ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Николай Калистратов: Чтобы Северодвинск жил не хуже Шербура!


Текст: Нина БОЙКО. Фото: Алексей Липницкий | 30.10.2011 04:55:01

altРаньше в город корабелов приезжали в поисках лучшей жизни. Оборонные гиганты гарантированно обеспечивали персоналу достойную жизнь. Сегодня северодвинские верфи испытывают кадровый голод. Но ситуация изменится, уверен руководитель Северодвинского филиала САФУ Николай КАЛИСТРАТОВ, ранее возглавлявший «Севмаш» и «Звездочку». «Очень хочется, чтобы Северодвинск жил не хуже, например, французского Шербура или китайского Хулудао», - говорит Калистратов.

- Николай Яковлевич, вопрос обеспечения жильем работников заводов стоит остро: общежития заселены полностью, покупка или съем квартиры выливаются в немалые суммы. Государство частично урезало соцгарантии. Да и сам труд на заводе молодым людям кажется неинтересным. Почему вы уверены, что у Северодвинска есть перспективы? Что нужно и что уже сделано, чтобы город вновь стал привлекательным для иногородних специалистов и для самих жителей, многие из которых стремятся уехать?

- Во-первых, Северодвинск единственный в России строит атомные подводные лодки. Амурский судостроительный завод вынужден прекратить работу с АПЛ, он теперь будет заниматься в основном строительством гражданских судов и корветов.

Во-вторых, мы единственные в стране, кто может делать нефтяные платформы. Первая морская стационарная платформа «Приразломная» уже базируется на месторождении в Печорском море. Мечты о строительстве на Дальнем Востоке двух заводов, специализирующихся на сооружении платформ, – для нас это еще один стимул для самосовершенствования.

В-третьих, особое внимание нашему городу уделяет премьер-министр Владимир ПУТИН. В ходе сентябрьской межрегиональной конференции «Единой России» в Череповце он отдельно упомянул Северодвинск, сказав, что здесь решаются важнейшие государственные задачи, и решаются качественно.

- Но чтобы держать эту позицию, нужно иметь хорошие кадры. Будут ли они взращены в связи с пертурбациями при объединении северодвинских высших учебных заведений с Северным арктическим федеральным университетом?

- Федеральный университет был создан для того, чтобы поддержать особо важные для государства направления образования, в том числе подготовку специалистов для работы в Арктике. И вестись она будет на хорошем, современном международном уровне.
В Северодвинский филиал САФУ уже вошли гуманитарный институт - бывший филиал Поморского госуниверситета, который более 20 лет назад создала Тамара РУМЯНЦЕВА, и технический колледж, которому уже 70 лет. В стадии включения в эту орбиту находятся ПУ №№ 1, 28 и 38 - те училища, которые готовят специалистов по судостроению.

Но есть некоторые трудности. Сегодня они заключаются в том, что Севмашвтуз относится к Санкт-Петербургскому морскому техническому университету. Он под САФУ отдавать свое богатство не хочет, а это студенты, квалифицированный опытный преподавательский состав и здания, общая стоимость которых порядка 170 миллионов рублей. Втуз находится не в лучшем состоянии, в него надо вкладывать деньги. А их нет. Это признал и исполняющий обязанности ректора питерской корабелки на последнем совещании в Москве.
Думаю, ситуация будет решена «сверху». Против логики не поспоришь. Если правительство решило поддержать подготовку кадров для гражданского и военного судостроения, а таких специалистов готовит именно втуз, стоит принять помощь государства, в том числе серьезные федеральные средства.

Я как директор Северодвинского филиала САФУ, согласовав некоторые вопросы с руководством Севмашвтуза, могу заверить, что в случае положительного решения название менять не будем, профессорский состав останется прежним, первое время не изменится и структура. У института есть добрые традиции, их надо сохранить. Он воспитал многих успешных руководителей: Леонид СТРУГОВ, Владимир ПОСПЕЛОВ, Андрей ДЬЯЧКОВ, Эдуард БААЛЬ, Михаил БУДНИЧЕНКО, Алексей АЛСУФЬЕВ вышли из его стен.

- Как в этом контексте вы оцениваете болонскую систему высшего образования?

- Болонская система для Северодвинска не подходит. У нас будет сохранен специалитет и система «завод-втуз», когда студенты половину времени учатся, а половину  работают на производстве. Это отличная система обучения. Ведь за четыре года бакалавриата люди получают общее технического образование, но конкретику им не дали. Строить подводную лодку или платформу с такими знаниями недопустимо. Специалиста высшего класса для завода можно получить только на заводе. Он, конечно, должен иметь хорошую теоретическую базу. Но настоящее осознание профессии придет только после того, как человек поработает на производстве.
Я делю институты на два типа: проектные и технологические. Наш втуз технологический, он готовит производственников. И делать это надо по той системе, которая у нас есть. Почему мы сохраним специалитет? САФУ это не только деньги, федеральному вузу дано право самому разрабатывать учебные программы. У остальных они типовые.
 
- А что ждет профучилища и бывший Северодвинский филиал ПГУ?

- Глобальных изменений на данный момент не предвидится, кроме строительства жилья для педагогов и общежитий для иногородних студентов. На это предусмотрены деньги. Но они будут освоены, когда решится вопрос присоединения всех учреждений к САФУ. А сейчас собираемся приобрести автобус, чтобы можно было учащихся вывозить в головной вуз, где читают лекции известные люди. Недавно там выступали Николай ЛАВЕРОВ, Артур ЧИЛИНГАРОВ, Алексей КУДРИН, Алексей БАРИНОВ.
Наша задача сейчас - создать систему непрерывного комплексного профессионального образования. Она уже действует в некоторых целевых городах, например, в Набережных Челнах. И такая практика получила одобрение Владимира Путина, о чем он заявил на съезде Союза машиностроителей в мае этого года.

- В чем заключается особенность этой системы?

- В Набережных Челнах ребенок поступает после школы в профессиональное техническое училище или колледж (очная, заочная, вечерняя формы обучения), далее в технический институт - филиал Казанского технологического университета. Потом все эти ученики приходят на «КамАЗ». Это корпорация, которая является для города главной. Существует там и институт повышения квалификации, что гарантирует возможности для постоянного саморазвития.
Наверное, это лучшая форма образования для таких городов, где одно-два предприятия являются градообразующими. Подобную систему стремимся воплотить и в Северодвинске: САФУ свяжет воедино профессиональные училища, колледжи и институты.

- Работа по привлечению федеральных денег на образование в Северодвинске кипит. Осталось замотивировать молодежь остаться в городе...

- Да, первое, что необходимо молодым специалистам, это жилье. Владимир Путин лично мне пообещал, что для них будем строить служебные квартиры. Буксуем, т.к. чиновники наверху не хотят выделять средства, но будем искать инвесторов, решать проблему.

Хотя только жильем проблему не решить. Нужно комплексно подходить к делу, развивая всю городскую инфраструктуру. В разных странах я прежде всего посещал города, где строят подводные лодки. Так вот там жизнь значительно лучше, ярче, интереснее, обеспеченнее, чем в других городах, где нет подводного судостроения. Очень хочется, чтобы Северодвинск жил не хуже, например, французского Шербура или китайского Хулудао.

- А что делать с тем, что многим труд на заводе не кажется привлекательным?

- Тут работу нужно вести, начиная со школы. Считаю, что профориентацией мы занимаемся мало, поэтому кругом перегибы,  переизбыток то одних специальностей, то других. В излишке юристы, социологи, а инженеров не хватает, хотя эта профессия так ценится во всем мире. Ребенку, который поступает в училище, особенно после 9-го класса, да и после 11-го, трудно определиться с выбором. Помогать в этом вопросе должны родители, преподаватели и производственники.

«Севмаш» создает в школах области специализированные классы. Они уже действуют в Карпогорах, Коноше, Плесецке и Каргополе. Подросткам объясняют, что в Северодвинске их ждет достойная, довольно высокооплачиваемая, сложная, иногда опасная, но интересная работа, которой многие люди гордятся. Таких проектов, как «классы Севмаша», должно быть больше.






Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5