ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

В Шенкурском районе заготовили более полутонны иван-чая


Андрей САХАРОВ | 09.08.2014 01:04:23

altВ Архангельской области завершается сезон заготовки иван-чая — это уникальное по составу полезных свойств растение с розовыми стрелками часто встречается в наших широтах на лесных опушках, в полях, у дорог. В этом году создатели чайной линейки под брендом «Матенька» заготовили в Шенкурском районе более полутонны сырья.

Летом 2012-го супруги и соучредители архангельского коммуникационного агентства EFpromo Дмитрий ТИХОМИРОВ и Елена ПОПОВА воплотили в жизнь  еще одну  бизнес-идею: производство натурального  травяного чая, так как давно мечтали о создании полезного и самобытного продукта.  

alt«Я считаю, что жизнь задолго до событий посылает нам сигналы — с детства любила заваривать заготовленный мамой в Котласе иван-чай и вообще предпочитаю лечиться  травами, – рассказывает Елена. – Технология заготовки иван-чая была растиражирована в Интернете, а в России появлялись успешно торгующие этим продуктом компании. Мы решили рискнуть и сделать наш северный продукт, что называется, с любовью к людям и русским традициям. Досконально изучили все доступные материалы и уехали летом в хорошо знакомый Шенкурский район, в деревню Паденьга.  Там  местный люд знает, как собирать иван-чай».

«Помимо интеллектуального труда, которым занимаюсь бОльшую часть своей жизни, я безо всякого пренебрежения брался и за труд ручной, - рассказывает Дмитрий, - и всегда с уважением относился к специальностям и профессиям рабочим, которые собственными руками создают определенный продукт. А когда мы затеяли собственное производство, то желание и энергия били через край».

Глава района Сергей КОТЛОВ и Усть-Паденьгский муниципалитет откликнулись на просьбу помочь и выделили начинающим производственникам жилье и местный клуб для работы. Первый опыт дался нелегко. Ошибки делали на каждом этапе. Почти 200 кг травы было загублено из-за неопытности. Ведь одно дело информация из чужих уст  или из Интернета, другое – собственный опыт. Мало только закупить сырье, необходимо правильно его подготовить: иван-чай должен пройти ферментацию и правильную сушку, иначе вкуса не будет – сено получится. Работа ручная, технология - «как в домашних условиях» и «как делали наши деды», поэтому приходилось тяжело.

«Это было какое-то сумасшествие, – вспоминает Елена Попова. – Не знаешь, какое оборудование закупить, как подобрать емкость для ферментации, как и сколько сушить. Теряли деньги то на оборудовании, то на неверной технологии. Тыкались, как слепые котята, но титаническими усилиями заготовили около 60 кг чая. Это приличный объем для ручного способа производства. Чай наш в итоге получился вкусным, что оценили и наши покупатели, и жители деревни Паденьга, которые знают, каким должен быть настоящий русский чай».

«Матенька» является серьезным подспорьем для жителей шенкурской глубинки. В деревне сформировался постоянный костяк сборщиков – около 15 человек совершенно разного возраста. За весь период сбора, - а это всего лишь три-четыре недели, в зависимости от того, какое выдастся лето, - люди успевают прилично заработать.

Затем привлекли знакомую травницу, человека с медицинским образованием, которая  помогла составить купажи — сборные чаи из разных трав. В ход пошли и консультации академика РАН Валерия ЕМЕЛЬЯНОВА (он одним из первых начал возрождение и производство иван-чая), к нему молодые производители также съездили за опытом. Так был разработан большой чайный ассортимент – 10 позиций. Сырье для купажей закупали отдельно, в частности, в казачьей общине Волгоградской области — не все травы растут на Севере.

Особая история - поиск названия и логотипа для предприятия и продукции. Это был очень интересный этап становления. Искали то, что соберет воедино всю философию нового продукта.

«Мы уже понимали, что наш продукт будет выглядеть аутентично. Оставалось найти  емкое и говорящее название и характерную визуализацию – логотип, - вспоминает Елена, – Тут мы занялись тем, чем занимаемся каждый день, а именно – маркетингом и созданием бренда. И наш более чем 8-летний опыт в этом, несомненно, помог. Мы понимали общую концепцию нашей марки - русский, северный продукт, поэтому обратились к словарю «ПомОрьска говОря». Пролистав несколько страниц, почти сразу увидели слово «матенка», то есть матушка, и поняли - это про наше детище. Еще сыграл тот факт, что мы с Дмитрием оба живем далеко от родителей и знаем, что такое мамины присланные продукты и заготовки. В них самое лучшее, самое спелое и полезное. Поэтому все срослось. Мы хотели делать именно такой продукт, где качество будет «по любви», как у мамы. У нас и слоган такой «Лучшее – любимым».

Самостоятельно разработали свой фирменный стиль, много сил приложили к поиску упаковки. «Чтобы найти свой логотип, мы пошли в библиотеку имени Добролюбова, где отсняли элементы старинной северной вышивки, использовавшиеся в одежде, - рассказывает Дмитрий Тихомиров. – Дизайнер, изучив фотоматериал, разглядел в рисунках интересный символ и предложил его в качестве лого. Оказалось, что символ был почти на каждой женской одежде и олицетворяет богиню плодородия Мокошь, опять же связанную с материнством. Теперь этот символ украшает упаковки чая».

Молодые предприниматели прошли сертификацию продукта и начали его продвигать. В рекламу вкладываться было дорого, поэтому запустили информацию о продукции в социальной сети «Вконтакте». Первый же клиент заказал сразу 10 пачек чая — по одной каждого купажа.  Ставка на большой ассортимент сработала. Конечно, первый год работы предприятия «Матенька» прошел без прибыли. Из основного, маркетингового бизнеса на развитие нового дела было «выкачано» больше 200 тысяч рублей. В небольшой плюс удалось выйти только в конце следующего года. Но узнаваемость нового продукта росла.

«Мы создали торговую марку, которая продается не только за счет вкуса, но и за счет дополнительного фактора - русской самобытности. Да, цена у нас, может быть, самая высокая в России, но благодаря качеству чая, упаковке, фирменному стилю потребителю продукт нравится. Его покупают для себя, его везут в подарок, чтобы представить наш Север или нашу страну. Мы знаем, что и в Бразилию, и в Венесуэлу наши чаи увозили. Наверное, некоторые думают, что чай приносит нам легкие деньги. Это не так. Чай готовится вручную и из экологически чистого сырья, в удаленной от трассы деревне, и он не может стоить дешево, и скорых прибылей тоже быть не может, ведь и внимания продукт требует постоянно. В том числе и финансового», - говорит Елена Попова.

Заказы приходят со всей России, из Москвы, Питера, Тюмени, Сочи и многих других городов. Начинают заказывать и из ближнего зарубежья. Постоянные объемы берут Соловки и Малые Корелы, хорошо чай продается вместе с традиционными северными козулями. Но в широкую розницу продукция «Матеньки» не поступала. Объемы производства до последнего времени не позволяли  гарантировать постоянные поставки, ведь и во второй год работы было заготовлено (опять же вручную!) всего около 150 килограммов.

Вообще иван-чай, как квашеная капуста, у каждого производителя получается разным, поэтому и потребитель выбирает «свой чай». «Матеньку» ценят за своеобразную нежную ферментацию.

«Мы не просто искали правильный рецепт иван-чая, мы искали свою ферментацию, - рассказывает Дмитрий Тихомиров. – Так как в чае травы не должны «спорить» между собой, мы нашли среднюю ферментацию, чтобы вкус «звучал» гармонично. Ну а благодаря тому, что производим мы иван-чай на Севере, он получается еще и максимально полезным, ведь чем севернее растет это растение, тем больше сохраняет полезных свойств».

В прошлом году предприятие выиграло областной грант на развитие своего дела — 1,5 млн рублей. Деньги потратили на приобретение оборудования и ангара в Паденьге. За это время сами придумали и соорудили с помощью мастера механизм для правильной переработки листьев иван-чая. Сегодня основатели «Матеньки» всерьез ищут сбыт и региональных представителей. Более полутонны ферментированного чайного листа — это уже серьезный объем, который позволяет и требует думать о поставках оптом и в розницу. Сейчас в двери «Матеньки» стучится магазин русской еды из Германии, а в ассортименте компании уже 12 купажей, у каждого из которых есть свои ценители.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5