ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

У кого бюджет отнимет деньги?


Елена СВЕТЛИЧНАЯ | 19.10.2009 07:48:10

Бюджет Архангельской области 2010 года грозит городам-донорам потерей значительной доли финансов. Дефицитная областная казна заберет большую, чем в этом году, долю НДФЛ. В результате Архангельск, к примеру, недополучит сумму, равную финансированию годовой инвестиционной программы. Да и по другим статьям доходов эти средства не компенсируются - фонд поддержки муниципальных образований в следующем году сократится в три раза.

В проекте главного финансового документа Архангельской области предусмотрено уменьшить норматив отчислений в муниципальные бюджеты от налога на доходы физических лиц с 20 до 10%. И хотя вроде бы муниципалы доказали необходимость оставить за собой 15%, окончательное решение по этому вопросу будет принято на сессии областного Собрания депутатов 21 октября.
От пересмотра межбюджетных отношений пострадают прежде всего крупные города — Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Котлас, Коряжма. 80% собираемых в них поступлений от НДФЛ идет в региональную казну, которая в связи с кризисом в части собственных налоговых платежей на 50% формируется именно за счет отчислений с заработной платы населения. Чтобы уравнять межбюджетные разрывы, образовавшиеся из-за непростого финансового положения в районах области, а также в связи с сокращением доходных статей областного бюджета региональное правительство и предложило оставить муниципалам лишь 10% от НДФЛ.

И они возмутились...

Если обратиться к цифрам статистики, они покажут, что объем налоговых поступлений, собранных в Архангельске в бюджеты всех уровней, имеет тенденцию к устойчивому росту. В 2006 году в столице Поморья собрали 10,4 млрд рублей, в 2007 году – 14,8 млрд (рост 43,1%), в 2008 году – 21,3 млрд (рост 43%). За 9 месяцев 2009 года сбор налогов составил 25,8 млрд рублей (рост 21%). При этом налоговые доходы, которые как раз и формируются на основе нормативов отчислений, увеличивались не так стремительно. В 2007 году – на 33%, в 2008 году - на 24,4%, в 2009 году, по прогнозу, всего лишь на 2%. А по перспективам 2010 года налоговые доходы Архангельска впервые за последние годы снизятся. И почти на 10%. В абсолютных значениях это примерно выглядит так — Архангельск собирает 27 млрд рублей, а в муниципальной казне остается всего лишь 3,5.

Сходная картина наблюдается и с поступлением в муниципальный бюджет финансовой помощи из областного и федерального бюджетов. В 2006 году ее объем составил 1,2 млрд рублей, в 2007 году – 1,8 млрд (рост 43%), в 2008 – 2,7 млрд (рост 48%), в 2009 – 1,6 млрд (снижение на 38,2%). Все это отражается на показателях среднедушевого дохода. По сумме всех видов поступлений в муниципальный бюджет на одного жителя областного центра в 2006 году приходилось 10271 рубль, в 2007 году – 15320 рублей (рост 49,1%), в 2008 году – 19652 рубля (рост 28,2%), в 2009 году (прогноз) – 16663 рубля (снижение на 15,2%).

Эффект бумеранга

В чем заключается парадокс?! Экономика города в условиях кризиса продолжает работать достаточно эффективно, о чем свидетельствует рост налоговых поступлений, но чем больше предприниматели, предприятия, организации всех форм собственности, их работники платят налогов – тем меньше получают горожане. Какой смысл тогда показывать «белые» зарплаты и внушать бизнесу, что от его прозрачной работы зависит благосостояние города?
Сокращение доходов муниципалитета ведет к приостановке инвестиционных программ, связанных, прежде всего, с развитием городской инфраструктуры. Это, в свою очередь негативно отражается на экономической активности и, как следствие, ведет к снижению объема собираемых в Архангельске налогов. Вот такой обратный эффект...

Просят своё...

Аналогичная ситуация с перспективой бюджетной доходности в Северодвинске. При уменьшении доли отчислений муниципалам НДФЛ с 20 до 15% городская власть выступает за сохранение финансовой помощи от области на уровне 2009 года. Сумма в 407,6 млн рублей, которая была дотирована городу корабелов в 2009 году, уменьшена до 201,358 млн рублей.
«Составляя бюджет Северодвинска на 2010 год, мы исходили из объема средств, которые рекомендовала область, то есть сбалансировали его, учитывая финансовую дотацию в размере 201 миллиона 358 тысяч рублей, - сообщил начальник финансового управления администрации Северодвинска Александр ДУРАКОВ. - Но считаем, что этих средств недостаточно для решения жизненно важных для города задач, ведь с муниципалитета никто не снимал ответственность за сферы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, строительства».

Схожая позиция у мэра Архангельска Виктора ПАВЛЕНКО: город не просит лишних денег, предлагая оставить нормативы на уровне прошлого года. При этом муниципалитет за счет собственных средств продолжает исполнять ряд государственных полномочий: 130 млн рублей выделяется на содержание милиции, финансируются учреждения социальной сферы. Кроме того, в отличие от районов области, Архангельск не получает компенсацию за выпадающие доходы в результате регулирования тарифов на коммунальные услуги (так называемая «Дельта Т»).
Как отметил на заседании правительства Архангельской области председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по промышленности и экономическому развитию Евгений УХИН, в результате межбюджетных корректировок Архангельск в 2010 году потеряет 250 млн рублей. Эти средства могли быть направлены на капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства и социальной сферы, капитальный ремонт дорог, а также благоустройство территории города. При этом нет четкого понимания, куда будут перераспределены эти средства. Коллегу поддержал заместитель председателя областного Собрания Александр ПОЛИКАРПОВ. Он отметил, что уже сейчас в Архангельске есть 400 судебных решений, по которым муниципалитет обязан предоставить гражданам квартиры, и в этих условиях сокращение отчислений от НДФЛ ударит прежде всего по программам строительства социального жилья. Вице-спикер предложил в межбюджетных отношениях предусмотреть механизм распределения доходов в соответствии с реальным ростом бюджетов муниципалитетов.

По мнению губернатора Ильи Михальчука, идеальная формула счастья для всех пока не выработана. Областной бюджет потеряет в 2010 году 34% доходов. На региональной власти лежит обязанность выровнять доходы муниципальных образований первого и второго уровней – городов, районов и поселений. При этом Илья Михальчук согласился с тем, что необходимо выработать систему стимулирования муниципальных образований, увеличивающих собственные доходы бюджетов.
Как это будет сделано, на какой процентной доле НДФЛ остановится область при рассмотрении проекта бюджета на следующий год, станет ясно на сессии 21 октября. Но уже понятно — рассмотрение вопроса о межбюджетных отношениях будет весьма жарким. Интересы слишком многих он задевает...

Фото Николая Гернета





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5