ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

Базара нет: новый директор центрального рынка настроен на перемены


Артём БОТЫГИН. Фото автора | 06.08.2016 02:01:29
Базара нет: новый директор центрального рынка настроен на перемены

Новый директор МУП «Центральный рынок» Григорий ИГНАТЬЕВ был назначен главой областного центра Игорем ГОДЗИШЕМ 1 августа и с первых дней работы взял курс на «оцивилизование» одной из самых популярных торговых площадок. Под этим словом он понимает ликвидацию «лишних» палаток и крупнейшее за последние 15 лет обновление инфраструктуры предприятия. Сами торговцы уверены, что спасать рынок уже поздно и пора бы им задуматься о поисках новой работы.


«Торговля на Центральном рынке — это гарантия того, что ваш продукт не окажется незамеченным. Ежедневно сюда приходят тысячи архангелогородцев. Здесь покупают продукты шеф-повара лучших ресторанов города. А их мнению можно доверять», — так описывается деятельность МУПа на сайте администрации муниципалитета.

На практике же дела обстоят иначе: торговые ряды почти не пользуются вниманием, да и новый директор унитарного предприятия Григорий Игнатьев, как и сами торговцы, считает, что рынок давно требует серьезных перемен.

«Сейчас одну-две вещи в день продашь — уже хорошо. Нормальная торговля была лет десять назад. Все одеваются в торговых центрах. От рынка ничего и не осталось — он уже стал меньше раз в пятнадцать. Никого нет. Погода нормальная — вот и стоим. А зимой попробуй поработай... Ладно, если продажи есть, а так только здоровье потеряешь», — рассказал «БК» владелец одной из торговых палаток Заир (работает на рынке 15 лет).

Одним из шагов на пути к «окультуриванию» стала расчистка от палаток улицы Выучейского, чтобы вид на строящийся Михайло-Архангельский кафедральный собор не был ничем испорчен. По словам исполнительного директора, заместителя директора по вопросам развития МУП «Центральный рынок» Владимира МИГОТИНА, ещё в 2014 году поступало предписание от ГИБДД освободить улицу Выучейского от прилавков и организовать там парковку. Но тогда этого не было сделано, потому что... Просто не было сделано.

Кроме того, аренда этого участка муниципальной земли обходилась предприятию в 700 тысяч рублей в квартал. При этом в субаренду предпринимателям из 79 торговых точек на улице Выучейского было отдано лишь 26, поэтому такая практика была не очень выгодной. Итак, 27 июля улица Выучейского была освобождена, а торговые палатки остались только на территории, принадлежащей рынку. Владимир Миготин также отметил, что все, кого «подвинули», безболезненно разместились вдоль проспекта Чумбарова-Лучинского, и при этом у рынка до сих пор остается несколько десятков свободных мест.

«Сейчас открыта дорога к церкви. Кто-то говорит, что здесь автостоянку и остановку автобусную будут делать. Другие — про крытые палатки, как на рынке у «Диеты», чтобы культурно все было. Мы не знаем, кому верить. Много людей осталось без работы, без места. Мы как раз с Выучейского, пока по договоренности занимаем чужую торговую точку, но когда хозяева вернутся, нас отсюда попросят...», — уверена продавец с центрального рынка Наталья (работает там более 20 лет).

По словам Владимира Миготина, убранные торговые места содержались для проведения Маргаритинской ярмарки, но большую часть года они пустовали. Поэтому и было принято решение «срезать» свыше 70 участков.

«Происходит отток арендаторов из-за обилия свободных торговых площадей в городе. Торговые центры снижают арендную плату. Теперь, к примеру, почти весь ТЦ «Час пик» и здание морского-речного вокзала заняты продавцами, которые раньше работали на рынке», — пояснил заместитель директора МУПа.

В то же время, как отметил Владимир Миготин, центральный рынок в целом в последние годы не в убытке. В 2014-2015 годах рентабельность предприятия повышалась, и МУП погасило 6 млн рублей долгов, накопившихся ранее в результате неэффективного управления. Сегодня у рынка есть порядка 200 арендаторов, которые платят в среднем 10 тысяч рублей в месяц.

«Теперь мы будем копить деньги на улучшения, впервые за 15 лет. На этот год в планах - реконструкция системы водоснабжения и замена грузовых лифтов, которые поднимают товар. Здесь же ничего не менялось с момента постройки. Поэтому и расходы существенные. У здания большие теплопотери: зимой обогреть его очень сложно, а летом - трудно охладить. Необходима также замена холодильных камер, и это самая большая статья расходов. Всего мы планируем вложить порядка 7 млн рублей. Холодильные камеры обойдутся примерно еще в такую же сумму», — отметил Владимир Миготин.

Расположенных на улице торговых палаток в ближайшее время изменения пока не коснутся, замена старых палаток на павильоны с жалюзи, которые можно было бы закрывать на ночь, не планируется, отмечает руководство МУП «Центральный рынок».

«Если бы действительно павильоны поставили, сделали, как в других городах, было бы хорошо. А мы каждый день приходим, заново товар развешиваем, потом снимаем, грузчик все убирает, назавтра — выносит обратно и так далее. Грузчики берут 150 рублей, место в камере хранения стоит 1500 рублей в месяц. Плюс 14 тысяч рублей за аренду. Но и в торговых центрах, я считаю, сейчас невыгодно работать. У меня есть торговая точка в магазине: тянем-тянем, за аренду платим, налоги — себе копейки остаются. В итоге сами выходим на рынок, чтобы хоть что-то заработать. В прошлый месяц 15 тысяч «плюса» вышло. Ну что это, бизнес что ли? Бизнес по-русски», — рассуждает владелец торговой палатки Марина (проработала на центральном рынке 26 лет).

Сейчас на рынке «свободных мест еще полно», уверяет Владимир Миготин: только в основном здании пустуют порядка 16 павильонов для продажи промтоваров и около 15 мест в продуктовом отделе, также есть свободные палатки на улице.

«Стоимость аренды у нас гораздо ниже, чем в торговых центрах города, и каждую заявку мы готовы рассмотреть индивидуально. Арендная плата не поднималась с 2008 года», — добавил Владимир Миготин.

Владельцы торговых точек и продавцы информацию о «неизменяемой» арендной плате воспринимают с грустным смехом. Зато с тем, что посещаемость в последние годы сильно упала, согласны. Но даже при таких условиях они готовы продолжать работать — если рынок закроется, идти будет некуда.

«Если поставят новые павильоны, нам потребуются очень большие деньги... Но люди в долг возьмут, в кредит залезут, только чтобы работать. Уходить в торговый центр — тоже не вариант. У многих людей, которые по 20 лет здесь работают и только торгуют, нужного образования ведь нет, только за счет рынка жили. Останется два пути: либо устроиться к кому-то грузчиком, либо взять кредит, но работать на себя», — считает владелец торговой палатки с 20-летним стажем Рагим.

Прямая речь

Григорий ИГНАТЬЕВ, директор МУП «Центральный рынок»:

— Глава Архангельска Игорь ГОДЗИШ предложил по-коммерчески посмотреть на состояние центрального рынка, подумать, как его вытащить из 90-х годов. Главная проблема — заполняемость. Сейчас она на уровне 85%, и количество арендаторов падает из-за конкуренции в сфере торговли. Поставлена цель изучить эту отрицательную динамику и что-то придумать. Рынок в таком виде себя изжил. И изменить нужно все - от инфраструктуры до ассортимента товаров и даже их выкладки. Еще одно направление работы — сельскохозяйственный рынок. У МУПа есть социальные места для местных товаропроизводителей сельхозпродукции - мы предоставляем им площади с большой скидкой. Таких мест около тридцати, но, к сожалению, и они далеко не все заняты.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5