Софья ИПАТОВА. Фото Ильи Леонюка и narfu.ru | 17.10.2025 17:04:08

В главном корпусе Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова прошёл XIII международный форум «Арктические проекты – сегодня и завтра». Ключевыми темами обсуждения стали устойчивое развитие, технологическая независимость и эффективное освоение ресурсов Крайнего Севера. Форум объединил отраслевых экспертов из нефтегазовой, судостроительной и горнорудной сфер для поиска решений по реализации арктических проектов.
На пленарной сессии выступил первый проректор по стратегическому развитию и науке САФУ Павел МАРЬЯНДЫШЕВ, рассказавший о кадровом обеспечении северных предприятий. Как отметил Павел Андреевич, университет активно развивает научный потенциал и внедряет инновационные решения. Научно-образовательный центр «Российская Арктика» уже реализовал ряд успешных проектов совместно с промышленными партнёрами и другими российскими вузами. Интеграция образовательных программ с практическими аспектами работы — ключевой принцип подготовки специалистов для Арктики.
«НОЦ «Российская Арктика» демонстрирует, как научные исследования могут непосредственно влиять на развитие арктического региона, способствуя как экономическому росту, так и решению экологических проблем. Интеграция науки, образования и промышленности является важным шагом к созданию устойчивого будущего для Арктики и всей страны», – добавил Павел Марьяндышев.
В рамках форума состоялся экспертный семинар «Молодые корабелы Арктики: образование и кадровые ресурсы для будущего Арктической зоны РФ». Центральной темой стали задачи подготовки инженерных и рабочих кадров для судостроительной отрасли Арктики, где САФУ отводится ведущая роль.
Цифры, прозвучавшие в выступлениях, впечатляют: по словам представителей власти, для освоения Арктики в течение следующих 10 лет потребуется около 184 тысяч специалистов, а конкретно для судостроительной отрасли и судоремонта - 80 тысяч. При этом, как отметил Александр ЧЕКАЛИН, директор Высшей школы рыболовства и морских технологий (ВШРМТ) САФУ, даже в Архангельской области, где сосредоточены мощные судостроительные активы, работодатели испытывают острый дефицит в квалифицированных конструкторах, инженерах по пусконаладке, трудовых ресурсов в рабочих профессиях.
Потребность в кадрах существует на фоне готовности предприятий предлагать конкурентные условия труда. Как показала презентация, в Архангельской области есть вакансии с зарплатой до 200 тысяч рублей. Однако заполнить их некому. Несмотря на сложный контекст, САФУ ведёт комплексную работу по преодолению кадрового дефицита: не просто готовит специалистов, а выстраивает многоуровневую экосистему профориентации и образования.
Высшая школа рыболовства и морских технологий, исторически готовившая кадры флота, теперь активно вовлекается в аналогичную работу для судостроения и судоремонта.
«Мы часто ищем быстрые решения, но в вопросе кадров это не работает, – отметил Александр Чекалин. – Нужен системный, сквозной подход: от интереса школьника к судостроению — до ведущего инженера на верфи. Вырвать одно звено из этой цепи — значит обесценить все остальные».
ВШРМТ разработала программы профессионального обучения востребованным профессиям «слесарь-судоремонтник» и «электромонтажник судовой». Сейчас их реализация находится на стадии согласования с партнёрами, в том числе, при поддержке Судостроительного кластера Архангельской области, Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие».
Однако главной инициативой, представленной на семинаре, стало планирование создания на базе САФУ Научно-образовательного центра технологий судостроительной промышленности. Эта амбициозная идея, уже получившая одобрение руководства университета и поддержку ассоциации «Созвездие», предполагает интеграцию потенциала не только основных подразделений САФУ в Архангельске, но и его Северодвинского филиала (Севмашвтуза), а также других образовательных организаций среднего профессионального образования, таких как Архангельский техникум водных магистралей им. С.Н. Орешкова.
Задача центра — проводить прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в сфере гражданского судостроения и судоремонта. В перспективе, рассчитанной на ближайшие 7 лет, речь идёт о создании отдельной кафедры гражданского судостроения с реализацией программ высшего образования, что станет логичным развитием проекта.
«Создание Научно-образовательного центра — возможность собрать под одной крышей лучшие компетенции университета, Северодвинского филиала, техникумов и, что важно, самих предприятий. Это должна быть живая лаборатория идей и технологий для всей отрасли. Мы говорим о задачах, которые ни университет, ни кластер, ни министерство в одиночку не решат. Наша сила — в кооперации. Приглашаем всех, кому небезразлично будущее арктического судостроения, к открытому диалогу и совместной работе. Только вместе мы сможем вырастить новое поколение корабелов для Арктики», - добавил Александр Чекалин.
САФУ как флагман высшего образования на Европейском Севере России, демонстрирует готовность быть интегратором и драйвером этих изменений. От осознания проблемы к конкретным действиям: успех этой работы определит, сможет ли Россия в сроки, обозначенные государственной стратегией, обеспечить свои арктические проекты квалифицированными «молодыми корабелами».