ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Кадровый дефицит губит оборонку


Наталья ПАНКРАШКИНА | 20.09.2009 09:00:04

Укрепление военной мощи страны, разработка арктического шельфа и развитие международных отношений принесли оборонным предприятиям Архангельской области многомиллионные заказы. Но из-за кадрового дефицита их выполнение может быть сорвано. О том, как эту проблему можно решить, какие инициативы выдвигает комитет по военно-промышленному комплексу и конверсионной политике Архангельского областного Собрания депутатов, рассказывает председатель комитета, вице-адмирал Олег ТРЕГУБОВ.

- Олег Александрович, в апреле этого года вы возглавили комитет по ВПК и конверсионной политике, кто еще вошел в состав?

- В состав комитета вошли гендиректор «Севмаша» Николай КАЛИСТРАТОВ, генеральный директор Центра судостроения «Звездочка» Владимир НИКИТИН, а также начальник космодрома «Плесецк» генерал-майор Олег МАЙДАНОВИЧ. Все члены комитета имеют большой опыт работы на предприятиях военно-промышленного комплекса и знают проблемы отрасли изнутри.
Это немаловажно – ведь, несомненно, законодательные инициативы в сфере ВПК должны разрабатываться при непосредственном участии представителей предприятий оборонной и машиностроительной промышленности. Вопросов, требующих немедленного решения, накопилось много – мы стараемся их решать.

- Какие первостепенные задачи ставит перед собой комитет?

- Особо остра кадровая проблема. Оборонным предприятиям, получившим крупные госзаказы, просто не хватает рабочих для их выполнения. Непростая кадровая ситуация связана со значительным ухудшением демографической и миграционной обстановки.

Сократилось число поступающих в профессиональные училища, обеспечивающие предприятия рабочими кадрами по основным специальностям (сборщик металлоконструкций, электрогазосварщик, слесарь-монтажник). Трудовые коллективы стареют - каждый пятый работник является пенсионером.
Например, в Северодвинске, где находятся основные предприятия ВПК, учебу в Севмашвтузе продолжили только около 30 выпускников, это при том, что не хватает сотен, если не тысяч квалифицированных кадров. К тому же многие молодые специалисты, которые уже работают на предприятиях ВПК, уходят в армию.
И, по статистике, только 40% молодых рабочих, окончивших базовые учебные заведения, после военной службы возвращаются на предприятия. Все это ведет к возрастанию дефицита кадрового потенциала предприятий.
Комитет неоднократно выходил с законодательной инициативой разрешить призывникам проходить альтернативную службу на предприятиях ВПК. Принятие такого закона существенно поправило бы сложившееся положение. Молодые рабочие, проходящие службу в Вооруженных силах России, так или иначе, теряют полученную квалификацию, что говорит о неэффективности использования государственных средств на подготовку кадров и потере потенциала кадровых рабочих. Инициатива комитета как раз и направлена на то, чтобы хоть как-то сократить будущие кадровые провалы в судостроении.
Законопроект уже поддержан депутатами девяти субъектов РФ. Можно надеяться, что этот вопрос будет положительно решен уже в нынешнем году.

- Как отразится новая стратегия национальной безопасности на оборонных предприятиях Архангельской области?

- Обеспечение национальной безопасности видится через развитие оборонной промышленности, причем при максимальном уменьшении зависимости российской экономики от зарубежных экономических моделей, особенно американской.
Уже на сегодняшний день в рамках антикризисных мер для поддержания предприятий ВПК в 2009 году запланированы преференции в размере 70 млрд рублей – сумма, согласитесь, довольно внушительная. Кроме того, большую роль играет и предоставление «Севмашу» и «Звездочке» госзаказов – а это тоже значительные финансовые вливания, которые помогают архангельским оборонным предприятиям не просто выжить в это непростое время, но и развиваться дальше. В целом сумма госзаказа в 2009 году увеличилась и составила 1 трлн рублей.

Именно сейчас у «Севмаша», «Звездочки» и Беломорской базы начинается интенсивный и сложный период испытаний техники, которая проектируется или модернизируется на предприятиях. И в этом вопросе без поддержки Северного флота нам не обойтись. Комитет по ВПК взял на себя координацию всех согласований по этому вопросу.
В первую очередь это касается испытаний бывшего российского ТАВК «Адмирал Горшков», приобретенного индийскими ВМС и переименованного в Vikramaaditya. Скорейшее выполнение обязательств по модернизации и переоборудованию крейсера имеет важнейшее международное значение и находится под пристальным вниманием со стороны руководства страны. Это во время своего визита в Северодвинск особо подчеркнул и президент Дмитрий Медведев.
Поэтому главные силы сейчас брошены именно на выполнение этого заказа, и очень важно, чтобы работы по модернизации крейсера, а главное ходовые испытания, прошли успешно и как можно скорее.

- Не отразится ли это на выполнении сроков строительства морской нефтеналивной платформы «Приразломная»?

- Конечно, определенные трудности возникают. И в первую очередь, как я уже говорил, из-за дефицита квалифицированных рабочих. Но мы понимаем, что строительство «Приразломной» имеет огромное значение в разработке шельфовых месторождений. Вопрос с освоением Арктики стоит предельно жестко. Арктический регион в ближайшее время станет местом конкуренции глобальных интересов многих государств мира, и если Россия не будет осваивать эти территории, то за нее это сделают другие.
Поэтому строительство платформы также находится на постоянном контроле, и на сегодняшний день, при небольшом отставании в графике строительства, общих сроков сдачи мы не нарушаем.
Стоит особо отметить, что, учитывая особую важность для России разработки шельфа, помимо «Приразломной» оборонные предприятия Северодвинска планируют получить заказы на строительство и другой техники для морской нефтедобычи.

Поэтому сейчас комитет активно работает над созданием конструкторского бюро на базе 176-го судоремонтного завода Северодвинска по проектированию морского нефтедобывающего оборудования. Реализация этого совместного с Норвегией проекта позволит сделать реальный шаг в освоении Штокмана. Ведь, несомненно, важно не только качество практического изготовления оборудования для обслуживания морской нефтедобычи, но и его «теоретические» проектно-технологические качества.
Помимо этого, разработка шельфа чревата и международными конфликтами. И мы должны быть готовы отстоять свои интересы в Арктике. А возможности северодвинских оборонных предприятий помогут нам эти интересы отстоять.

© Фото: Алексей Липницкий





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5