ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Классика кризиса


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ. Фото: Алексей Липницкий | 24.07.2015 10:50:07

С начала года мы получили цепочку неприятных сюрпризов: скачкообразные колебания валютного курса, девальвацию рубля, рост цен, повышение кредитных ставок, снижение реальных доходов. Меняются модели потребительской и предпринимательской активности, что отчетливо прослеживается в секторе розничной торговли. Каковы ожидания?

Если в декабре покупатели сметали с прилавков импортные товары (особенно электронику и бытовую технику), то по весне бум сменило затишье. Люди экономят. Федеральные ритейлеры расширяют сферы влияния в провинциальных городах, чтобы снизить потери. Их региональная экспансия постепенно сокращает долю других форм розницы. В то время как правительство разрабатывает направленный на поддержку средних и мелких предпринимателей пакет поправок в Федеральный закон «О торговле», большинство бизнесменов скептически воспринимает «комплекс стимулирующих мер». Каждый из тех, с кем мы побеседовали на эту тему, осознает, что этот кризис будет трудным и затяжным.

Дно не просматривается

«Чем больше строится торговых центров, тем лучше для города, – считает северодвинский предприниматель, депутат областного Собрания, председатель комитета по инвестициям, собственности и предпринимательству Виктор КАЗАРИНОВ. – Любые нормы торговых площадей на 100 тысяч населения – ненужная формальность. Если человек что-то здесь построил, то он никуда это не заберет: деньги всегда можно снять со счета, перевести в другой город или страну, но не сам объект – его можно только продать. Значит, в том или ином виде здесь останутся и рабочие места, и налоги. Чем выше насыщенность торговыми площадями, тем выше конкуренция за покупателя. Строительство торговых комплексов сопровождается снижением арендных ставок. В результате складываются более выгодные условия для малого и среднего бизнеса. Предприниматели конкурируют за деньги потребителя не только по цене, но и по качеству услуг. С одной стороны, я наблюдаю за тем, как открываются новые торговые комплексы в Архангельске, глазами предпринимателя, то есть отчасти как их мелкий конкурент, и вижу, что для меня это плохо. С другой стороны – как депутат, думающий о перспективах города и области – понимаю, что это правильная и своевременная тенденция».

В Северодвинске иная ситуация. Новые объекты не строят, а в ныне существующих быстро освобождаются места. И в первую очередь отток арендаторов коснулся наиболее «раскрученных» центров розничной торговли, где на протяжении предыдущего десятилетия торговые места планомерно заполнялись.

«Впервые на моей памяти ЦУМ столкнулся с такой нехваткой арендаторов, что его администрация печатает листовки и развозит их по другим магазинам, сообщая о возможности арендовать место на льготных условиях, – продолжает Виктор Евгеньевич. – В ТЦ «Гранд» еще три-четыре года назад мы вели нечто вроде «листа ожидания», где постоянно насчитывалось по 15-20 заявок. Сейчас пустуют площади в хороших местах, а часть отделов объединили и переоборудовали под детскую развлекательную зону. Съезжают арендаторы из ТК «Сити» – причем и торговля, и общепит, а совсем недавно там планировалось строить вторую очередь…».

Пока часть арендаторов, не потерявших платежеспособности, перемещается по городу в поисках более выгодных условий аренды. В «мертвый» летний сезон многие владельцы магазинов пошли им навстречу. Снижение арендных ставок – это тренд, и только начало – до дна кризиса еще далеко. Самые драматические события в торговле, по прогнозу нашего собеседника, разыграются в следующем году. Промышленность падает, выход Ирана на мировой рынок энергоносителей не оставляет надежд на рост цены нефти и газа, а для оздоровления и роста внутреннего рынка и импортозамещения требуется устойчивая экономическая и политическая ситуация.

Торговый дом «Коллаж», основанный Виктором Казариновым, располагает площадями в Архангельске и Северодвинске. Раньше он ориентировался на просторные, хорошо оформленные отделы с оригинальными торговыми предложениями. Что делать в «новой реальности», владелец пока не решил: «Непонятно, который сценарий победит у нас после кризиса – как в Америке, где в городах, сопоставимых по численности с Северодвинском, моллы поглотили весь мелкий бизнес, или как в европейских странах с благоприятной средой для магазинов формата street retail. Частично это зависит от бизнеса с его действием или бездействием». Законодателям регионального уровня необходима поддержка профильных бизнес-объединений, где представлены предприятия разного масштаба и разных форм собственности, которые не намерены сворачивать активность.

Рынок рушится снизу

«В нашу группу компаний входят торговые центры «Александр» и «Кронштадт», «Детский мир» и второй этаж Центрального рынка, – подхватывает тему генеральный директор архангельского торгового дома «Север» Андрей ЧАНЧИКОВ. – Сейчас у нас около 200 арендаторов, и снижение арендных ставок местами доходит до 30%, иначе в «народном секторе» не выстоять. Три наших торговых центра работают с «мелкой нарезкой» – отделами от 20 до 50 кв. м - в так называемом старом формате. Как бы пренебрежительно ни относились к нему ритейлеры, направляющие покупателей вслед за собой в премиальный класс, никто не отменял слой населения с невысокими доходами, включающий не менее 60% архангелогородцев, а также жителей районных центров области и моногородов. Покупательная способность сильно сократилась. Люди по уши в кредитах. Суммы задолженностей растут, а по сути это те деньги, которые не выходят на рынок потребительских товаров и услуг. Соответственно, выручки мелких предпринимателей падают. Сыплется все по цепочке. Продавец имеет дело с покупателем, у которого меньше денег, его доходы снижаются – и он меньше платит арендодателю, а у того сокращается прибыль – значит, он платит меньше налогов, сокращает зарплаты и численность персонала. Классика кризиса».

Есть еще одно обстоятельство, лишающее бизнес жизненной силы: кратно выросла стоимость денег. Если раньше предприниматель шел в банк, под 12-15% годовых покупал деньги, закупал товар, обслуживал и гасил кредит, чтобы взять следующий, то теперь это слишком дорого. Чтобы твой отдел благополучно работал, нужны двойные деньги, разъясняет суть проблемы Андрей Чанчиков.

Допустим, у тебя выложен товар на сумму 5 млн рублей. Параллельно тебе необходимо платить по всем счетам. Следовательно, в обороте должно быть не менее 10 миллионов, а накопления тают. Третий важный фактор, который давит на потребительский рынок, – это курс национальной валюты: «Мы зависим от импорта, и все тезисы об импортозамещении пока не больше, чем тезисы, потому что нет производственных технологий. Примерно 90% товара предприниматель по-прежнему привозит из-за рубежа, если не брать во внимание продовольствие. Когда он не может взять деньги в банке, он вынужден включать в стоимость товара падение выручек, а существует предел цены. Человек начинает работать в убыток, дальше происходит самое страшное: он тратит деньги из кассы, а не те, которые заработал».

В жесткой экономической ситуации нельзя двигаться по наитию – это верный путь к банкротству, и в нижней ценовой категории череда банкротств уже идет по нарастающей. В то же время федеральные сети держит принцип «поплавков», где рентабельные магазины в городах-миллионниках какое-то время поддерживают убыточные магазины в дотационных регионах. Если рано или поздно их закрывают, то приходят другие. К архангельскому рынку уже присматривается X5 Retail Group с магазинами трех ценовых категорий – «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Объемы закупок позволят им уронить цены, а это важнейшее конкурентное преимущество в разгар кризиса. Выстоят ли в борьбе архангельские сети, изучившие локальный рынок и развивающие производства под собственным брендом, – большой вопрос. Первично этот процесс сказался в продовольственном секторе – об этом мы намерены поговорить с игроками регионального рынка в одном из ближайших номеров.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5