницкий | 15.02.2013 04:36:03

Для запуска с космодрома «Плесецк» в Архангельской области подготовлены три новых космических комплекса, все они считаются некоммерческими. Для выведения аппаратов на рабочую орбиту будут использоваться привычные «рабочие лошадки» - ракеты-носители «Рокот» и «Союз-2». Представители организаций-разработчиков на общественных слушаниях в Архангельске заверили, что с экологической точки зрения проекты абсолютно безопасны.

Между тем и для «Рокота», и для «Союза-2» одним их основных компонентов топлива является несимметричный диметилгидразин (гептил) — вещество 1-го класса опасности. Проблема очистки районов падения отделяемых частей ракет остается нерешенной — этот факт признается Министерством обороны РФ.

Есть и другая примечательная тенденция: за два года с космодрома «Плесецк» не совершено ни одного коммерческого запуска ракеты-носителя, что отлично характеризует спрос на отечественную космическую технику на международном рынке.

Первый из новых космических аппаратов, представленных на днях в Архангельске, -   многофункциональная система персональной спутниковой связи. Чтобы избежать сложных аббревиатур, на публике ее называют «Гонец».

Как отметил представитель ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» (г. Москва) Сергей ИВАНЕНКО, система обеспечивает стабильный доступ к услугам связи на любой широте и долготе, как для стационарных, так и для мобильных абонентов. Основное ее предназначение — сбор информации, в том числе конфиденциальной, по объектам, расположенным в труднодоступных районах, будь то, например, нефтяная платформа или  гидрометеостанция в Арктике.

Постоянными заказчиками «Гонцов» предыдущих поколений стали пограничные войска, Министерство внутренних дел РФ, Военно-морской флот, Росгидромет, НИИ «Арктики и Антарктики», есть спрос и со стороны коммерческих организаций.

Государственной программой развития космодромов до 2015 года предусмотрено размещение 12 таких космических аппаратов (КА). Представленный в Архангельске «Гонец» по сравнению со своими предшественниками обладает лучшими техническими характеристиками: выше скорость передачи информации, больше емкость запоминающего устройства, время активного существования КА на орбите увеличилось с полутора до 5 лет.

«Рокот» способен одновременно «взять на борт» три космических аппарата этого типа. Ракета-носитель заправляется всем известной «топливной парой»: тетраоксид азота и гептил. Несмотря на декларации Минобороны о выборе в пользу других, менее токсичных видов  топлива,  за период с 2000-го до февраля 2013 года проведены минимум 17 пусков «Рокота». Один из них (в 2005-м) завершился аварией, еще один — нештатной ситуацией (КА не был выведен на расчетную орбиту).

Список районов падения отделяющихся частей ракет является открытой информацией: первые ступени и головной обтекатель остаются в Баренцевом море, вторая ступень — в Карском. Кстати, мониторинг этих мест захоронения космического мусора не проводится.

Два других космических аппарата будут выводиться на орбиту ракетой-носителем «Союз-2», работающей на аналогичной топливной смеси. По словам члена-корреспондента Российской академии космических наук Дмитрия ОВСЯННИКОВА, выступавшего на общественных слушаниях в качестве эксперта, сами по себе КА безвредны.

«Мы говорим о возможном негативном воздействии остатков ракетного топлива, но результаты исследований показывают, что каких-либо климатических изменений после  запусков не происходит. Озоновый слой, в частности, восстанавливается спустя два-три часа», — отметил специалист.

Загруженность космодрома «Плесецк» сейчас втрое меньше «Байконура». Коммерческих запусков ракет в Архангельской области не было ни в 2012, ни в 2011 году. Отдельные заманчивые проекты в отношении «Рокота» по запуску иностранных КА существовали еще несколько лет назад, но сейчас постепенно сошли на нет. Космодром, за редким исключением, работает только на интересы Минобороны и Роскосмоса. Введение в строй новых космических аппаратов в лучшем случае позволит достичь паритета с конкурентами за рубежом.

Зоны падения отделяющихся частей ракет на территории региона изменились: полигон «Койда» в Мезенском районе утратил свое значение. Остается полигон в Лешуконском районе. Два-три раза в год, во время испытательных пусков, затрагивается территория Пинежья. 

«Есть свежие данные по эксплуатации наземных комплексов управления: остальные стадии процесса подробно не рассматриваются, потому что речь идет о технике, аналоги которой давно используются на космодроме, - продолжает Дмитрий Овсянников. - Средняя масса выбрасываемых загрязняющих веществ при подготовке комплексов к старту — порядка 250 кг. Однако предельные их концентрации после рассеивания на контрольном расстоянии в 220-250 метров не превышают допустимых нормативов. Доля отходов первого класса опасности ниже 0,05%».

Случаи прямых открытых выбросов вредных веществ на стартовой площадке, по экспертной оценке, маловероятны. При этом диагностика состояния здоровья участников запусков не проводится.

По словам Дмитрия Овсянникова, суждение о том, что Космические войска РФ практически не ведут работ по очистке территорий падения отделяемых частей ракет, устарело: в 2007 году, для примера, было сброшено 39 тонн «космического мусора», вывезено – 86,7; в 2005 году эти цифры составляли соответственно 18 и 60 тонн. Программой развития космодромов обследование мест падения отделяющихся частей ракет и их утилизация по госконтрактам предусмотрены.

«Министерство обороны свои обязательства знает, но, к сожалению, космические войска находятся в затянувшемся состоянии реконструкции. Их модернизируют, делят, возникает множество вопросов. Есть планы — если не на следующий год, то через год. Не все сразу», - заключает Дмитрий Овсянников.

Реализация новых проектов не потребует какой-либо модернизации на «Плесецке», равно как и расширения штатов. Организаторы общественных слушаний предложили нейтральный вердикт: загрязнения на объектах космодрома носят локальный и незначительный характер.

«Топливо до вас действительно «не долетает». Могут долететь наиболее тяжелые элементы конструкций, как это было в 2011 году на территории Тюменской области. Аварии чаще всего происходят либо на старте ракеты, либо при отделении ступеней, то есть при ЧП обломки «приземлятся» на космодроме или в районе падения ступеней. В любом случае, компенсация ущерба третьим лицам при космических запусках законом предусмотрена», - подводит итог эксперт.

Стоит отметить, что в ходе подготовки к общественным слушаниям их материалами заинтересовались всего 30 человек, свое мнения высказали семь. До 13 марта замечаний по проектам еще ждут в Архангельском отделении Всероссийского общества охраны природы, телефон (8182) 23-81-00





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5