ИЛИМ-ПАЛП_2017_2
F5

В роковом треугольнике авторского права


Светлана КОРЕЛЬСКАЯ | 20.11.2009 07:28:41

Копирайт – одна из самых обсуждаемых тем минувшей недели. В начале декабря в Москве состоится I Международный форум по интеллектуальной собственности «Expopriority-2009». Известно, что не кто иной, как нынешний президент Дмитрий Медведев был куратором проекта разработки IV части ГК, нормативной базы охраны авторских прав. Он же отдал премьер-министру распоряжение проработать основные направления совершенствования этого раздела, обратив особое внимание на Интернет.

Знак © оброс мифами. И если в сфере деятельности Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатент) процесс от сбора документов до получения свидетельства на изобретение – долгий, но упорядоченный, то в «треугольнике» между автором произведения, правообладателем и незваным гостем, желающим заработать на чужой интеллектуальной собственности, часто разгораются не вполне логичные конфликты.

«У меня украли идею!» – восклицает редактор глянцевого журнала и грозит конкуренту судебным разбирательством. «Уберите с сайта мой снимок!» – требует фотограф. «Вы использовали мою сетку и мою концепцию буклета», – негодует дизайнер, швыряя только что отпечатанный экземпляр на стол директора рекламного агентства. Какие шансы на сатисфакцию есть у каждого из вышеперечисленных персонажей?

Мелкие рыбёшки

Много воды утекло со времён принятия Бёрнской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.) и Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 1952 г.). В океане информации, бушующем между континентами, активно промышляют не только пираты, но и «мелкие рыбёшки» – плагиаторы.

Долго ли скомпилировать несколько текстов, разбавить их иллюстрациями и по сходной цене предложить сговорчивому клиенту «имиджевую рекламу»?
Трудно ли, зная терминологию, найти на международном сайте типовую модель издания, чтобы выдать его за оригинальную разработку в провинциальном российском городе?
При известной сноровке такую практику можно поставить на поток. Особенно если конечный продукт уходит из общедоступного источника на бумажный носитель с тиражом 500 или 1000 экземпляров: среди коммерсантов не очень много знатоков  издательского дела.

Иск после переписки

Как быть авторам, чьи произведения, размещённые в Интернете, не застрахованы от плагиата? Им необходимо научиться защищать свою интеллектуальную собственность, отвечает ведущий юрист компании «ВИНДЕКС» Андрей ЖИЛИН.

«По одному из постановлений Верховного Суда 2006 года, если произведение появляется в Интернете незаконно, без согласия автора, то он, как обладатель исключительного права интеллектуальной собственности, может судиться как с тем, кто его разместил, так и с владельцем сетевого ресурса, где оно опубликовано, – объясняет Андрей. – Плагиатора найти чрезвычайно сложно: пользователь зашёл под ником, выложил текст или изображение – и попробуйте установить, кто это на самом деле…. Не исключено, что заинтересованный в добром имени провайдер сам поможет вам разыскать злоумышленника. Поэтому я бы порекомендовал автору сначала вступить в переписку с владельцем ресурса, а коль скоро диалог не сложится – подать иск».

Беззастенчивое заимствование контента – это ещё одна из проблем Рунета.  Например, появление какой-либо его части на бумажном носителе в виде рекламной статьи. Когда копирайтер сталкивается с использованием его текста, не предусмотренным трудовым соглашением, он вправе самостоятельно инспирировать судебное разбирательство. Правда, в таком случае авторское право необходимо доказать.
«Авторские права подразделяются на две группы: не-имущественные и имущественные, – уточняет Андрей Жилин. – По сложившейся практике юридическим основанием отчуждения (передачи имущественного права другому лицу) является договор, в котором чётко оговорены территория и срок использования произведения, а также размер и порядок выплаты авторского вознаграждения.

У нотариусов есть довольно редкая услуга – заверение распечатки интернет-страниц с регистрацией даты, когда на сайте по определённому адресу появляется статья, – иначе она может быть отнесена к справочной информации, использование которой никак не ограничено юридически».

Правота за первым

Авторское право охраняет форму произведений – изображения, композицию, риторические фигуры, но не факты. Однако это вовсе не значит, что можно заимствовать SEO-копирайт, изменить две-три фразы и стать обладателем права собственности. Первый же онлайн-тест даст юристам основания для обвинения в плагиате – несанкционированном присвоении чужой интеллектуальной собственности, которое по законодательству РФ предусматривает уголовную ответственность.

Обычно процесс выигрывает тот, кто первым депонировал оригинальное произведение, сохранив при этом исходные материалы (текстовые файлы, превью снимков и т.п.).
Эта форма регистрации занимает две-три недели и вполне по карману даже физическому лицу со сравнительно невысоким доходом: сертификат стоит 1500 рублей.
А вот глашатаев идей и концепций придётся разочаровать – такие ценности не являются объектами интеллектуальной собственности, пока не выражены в конкретной форме, зарегистрированной как полезная модель или промышленный образец. Ее примером может быть сетка буклета или периодического издания, включённая в нематериальные активы издательства.
Когда спор об авторстве перерастает в судебное разбирательство, истец обращается в тот районный суд, где зарегистрирован ответчик, и в каждом конкретном случае есть нюансы, требующие квалифицированного юридического сопровождения. Иначе избыток творческих амбиций может сильно пошатнуть репутацию.





Возврат к списку

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Лента событий

Новости компаний

© 2003-2017 Бизнес-класс Архангельск. Все права защищены. Разработка: digital-агентство F5