ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Владимир Карпов: «Торговые площади растут. Магазины закрываются...»


Владимир КАРПОВ, предприниматель | 23.10.2014 08:31:47

В Архангельске начали закрываться магазины. То в одном торговом центре зияют пустые площади, то в другом. Конечно, если арендодатель – преуспевающий бизнесмен, есть надежда, что он как-то выкрутится. Но когда видишь, что торговые точки закрываются там, где аренда приносила чуть ли не единственный доход владельцу, обидно.

Например, узнал, что в Архангельске закрывается сеть «Хозторга». Это значит, что архангельское отделение Всероссийской организации глухих потеряло приличный доход и теперь вынуждено будет сократить помощь инвалидам. Найти нового арендатора сейчас будет очень и очень сложно.

Во-первых, нынешняя сложная ситуация в стране уже привела к падению рубля, повышению цен на продукты. Стоит ожидать урезания всех бюджетных расходов, дотаций регионам, выплат бюджетникам, которые в Архангельске составляют основную часть покупателей, и - как следствие - резкого снижения покупательной способности.

Во-вторых, непродуманное одномоментное увеличение количества торговых площадей в Архангельске привело к «размытию» покупательского потока. В итоге опустилась до нуля, а во многих местах и ниже рентабельность существующих торговых точек, а новые  не могут выйти на уровень рентабельности. Многие федеральные сети ликвидируются, идет массовый отказ от размещенных на производстве заказов. А впереди еще открытие такого «монстра» в Архангельске, как «Титан Арена».

Держаться на плаву торговле пока помогает то, что предприниматели имеют магазины в собственности. Я, например, как генеральный директор крупной торговой сети принял решение отказаться от ряда торговых точек, расположенных на арендованных площадях, т.к. арендодатели не снижают аренду. А это говорит о том, что на рынке аренды торговых площадей в Архангельске нет конкуренции и закон рыночной экономики - увеличение предложения приводит к снижению цены - не действует.

Т.е. я не против увеличения торговых площадей как таковых, однако плохо, что их нельзя купить. Нет рынка коммерческих площадей. Несколько продавцов и несколько покупателей - это не конкурентный рынок. На нем не действуют рыночные механизмы, поэтому страдает потребитель. И, наверно, в этом же причина того, что совершаются такие ошибки, как сейчас. Нельзя разом открывать такое количество магазинов. Потребительский рынок начинает идти вразнос.

Нельзя наполнить пожарным брандспойтом тазик: напор выплеснет воду, и тазик окажется пустым. Представьте, что брандспойт - это предложение, а тазик – спрос. Такая модель рынка не работает.

Удивлен, что многие предприниматели чего-то ждут и не бьют тревогу. Но лучше не будет! Надо приспосабливаться к новым реалиям. Кризис в разгаре и своего дна еще не достиг. Чем дольше ждать и терпеть убытки, тем быстрее наступит коллапс. Архангельская торговля как отрасль может рухнуть, а это немалая доля ВРП (валового регионального продукта).

Если это осознать и принять, то найти пути выхода из кризиса можно. Во-первых, необходимо трепетно относиться к ресурсам: денежным, человеческим, временным. Надо не жалея закрывать непрофильные, убыточные направления в бизнесе, которые пожирают оборотные средства. Под увеличительным стеклом рассматривать все затраты. Надо искать способы сохранить запланированную выручку, применяя новые маркетинговые ходы. Любой ценой надо сохранять кадры - главную ценность любой компании.

Надо понимать, что в первую очередь будут освобождаться малопривлекательные для торговли площади. Там, где маленький трафик, где нет автобусного сообщения, мало стоянок, нет в шаговой доступности жилого массива.

Во-вторых, будут закрываться магазины-близнецы. Одинаковые на вид, с похожим товаром, ничем не выделяющиеся друг от друга. То есть магазины будут оттягиваться к полюсам и соответствовать принятой в цивилизованном мире классификации: гипермаркет, супермаркет, магазин у дома, специализированный отдел.

В-третьих, останутся на плаву те, кто смог охватить «большую цепочку» от производителя до покупателя. Те производители, у кого имеются собственные торговые площади, те продавцы, кто занимается производством собственных торговых марок, у кого есть собственные рекламные площади, кто быстрее всех перенастроит бизнес-процессы в сторону антикризисного управления. То есть сегодня выживет только профессионал - вдумчивый, осторожный, талантливый.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5