ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Кто купит Архангельский тралфлот?


Илья ТИХОНОВ | 26.10.2012 05:45:43

alt23 октября в Москве обсуждался вопрос приватизации Архангельского тралового флота (АТФ). Судьбу последнего государственного рыбного предприятия решали представители Минсельхоза России, Газпромбанка - банка-агента по приватизации АТФ, руководство тралфлота, ФАС, Росрыболовство, представители администрации Архангельской и - почему-то - Мурманской области. Вела встречу заместитель министра экономического развития РФ, руководитель Росимущества Ольга ДЕРГУНОВА.

Дискуссия была острой. Причины вполне понятны: слишком значимый и знаковый это ресурс для всех участников процесса. Архангельский траловый флот занимается добычей рыбы и морепродуктов; производством, доставкой и реализацией готовой рыбопродукции как на внутреннем, так и на международном рынках. У АТФ есть квоты на вылов пикши и трески. Есть флот, который позволяет эти квоты осваивать. Есть сопутствующая инфраструктура. В 2011 году чистая прибыль предприятия составила 138 млн рублей, с вычетом НДС - 3,2 млрд. Чистая прибыль за первое полугодие 2012-го выросла - 137 млн рублей. Это из «плюсов».

Есть и минусы. Географические - Архангельск для рыбного порта неудачное местоположение: зимой требуется ледокольная проводка, а это серьезные затраты; к тому же порт не позволяет вывозить крупные объемы продукции. Технологические - отсутствует инфраструктура, позволяющая вести оперативный контроль промысла как по добыче, так и по расходу топлива. И, наконец, материально-технические: судам АТФ в основной своей массе по 20 и более лет. К тому же в этом году компания потерпела большие убытки из-за неудачных операций в Намибии.

Сегодня, по словам главы Росрыболовства Андрея КРАЙНЕГО, предприятие находится в предбанкротном состоянии: его может спасти только переход в частные руки. Глава ведомства отметил, что «сейчас предприятие работает по директиве регионального управления Росимущества. При этом чиновник, который подписывает эту директиву, не несет никакой ответственности за прибыльность или убыточность предприятия».

Критерии отбора

По мнению вице-губернатора Архангельской области Романа БАЛАШОВА, российский и мировой опыт показывают, что в целом ряде случаев разгосударствление тех или иных активов давало серьезный стимул для развития предприятий. «Как скажется процесс на Архангельском траловом флоте, пока говорить рано, поскольку любому собственнику потребуется не менее года, чтобы сформировать эффективную бизнес-модель и определить базовые приоритеты в развитии предприятия», - подчеркивает вице-губернатор.

Кто и что готов предложить взамен на акции, чтобы соблюсти интересы и государства в целом, и региона как его составной части, и рабочего коллектива, наконец? По оценкам Газпромбанка - агента по приватизации, на конкурс могут выйти 15-20 компаний, которые отвечают ключевым критериям: выручка потенциального участника не менее 500 млн рублей в 2011 году, а также отраслевая принадлежность, которая подтверждается наличием квоты на вылов, или осуществление одного из видов деятельности - переработка, консервирование рыбной продукции. По мнению Росимущества, для специфического актива в отрасли, в которой не так много игроков, такое количество участников является достаточным условием для наличия конкуренции. Требования Газпромбанка на первый взгляд выглядят обоснованными и отвечают интересам АТФ – покупателем должна стать крупная компания, обладающая достаточным оборотом, опытом и инфраструктурой для переработки рыбной продукции. Но это далеко не все. Основными критериями для выбора нового собственника должны стать планы по сохранению и обновлению флота, сохранение квалифицированных кадров, «социалка» для рыбаков.

Но для этого, по мнению главы Росимущества, следует просчитать стоимость обременения и то, как оно скажется на цене актива. В качестве способа приватизации банк-агент предлагает конкурентные переговоры с потенциальными покупателями. В день проведения конкурса все допущенные участники передают свои предложения, в том числе ценовые. Как правило, победитель определяется после второго раунда «переговоров». Но, как пишет газета «Коммерсантъ», представители рыбной отрасли в предложенной офертной схеме видят два основных недостатка: возможность предварительного сговора между участниками по цене, а также отсутствие четкого ценового шага, отделяющего победителя от проигравших.

Руководство флота и администрация Архангельской области настаивают на таких условиях, чтобы при определении победителя учитывалась не только цена, но и предложения по дальнейшему развитию АТФ. Между тем в критериях, предложенных Газпромбанком, руководство АТФ настораживает граница годовой выручки компании, которая сможет купить Архангельский тралфлот.

«Для нас принципиально важно, чтобы новым собственником предприятия стала компания с финансовым ресурсом, достаточным для продолжения модернизации флота и повышения его конкурентоспособности на рынке. Выручка покупателя в 500 млн рублей и годовой оборот тралфлота в 4,5 миллиарда рублей – это несопоставимо! Купить АТФ такая компания сможет, инвестировать в модернизацию флота и рыбопереработку, тем более в приобретение новых судов – нет», - убежден первый заместитель генерального директора АТФ по финансам и экономике Андрей ОРЛОВ.

По словам менеджмента АТФ, к покупке акций флота нельзя допускать «ларечников». Искать претендента на актив необходимо среди серьезных финансовых инвесторов. Минимальную выручку компании - претендента на покупку акций АТФ необходимо увеличить. В перечень условий должен быть внесен ряд социальных требований, таких, как обязательства сохранить флот в родном Архангельске и не допустить резкого сокращения трудового коллектива, - уверено руководство флота.

Кто претенденты?

Присмотримся к вероятным претендентам. Их четверо. Петрозаводское ООО «Вирма», ЗАО «Русская рыбная компания», Мурманский рыбокомбинат. Интерес к тралфлоту проявляла и группа компаний «ФОР».

В открытых источниках ГК «ФОР» позиционируется как рыбопромысловая компания Северо-Запада России с основной базой в Калининграде. Представительства ее расположены в Петербурге, Мурманске и других городах. В январе 2010 года ГК «ФОР» приобрела калининградское ООО «Морская звезда». А в марте того же года банк ВТБ Северо-Запад предоставил компании кредит в размере 1,3 млрд рублей на расширение финансирования рыболовного бизнеса компании в Калининграде. Год спустя «Морская звезда» ушла под процедуру банкротства из-за долгов перед ВТБ, а офис компании выставили на торги... Удалось ли вернуть «Звезду» к жизни — в открытых источниках информации нет.

Что касается «Вирмы», ее экономическое самочувствие вполне удовлетворительно. Компания является учредителем ООО «Северо-Западная рыбопромышленная компания - Мурманск» и участником НП «Северо-Западный Рыбопромышленный Консорциум». Ходатайство «Вирмы» о даче согласия на приобретение 100% акций тралфлота удовлетворено ФАС.

К сожалению, какая-либо информация о составе флота или данные о деятельности СЗРК на официальном сайте НП отсутствует, но там можно прочитать, что «консорциум имеет один из самых больших в регионе флотов, состоящий из краболовных, рыболовных и транспортных судов. Кроме непосредственно вылова рыбы и добычи краба, консорциум имеет специализированные подразделения по обеспечению эксплуатации и снабжению флота, а также по ремонту судов». Сразу возникает вопрос: зачем СЗРК держать два флота – один в Мурманске, другой в Архангельске, не проще ли перевести весь флот в незамерзающий порт Мурманска?

ЗАО «Русская рыбная компания» входит в группу компаний «Русское море», которая является одним из лидирующих российских производителей и поставщиков готовой рыбной продукции и ведущим игроком на рынке дистрибуции охлажденной и свежемороженой рыбы и морепродуктов с годовой выручкой 18,5 млрд рублей (по результатам 2011 года). Своего промыслового флота и квот на вылов у компании нет. Это означает, что, как минимум, она заинтересована в том, чем обладает Архангельский траловый флот: квоты, береговая инфраструктура и флот.

И наконец, ОАО «Мурманский рыбокомбинат». Компания специализируется на переработке и реализации рыбы и морепродуктов, является, согласно информации на официальном сайте, единственным предприятием России, напрямую закупающим сырье на норвежских сырьевых аукционах.
По словам гендиректора Мурманского рыбокомбината Михаила ЗУБА, компания готова бороться за АТФ, «несмотря на плачевное состояние компании и долги АТФ».

Интересы сторон

Чего ждут от потенциальных покупателей АТФ власти Архангельской области и коллектив старейшего в стране рыбодобывающего предприятия?

Для АТФ важно сохранить рабочие места – и в море, и на берегу. То есть ни о какой распродаже имущества речи быть не может, считают в руководстве тралфлота. Для правительства региона вдобавок к этому важно сохранить еще и прописку предприятия. Бюджет прирастает налогами, а платятся они по месту регистрации. На предприятии, которому в 2020 году исполнится сто лет, работает несколько поколений рабочих династий. Все это надо сохранить.

А в чем интерес потенциальных покупателей?
Главный ресурс, по экспертному мнению - квоты. Без них – никуда; это как земля в сельском хозяйстве. А вот что касается остального…
Для той же «Вирмы», которая завязана на рыбопромысловый консорциум, в руках коего порты Мурманска и Санкт-Петербурга, владение рыбным портом АТФ и прочей береговой инфраструктурой экономически неоправданно. Значит ли это, что, забрав квоты, суда и прочую ликвидную движимость-недвижимость продадут? - опасаются и власти Архангельской области, и коллектив АФТ.

Центр оценки «Аверс», отобранный Росимуществом для проведения оценки АТФ, предлагает выставить предприятие на конкурс за 1,2 млрд рублей. Руководство АТФ и власти региона хотели бы добавить к этому еще и ряд обременений. Как социальных, так и связанных с модернизацией флота. Это, кстати, не противоречит позиции главы Росрыболовства Андрея Крайнего. По его мнению, в условия для победителя конкурса могут быть включены объем инвестиций, «прописка» флота по-прежнему в Архангельске, сохранение социальных обязательств. Если это не будет сделано, то для приобретателя проще всего будет перевести флот в Мурманск, «наплевав на социалку», полагает Крайний. Это, похоже, объясняет и причины, по которым Мурманская область присутствовала на общественных слушаниях.

«Мы против присоединения Архангельского тралфлота к любому из рыбодобывающих флотов, потому что влиться таким коллективом в другой наш АТФ не сможет. Сложившаяся практика убеждает: нового собственника могут интересовать именно квоты АТФ для оптимизации уже имеющегося своего бизнеса. В случае приобретения предприятия рыбодобывающей компанией с существующим модернизированным флотом или компанией с развитой портовой инфраструктурой высока вероятность того, что флот АТФ будет передислоцирован в другой порт, перерабатывающие мощности закрыты, трудовой коллектив значительно сокращен», - говорит первый заместитель генерального директора АТФ по финансам и экономике Андрей Орлов.

Чем завершится приватизация — зависит как от доброй воли ее участников, так и от силы воли Правительства Архангельской области. Как заявил по итогам совещания министр промышленности и торговли Архангельской области Андрей ШЕСТАКОВ, «мы рассмотрим критерии, которые подготовил Газпромбанк для покупателей, и подготовим свои. В их основу войдут такие условия, как социальная защита трудового коллектива, сохранение профиля предприятия и регистрация юридического лица в Архангельской области».
Следующая встреча в Москве назначена через месяц.






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5