ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

«Белкомур» поставят на рельсы


Анна БЕЛЯЕВА | 20.11.2009 07:20:27

Правительственная комиссия, на которой будут рассмотрены вопросы реализации и сроки начала строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море – Коми – Урал), назначена на конец 2009 года. В случае принятия положительного решения по проекту строительство трассы пойдет с опережением изначально запланированных сроков.

В августе 2009 года проект железнодорожной трассы, которая свяжет Пермский край, Республику Коми и Архангельскую область и даст выход регионам Урала и Сибири к морским портам северо-запада России и Финляндии, получил одобрение инвестиционной комиссии Минрегионразвития РФ. Следующий этап - правительственная комиссия, на которой будут решаться вопросы перевода проекта в практическую плоскость, говорит генеральный директор ОАО «Белкомур» Эльман ХУДАЗАРОВ. По информации, озвученной на совещании в формате видеоконференции в полпредстве в СЗФО, заседание комиссии по «Белкомуру» намечено на конец 2009 года.

Придать ускорение

Широтные коридоры, как «Белкомур», сегодня нужны промышленникам «тупиковых» территорий как воздух: недостаток транспортных артерий на севере страны, которые соединили бы сырьевые и промышленные районы страны, ощутим по сей день.
Первые попытки ликвидировать этот пробел были предприняты еще в 1930-е годы, когда началось строительство на территории предполагаемого прохождения «Белкомура». Но в 50-е годы прошлого века работы прекратились: рабочая сила - заключенные лагерей - ушла на амнистию.

О «Белкомуре» вспомнили только в 1990-е годы. Тогда был предложен масштабный проект, согласно которому железнодорожная магистраль связывала Архангельскую область, Пермский край и Республику Коми. Планировалось, что основными узлами трассы станут Архангельск, Сыктывкар, Кудымкар и Пермь.
Строительство Северного участка дороги началось в 1998 году одновременно с двух направлений – Архангельской области («серебряный костыль» забили на станции Карпогоры) и Коми. По Южному участку была разработана проектно-сметная документация.
Однако в 2002 году финансирование проекта, который должен был дать самый короткий выход к морю промышленным регионам Урала и Сибири, прекратилось. Среди причин указывалось то, что маршрут магистрали не выгоден для грузоотправителей.

В 2006 году уже измененный проект получил «второе дыхание»: власти регионов договорились, что южный участок реанимированной трассы будет направлен не на Пермь, а Соликамск. Такое решение устроило и грузоотправителей, и железнодорожников.
Затем «Белкомур» включили в стратегический план развития РЖД до 2030 года и транспортную стратегию России, а в конце 2008 года была подана заявка на получение финансирования из Инвестиционного фонда РФ. Ее подготовкой занималась специально созданная межрегиональная инвестиционная компания «СевероЗапад - Прикамье».
Стоит отметить, что согласно транспортной стратегии РФ строительство «Белкомура» (Архангельск - Сыктывкар – Гайны – Соликамск) должно вестись с 2015 – 2016 года. Однако получение средств Инвестфонда (после одобрения правительственной комиссией) ускорит реализацию проекта, подчеркивает Эльман Худазаров.
- Работы начнутся с 2010 года. Строительство дороги займет порядка пяти лет, и еще год–полтора уйдет на проектно-изыскательские работы по Северному и Южному участкам магистрали, - уточнил руководитель ОАО «Белкомур».

На паях с бизнесом

Проект будет реализован на основе государственно-частного партнерства.  Строительство «Белкомура» - часть комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития Архангельской области, Коми и Пермского края, которая, помимо возведения магистрали, предусматривает реализацию инвестиционных проектов промышленных предприятий на территории трех регионов. Так, на территории Березниковско-Соликамского промышленного узла и Коми будет развиваться производство калийных удобрений, титановой продукции, нефтеперерабатывающих производств. Большие перспективы открываются и для развития лесопромышленного комплекса: объем расчетной лесосеки в районе прохождения трассы оценивается более чем в 16 млн кубометров.

Всего на момент подачи заявки в Инвестфонд (декабрь 2008 года) было заявлено 13 крупных инвестпроектов, в течение года их число увеличилось.
Из общего объема инвестиций в проект (600 млрд рублей) порядка 100 млрд – государственные вложения, которые будут направлены на строительство железнодорожной трассы.
К проекту «Белкомур», основными участниками которого среди регионов выступают Архангельская область, Коми и Пермский край, проявляют большой интерес и другие субъекты РФ, находящиеся в «зоне тяготения» магистрали. Это Карелия, Мурманская, Вологодская, Кировская, Свердловская области и другие. В ближайшее время начнет работу межрегиональный координационный совет, в который войдут губернаторы заинтересованных регионов. Совет будет решать важные вопросы реализации проекта, уточнил Эльман Худазаров.

Коридорная система

Протяженность «Белкомура» от Архангельска до Урала составит 1155 км. Его ввод сократит путь транспортировки грузов с Урала к северным портам на 800 км, что значительно снизит затраты на перевозку. Сейчас, не имея прямого выхода к морским портам, промышленники вынуждены тратить огромные средства на транспортировку грузов из железнодорожных тупиков окружным путем.

Предполагается, что грузопоток по трассе составит не менее 35,5 млн тонн в год.
«Белкомур» входит в состав международных транспортных коридоров («Баренц-Линк», Северный транспортный коридор) и считается одним из самых перспективных проектов развития транспортной инфраструктуры Европейского Союза. Магистраль обеспечит транзит грузов из стран Азии (Китай) в Северную Европу и Америку, позволит разгрузить «Транссиб» и, напротив, даст дополнительные грузопотоки морям северо-запада России и севера Европы.

Добавим, что «Белкомур» прочно связан с проектом строительства нового глубоководного района порта в Архангельске (район острова Мудьюг). Однако у проектов разные линии финансирования: средства на строительство порта планируется привлечь за счет федеральной целевой программы развития транспорта РФ на 2010 – 2015 годы.
Проект строительства порта одобрен федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ. 
Предполагается, что порт сможет принимать суда дедвейтом до 75 тысяч тонн, и к 2020 году его грузооборот превысит 30 млн тонн. Согласно технико-экономическим расчетам срок окупаемости инвестиций составит 8,3 года с начала финансирования проекта.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5